Эксклюзив
22 декабря 2008
7426

Г.Карандаев, П.Смирнов: Методы аудита эффективности

В отличие от финансового контроля, при котором осуществляется контроль за законностью и целевым использованием бюджетных средств, аудит эффективности затрагивает проблемы, связанные с эффективностью использования государственных средств, которые могут проявляться в большом разнообразии форм, иметь достаточно сложные и комплексные причинно-следственные связи.
В связи с этим при проведении аудита эффективности на практике не могут применяться какие-либо стандартизированные модели проверки.
Методы осуществления аудита эффективности могут быть различными в зависимости от проверяемой сферы использования государственных средств, специфики деятельности объектов проверки, а также конкретных целей аудита эффективности. При этом их можно разделить на два направления: аналитические методы и методы обследования.
Современная практика и теория как финансового контроля, так и аудита эффективности позволила разработать достаточно обширное количество методов проведения аудита эффективности.
Сущность аудита эффективности, заключающаяся в анализе результативности использования государственными средств, определяет направленность его проведения с использованием аналитических процедур, в их сочетании с обследованием объекта контроля.
При этом проведение аудита эффективности включает в себя такие методы основанные на анализе: анализ методов организации работы (деятельности) объектов, анализ результатов работы (деятельности) проверяемых объектов, анализ имеющихся данных, анализ конкретных ситуаций.
Так, анализ методов организации работы объектов заключается в анализе системы управления, планирования, учета и контроля использования государственных средств, выделенных из федерального бюджета в качестве финансовой помощи, субъекту Российской Федерации.
Указанный метод позволяет установить, насколько организация работы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отвечающих за использование финансовой помощи, соответствуют установленным нормам и правилам и сделать вывод об эффективной (неэффективной) работе конкретного объекта и, соответственно, эффективном (неэффективном) использовании им бюджетных средств.
Анализ результатов работы (деятельности) объекта аудита эффективности проводится в форме сравнительной оценки фактических и запланированных результатов.
Этот метод наиболее рационален, если имеются соответствующие критерии для качественной и количественной оценки полученных результатов и определения объема использованных при этом государственных средств, так как оценка итогов и результатов деятельности позволит в случае соответствия результатов деятельности объекта запланированным результатам сделать вывод об отсутствии серьезных недостатков в проверяемой сфере или деятельности объекта и ограничить дальнейшие контрольные процедуры формированием рекомендаций по дополнительным возможностям повышения эффективности управления государственными средствами. В случае, если установлены значительные недостатки в результатах деятельности необходимо провести глубокий анализ причинно-следственных связей их вызвавших.
Анализ имеющихся данных предполагает необходимость использования и анализа материалов, поступающих от объекта управления, либо из других источников информации.
Эти источники могут включать информационные системы, применяемые на проверяемом объекте для реализации программ, а также другие материалы и данные, относящиеся к объекту проверки.
Такими источниками в исследуемой сфере использования финансовой помощи бюджету субъекта Российской Федерации, наряду с положениями нормативно-правовых и локальных (внутренних) актов, определяющих правовое положение, структуру, порядок принятия решений управления и систему внутреннего учета, контроля и отчетности, организации и деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, являющихся объектом проверки, результатами непосредственного обследования условий работы объекта проверки, материальных результатов его деятельности, а также письменных ответов объекта проверки на ранее направленные запросы, могут выступать:
нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, определяющие общие правила предоставления, распределения и использования средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также регулирующих вопросы использования конкретных видов межбюджетных трансфертов;
нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определяющие условия предоставления, порядок распределения и использования средств межбюджетных трансфертов из федерального, регионального и муниципального бюджетов;
законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в субъекте Российской Федерации, о бюджете субъекта Российской Федерации, муниципального образования на очередной финансовый год, положения о региональных фондах финансовой поддержки муниципальных образований, региональных фондах муниципального развития, региональных фондах софинансирования социальных расходов, региональных фондах компенсаций;
индивидуально-правовые акты органов исполнительной власти различных уровней, регулирующих вопросы распределения и использования средств межбюджетных трансфертов;
положения соглашений с высокодотационными регионами о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств, иных соглашений об использовании средств межбюджетных трансфертов, заключенных в соответствии со статьей 130 (пункт 3, 4) Бюджетного кодекса Российской Федерации;
положения региональных и муниципальных программ, финансирование которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, а также документов оформляемых при их утверждении и реализации, в частности, решения компетентного органа об утверждении целевой программы, паспорта целевой программы, положения об управлении реализацией целевой программы, докладов о ходе реализации целевой программы и др.;
положения федеральных и региональных стандартов государственных и муниципальных услуг;
материалы ранее проведенных проверок и обследований деятельности объекта проведения проверки аудита эффективности;
акты финансового контроля, бухгалтерского учета и отчетности, иных отчетов, посвященных вопросам управления и подотчетности;
акты гражданско-правового характера (договоров поставки, подряда и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд и др.), направленных на достижение целей предоставления средств межбюджетных трансфертов, а также документов, оформляемых в ходе исполнения принятых по указанным договорам обязательств (актов сдачи-приемки работ, платежных документов, накладных и т.п.);
аналитическая литература, статьи в периодической печати, относимые к теме проверки;
результаты опросов и анкетирования получателей соответствующих услуг и др.;
других источников информации.
Применение таких данных, собранных исходно для каких-либо других целей, иногда может предполагать особую осторожность при их использовании в целях проверки. В подобной ситуации необходимо проводить оценку их надежности, достоверности и применимости для оценки изучаемой проблемы и формулирования на их основе соответствующих выводов.
Анализ конкретной ситуации представляет собой общий подход, используемый в аудите эффективности, при котором основное внимание концентрируется на конкретных ситуациях, связанных с использованием средств финансовой помощи субъектом Российской Федерации, что и является основным отличием от метода анализа результатов деятельности.
При этом конкретные ситуации всесторонне и детально анализируются как в целом, так и по их отдельным аспектам.
Сложность при использовании такого подхода в ходе аудита эффективности расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета заключается в объективном отборе конкретных ситуаций, позволяющих использовать выводы и заключения, сделанные по результатам проверки, для повышения эффективности управления государственными средствами.
Таким образом, при отборе конкретных ситуаций особое внимание уделяется на степень влияния последних на результаты использования государственных бюджетных средств при проведении аудита эффективности.
Целесообразность проведения в ходе проверок анализа конкретных ситуаций объясняется тем фактом, что при обнаружении определенных недостатков и недочетов на конкретном участке деятельности объекта контроля проверяющие получают возможность сформулировать выводы о неэффективном управлении государственными средствами проверяемым экономическим субъектом в целом.
Также, в ходе осуществления анализа возникает необходимость в применении современных методов анализа, как аналогия, экспертиза, индукция, дедукция, моделирование, статистические расчеты, определенный синтез, системный анализ и т.п., которые помогут наиболее полно и объективно раскрыть все вопросы эффективности расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета.
При этом применение каждого из указанных методов должно четко обосновываться целями аудита эффективности и быть применимыми для анализа выявленных фактов.
Обследование, широко применяется на практике как метод государственного финансового контроля, и представляет собой сбор данных из различных источников, имеющих непосредственное отношение к проверяемой сфере использования государственных средств или деятельности объекта проверки, и проводится в сочетании с изложенными выше методами проведения проверки.
Данные и материалы, получаемые в ходе обследования, составляют базу доказательств, которые, подвергнувшись определенной аналитической обработке, формируют результаты аудита эффективности расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета, влияя на их объективность.
К методам обследования относятся: инвентаризация, пересчеты, опросы, общее изучение документов и т.п.
От качества механизма сбора данных, хорошей организации, соответствующего опыта по сбору, обобщению и анализу полученных данных зависит достоверность полученных результатов, используемых в качестве доказательств при подготовке заключений и выводов аудита эффективности расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета.
Проведенный автором в настоящей главе анализ практики и методик аудита эффективности в части совершенствования реализации контрольных функций государства и организационно-структурного обеспечения аудита эффективности свидетельствует о том, что на данном этапе аудит эффективности является одним из основных направлений в совершенствовании государственного финансового контроля в Российской Федерации, позволяющим с применением современных методов анализа наиболее полно определять эффективность и результативность расходования субъектом Российской Федерации помощи из федерального бюджета.

22 декабря 2008 года
Г.Карандаев, П.Смирнов
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован