16 февраля 2005
1480

Г.Батанов. Беспечность сегодня - убогая старость завтра

Геннадий Николаевич, вашему послужному списку можно только позавидовать: вы служили в Ракетных войсках стратегического назначения, занимали руководящие посты в администрации Краснодарского края, Госдуме, Министерстве юстиции, работали аудитором в Счетной палате РФ. Чем обусловлено доверие, оказываемое вам государством, в управлении стратегически важными отраслями?

Полагаю, причина в том, что я смог зарекомендовать себя как специалист в области управления. При погружении в новую сферу деятельности, как правило, мне достаточно полгода; у меня появляется возможность выделить главные, приоритетные направления, организовать людей. Мне всегда удавалось зажечь коллектив, добиться его поддержки. Думаю, смогу это и в Пенсионном фонде.

Суть проводимой в стране пенсионной реформы понятна не всем. Россияне привыкли не задумываться о своей собственной роли и участии в процессе инвестирования пенсионных средств, полагая, что об этом позаботится государство. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Что удалось сделать за три года с начала проведения реформы?

Надо сказать, что за эти годы была проделана значительная работа, предприняты титанические усилия по созданию инфраструктуры пенсионной системы, единой централизованной системы управления средствами обязательного пенсионного страхования, модификации распределительной модели пенсионного обеспечения и формированию элементов накопительной составляющей пенсионной системы. Несомненно, что по сравнению с дореформенным временем выросли размеры пенсий. Заслуга в этом в первую очередь принадлежит бывшему руководителю ПФР, ныне Министру здравоохранения и социального развития Михаилу Юрьевичу Зурабову. Была поставлена задача перехода к страховой системе пенсионного обеспечения. Раньше пенсии назначались практически всем поровну вне зависимости от должности, заработка и квалификации. Фактически в старой пенсионной системе пенсия утратила свою страховую природу и превратилась в социальное пособие, назначаемое в связи с достижением пенсионного возраста. Сейчас у граждан нашей страны появилась возможность самим позаботиться о своем будущем. В настоящее время они могут непосредственно влиять на формирование своей предполагаемой пенсии, т. е. они стали активными субъектами отношений в сфере обязательного пенсионного страхования. При этом установлена прямая зависимость размера пенсии от величины зарплаты. Вот, смотрите, я держу в руках "Комментарий к пенсионному законодательству РФ".

Довольно увесистый том...

Так вот, по моему мнению, беда нашей страны и нашего народа в том, что Россия постоянно переживала разные катаклизмы, войны, смену руководства, государственного строя. В результате появилось огромное количество людей, пострадавших от всех этих бед и невзгод. Государство стремилось компенсировать им потери, а значит, появлялись категории граждан, которым государство предоставляло различные льготы, стремясь отметить их заслуги перед Родиной, в том числе и в части пенсионного обеспечения. Недавно я встречался с представителями пенсионной системы Чили. У них в льготном порядке назначаются пенсии лишь в связи с особо тяжелыми условиями труда, шахтерам например. Остальным пенсии назначаются на общих основаниях. В России только перечень льготников занимает не один десяток страниц, что очень усложняет законодательство. Каждый третий пенсионер, выходящий на пенсию в последние годы, - льготник. А это - дополнительная финансовая нагрузка на Пенсионный фонд.

Предполагается ли внесение изменений в законодательство по отмене пенсионных льгот?

В отношении льготников отмечу, что Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ", предусматривающий досрочное пенсионное обеспечение работников за счет дополнительного тарифа, уплачиваемого в специально создаваемые профессиональные пенсионные системы. При этом вести речь о резком изменении законодательства нельзя. Почти каждый имеет определенные заслуги перед отечеством. Проживем мы хотя бы лет пятьдесят без войны, тогда можно будет что-то сказать. Помните, при социализме народ был уверен в своем будущем, не сомневаясь в предоставлении государственных социальных льгот? При переходе к рыночной экономике социальный оптимизм несколько иссяк, хотя многие по инерции еще считают, что государство о них позаботится. Несомненно, за новации, связанные с будущим пенсионным обеспечением (а это персонифицированный учет, уплата страховых взносов), ответственны работодатели и, конечно, Пенсионный фонд. Но граждане, застрахованные лица тоже должны проявлять заинтересованность, с тем, чтобы впоследствии жить в нормальных условиях на пенсию.

Что делать, как заинтересовать россиян участвовать в формировании своей будущей пенсии?

Я думаю, что сама жизнь в новых условиях заставит человека пересмотреть свои позиции, подвигнет его к тому, чтобы он начал заботиться о себе сам. То есть должно произойти некоторое изменение сознания, менталитета. Не так давно я беседовал на стройплощадке в Москве с десятью строителями в возрасте от тридцати пяти до сорока лет. Выяснилось, что только один из них получил так называемое "письмо счастья". (Напомню, продолжается рассылка писем, в которых указывается состояние индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.) Мои предположения о том, что они не имеют регистрации в Москве и получают зарплату незаконно, не подтвердились. Присутствующий при беседе их работодатель сказал, что он исправно платит страховые взносы на пенсионное страхование. При этом важно другое: они сами, не получив писем, ничего не предприняли, не обратились в органы Пенсионного фонда, несмотря на постоянные увещевания СМИ о возможности распорядиться накопительной частью своей пенсии, выбрать управляющую компанию. Надо осознать, что в условиях функционирования новой пенсионной системы забота о своих пенсионных правах в значительной степени смещается в сторону самого застрахованного лица. Пенсионный фонд в силу предоставленных ему законом прав будет защищать его интересы перед недобросовестным страхователем.

Каковы должны быть действия тех, кто не получил такие письма?

В каждом районе есть управление или отдел Пенсионного фонда, во многих существуют клиентские службы. Надо обратиться туда с тем, чтобы вам предоставили информацию о состоянии индивидуального лицевого счета, а также накопительной части вашей будущей пенсии. Я вас уверяю, в течение 15 минут с вами разберутся и подскажут, что нужно сделать в этой ситуации. Достаточно просто проявить заинтересованность, затем выбрать частную управляющую компанию. Если же вы относитесь к категории "молчунов", ваши пенсионные накопления уйдут в государственную управляющую компанию. Но в любом случае ваши деньги будут работать, увеличивая накопительную часть трудовой пенсии. Кстати говоря, откликнулись на "письма счастья" всего 700 тысяч россиян, заявив о выборе той или иной частной управляющей компании.

Негосударственные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды активно развиваются, утверждая, что они предоставляют высокую доходность инвестиций. Есть ли у них шансы составить конкуренцию государственной управляющей компании?

Перемещение денег из государственной управляющей компании в частную полностью отвечает веяниям времени. Вместе с тем надо понимать, что ни управляющие компании, ни негосударственные пенсионные фонды не могут составить конкуренцию ПФР. Если даже все граждане России, которые производят начисления на накопительную часть трудовой пенсии, выберут негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, мы их поддержим и скажем: "Молодцы!". Подобный выбор может означать, что народ верит в происходящие в стране преобразования и в то, что управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды предоставят высокую доходность, выгодные пенсионные схемы, позволяющие получить значительный прирост накопительной части пенсии. Это большое дело, которое будет способствовать повышению рейтинга России на мировой арене. Поймите, что деньги, которые будут перечислены в негосударственный сектор экономики, составляют всего от 2 до 6 процентов от фонда оплаты труда; остальные средства, поступающие на выплату страховой и базовой частей пенсии, остаются в Пенсионном фонде.

А где гарантия, что мои деньги останутся в целости и сохранности до наступления пенсионного возраста?

Механизм отбора частных компаний неплохо прописан в законодательстве, что позволяет с высокой вероятностью предположить, что деньги не пропадут. Создана мощная многоуровневая система контроля. Наряду с государственными органами - Минфином, Счетной палатой, ПФР, федеральной службой по финансовым рынкам - в этой сфере действуют специализированный депозитарий, общественный совет по инвестированию пенсионных накоплений. Мне кажется, что система контроля задублирована настолько, что не позволит участникам пенсионного рынка использовать пенсионные накопления нецелевым образом. Напомню, что средства, переданные в негосударственные управляющие компании, остаются в федеральной собственности. Что касается негосударственных пенсионных фондов, эти деньги уже перестают быть федеральной собственностью, переходят в собственность фонда.

Правительство отправило на доработку вариант изменений, касающихся порядка и условий формирования накопительной части трудовой пенсии. В частности, отказ от обязательного формирования накопительной части пенсии для граждан 1953-1967 г. р., позволяющий компенсировать выпадающие доходы Пенсионного фонда из-за снижения ставки ЕСН. Тем временем премьер-министр Михаил Фрадков пообещал исправить опрометчивое решение исключить из пенсионной системы граждан старше 37 лет.

Очень сильно переживают те, кто родился в период с 1953 года по 1967 год. Мне кажется, что их переживания необоснованны. Ведь та часть пенсии, которая им будет положена за счет накопительной части, составит небольшую сумму, потому как невозможно за столь короткий период сформировать накопительную часть трудовой пенсии в значительном объеме. По моему мнению, нельзя говорить, что государство пытается исключить из пенсионной системы самую дееспособную часть населения. Дело в том, что экономическая ситуация в стране складывается так, что страховая часть трудовой пенсии в ближайшее десятилетие будет увеличиваться ввиду стабильного роста зарплаты. Расчетный пенсионный капитал будет ежегодно индексироваться в зависимости от роста зарплаты. В 2003 году индексация данного капитала составила 17,1 процента, что больше, чем доходность от инвестирования пенсионных накоплений. Судя по прогнозам, в ближайшее десятилетие такая тенденция сохранится. Хотя для чистоты прогнозной оценки надо посмотреть, как отработают частные управляющие компании в этом году, посчитать, какой они получат доход. Следует отметить, что одновременно обсуждаются перспективы добровольного пенсионного страхования. Поэтому те, кто родился до 1967 года, не должны беспокоиться. Предполагается, что гражданам будет предоставлена возможность поработать самим на себя, на свою будущую пенсию, добровольно отчисляя из своей зарплаты установленный процент в накопительную часть. Эти деньги будут освобождены от подоходного налога. Кроме того, каждому застрахованному лицу, заключившему договор дополнительного пенсионного страхования, ежегодно будет зачисляться из федерального бюджета более 2 тысяч рублей. Такой подход используется в международной практике.

Потребность в корректировке пенсионного законодательства возникла после того, как в правительстве решили снизить ставку единого социального налога с 35,6 до 26 процентов. Из-за этого в бюджете Пенсионного фонда может образоваться <дыра> в 280 млрд. рублей.

Нет. В бюджете ПФР "дыра" будет меньше. Но снижение ЕСН никак не касается страховой и накопительной частей. Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование останется неизменным - 14 процентов. Сокращение ЕСН на 8 процентов будет компенсировано из федерального бюджета, что предполагает дополнительную нагрузку на него. Сумма составляет 280 млрд. рублей, а где их взять? Полагаю, что меры, которые принимают в отношении крупного бизнеса, экспортных пошлин, акцизов, позволят залатать эту прореху. Что касается финансирования страховой части, честно скажу - дефицит есть, но мы его закрываем за счет своего резерва. Легче станет ПФР от того, что будет изменен порядок распределения тарифа страховых взносов, в первую очередь в отношении граждан старше 1967 года рождения? Да, естественно, поскольку страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии используются на выплату пенсии нынешним пенсионерам. Ведь договор социального партнерства никто не отменял, мы должны содержать стариков. Разве они нам простят, что мы проявили заботу только о будущем поколении?

Каков сегодня средний размер пенсии в России? Что позволит в дальнейшем увеличивать доходы Пенсионного фонда?

Пенсии в нашей стране планомерно увеличиваются, с 2000 года они выросли в три раза. Средний размер трудовой пенсии в России приближается к двум тысячам. Только в этом году среднее повышение составило более 145 руб. Несомненно, что снижение ЕСН будет стимулировать выход зарплаты <из тени>. В связи с введением с начала пенсионной реформы страховых взносов уже наметилась тенденция к легализации доходов работающих граждан. Фонд зарплаты растет ежегодно в среднем на 500 млрд. рублей. Этому способствовало снижение и создание плоской шкалы подоходного налога. Я думаю, что в следующем году мы получим приличный рост фонда зарплаты и, соответственно, доходов ПФР. Снизив ЕСН, правительство оставляет в бизнесе 280 млрд. рублей. Как оно ими распорядится? Хочется надеяться, что они будут использованы на инвестиции в развитие экономики нашей страны, на повышение зарплаты. Подчеркиваю, в снижении ЕСН заинтересованы все стороны - и застрахованные лица, и страхователи, и пенсионеры.

Сейчас ведется много разговоров о более позднем выходе на пенсию: мужчин - в 65 лет, а женщин - в 60 лет. Какова ваша точка зрения?

Повышения пенсионного возраста в ближайшей перспективе, видимо, не будет. При этом надо помнить, что 30 процентов всех пенсионеров в России пенсию получают досрочно, например, в 45-50 лет. В итоге государство платит им пенсию более длительный период и делает это за счет других, отвлекая средства на выплату досрочных пенсий. На данном этапе повышать возраст выхода на пенсию нецелесообразно, возможно, это задача будущего.

Отмечу, что в действующем законодательстве заложен механизм отказа от страховой части трудовой пенсии. Так, отсрочка выхода на пенсию на пять лет позволяет увеличить размер пенсии примерно на 50-60 процентов. Вместе с тем выработка дополнительных стимулов к более позднему выходу на пенсию является актуальной.

Юлия Власова
Финансовый контроль, No 6 (31), 2004

http://www.pfrf.ru/content/view/2436/131/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован