16 февраля 2007
1716

Г.Н.Батанов отвечает на вопросы читателей `Российской газеты`

Геннадий Николаевич, как идет подготовка к тому, чтобы с 1 января начались ежемесячные денежные выплаты льготникам?

Г.Н.БатановГотовимся полным ходом. Во всех регионах проводится сверка данных о гражданах льготных категорий. Кстати, из средств федерального бюджета денежные выплаты взамен натуральных льгот будут производиться 42 категориям, поэтому, думаю, понятно, какая кропотливая и огромная по объему работа сейчас выполняется. Составить единый и полный перечень льготников, их федеральный регистр - такая задача перед нами стоит впервые. Если объяснить проще, списки льготников имеются в органах социальной защиты, есть они и у нас, в отделениях ПФ - ведь большинство льготников - это пенсионеры. Так вот, наша задача - сопоставить эти списки, уточнить паспортные данные, адреса, не ошибиться с размером ежемесячной денежной выплаты. Многие граждане имеют право на льготы по нескольким основаниям, и в этом случае, по 122-му закону, назначаемая ежемесячная сумма должна соответствовать максимальной льготе.

Во многих регионах эта работа практически завершена или близка к завершению. Думаю, мы уложимся в срок. Это тем более важно, что одновременно в регионах уточняется объем необходимых для выплат денежных средств. Ведь до сегодняшнего дня точного числа льготников той или иной категории не знал никто. Пока же предполагается, что федеральному бюджету, который будет перечислять средства на ежемесячные денежные выплаты в Пенсионный фонд, они обойдутся в 700 миллионов рублей в месяц.

Давайте еще раз уточним - это интересует многих наших читателей - если, например, ветеран войны является инвалидом, то есть имеет право на ежемесячную денежную выплату по двум основаниям...

Ему будет назначена максимальная сумма из двух возможных.

А если основания для получения выплаты изменятся - например, будет повышена группа инвалидности?

Тогда ее размер будет пересмотрен и скорректирован.

Геннадий Николаевич, при принятии закона о замене натуральных льгот деньгами не раз говорилось: никому не надо волноваться и суетиться, все данные, все списки ПФ вместе с социальными службами сформирует самостоятельно. А как решается вопрос с теми льготниками, которые и пенсии не получают, и в органах соцзащиты не зафиксированы? Например, ветераны боевых действий - молодые ребята, не инвалиды?

Действительно, основная масса таких льготников многими своими правами не пользовалась.

Ну, может, ездили бесплатно на городском транспорте по своему удостоверению - и все. С этими ребятами могут возникнуть сложности. Я так понимаю, что только информация, которая сейчас идет в газетах, о том, что они имеют право на ежемесячные денежные выплаты, поможет им прийти в органы соцзащиты, чтобы заявить о своих правах.

Это будет не поздно сделать и после 1 января: написать заявление в Пенсионный фонд, предъявить подтверждающие документы, и мы оформим ЕДВ.

А если говорить о действующих военных и работниках правоохранительных органов, - как эти деньги дойдут до них? Минобороны, МВД, другие силовые структуры тоже должны передать в Пенсионный фонд списки своих сотрудников?

Сейчас в правительстве обсуждается возможность внести изменения в закон, предоставив право силовым ведомствам самим осуществлять выплату ЕДВ лицам, проходящим военную и правоохранительную службу. Пока же по 122-му Закону устанавливает, выплачивает, доставляет единые денежные выплаты Пенсионный фонд, и отступлений никаких не предусмотрено. Это норма закона, она прямого действия. Так что, пока силовики не имеют права, как они хотели бы, сами устанавливать и выплачивать эти деньги. Вопрос должен быть окончательно решен в самое ближайшее время - "раскачиваться" некогда.

А почему силовые ведомства не хотят передавать списки "личного состава" Пенсионному фонду?

Объективно говоря, проблема есть, она связана, в частности, с защитой государственной тайны. Военные опасаются, что могут быть раскрыты некоторые сведения, подпадающие под законодательство о защите государственной тайны.

Пока достигнута договоренность, что федеральный регистр лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, будет единым. А отдельные его разделы конкретно по минобороны, по МВД и так далее будут вестись в самих ведомствах. Дело тут вот в чем - мы же поставили перед собой цель четко точно: считать деньги, которые пойдут на ежемесячные денежные выплаты и на предоставление пакета социальных услуг. Поэтому по каждому из 14 миллионов льготников будет вестись индивидуальный лицевой счет, на котором отразится вся эта информация с точностью до копейки. Это, вообще говоря, беспрецедентный случай для России. Раньше эти расходы никто не просчитывал: ну ездили бесплатно льготники на метро или в автобусе - транспортные предприятия примерно прикидывали, во сколько это им обходится, и требовали эти деньги из бюджета. В масштабах страны - деньги огромные. Использовались ли они всегда эффективно? Не думаю.

В региональном приложении "РГ" "Юг России" мы рассказали недавно, как жителям Ростовской области приходится в суде доказывать свое право на получение большей пенсии, чем была назначена им местной пенсионной службой. За три года в Ростовском областном суде было рассмотрено более тысячи подобных дел. И в большинстве случаев приняты решения в пользу пенсионеров. Геннадий Николаевич, как вы считаете: это нормальная ситуация или все же она говорит о том, что в органах ПФ при расчете пенсий допускается много ошибок?

Причина не в том, что сотрудники ПФ ошибаются или сознательно "зажимают" деньги. Что можно сказать? Львиная доля таких процессов связана с тем, что граждане не имеют на руках документов, подтверждающих их право на больший размер пенсии.

Ну, например, многие предприятия, существовавшие еще в советское время, обанкротились, рассыпались, закрылись. В том числе и предприятия с особыми и вредными условиями труда. А люди, приходя в Пенсионный фонд и требуя установить им досрочную пенсию, не могут подтвердить свое право документально. Нет предприятия, нет архивов - ничего не сохранилось.

В этом случае специалист ПФ не может, не имеет полномочий самостоятельно решить и без документов, просто со слов заявителя, рассчитать ему пенсию. Разрешается эта ситуация только через суд. И если в суде доказано, например, с помощью свидетелей, что человек действительно работал там-то, тогда-то и с таким-то заработком, суд принимает решение об установлении ему досрочной пенсии. И это решение является основанием для нас при назначении этой пенсии.

Но обращение в суд до сих пор многие рассматривают как крайнюю меру, к которой прибегают в самом последнем случае. Это долго, хлопотно, муторно. Что же, это единственное средство добиться справедливости?

На самом деле иногда ситуация разрешается в пользу пенсионера без особых усилий с его стороны, если он может представить какие-нибудь документы, косвенно подтверждающие его место работы и заработок, например партбилет. На этот счет есть специальное постановление ПФ, - чтобы при назначении пенсии использовать такие сведения. Но, к сожалению, много случаев, когда ни у человека, ни на предприятии не сохранилось никаких документов.

Много жалоб по поводу того, что письма с просьбой проверить правильность назначения пенсии в вышестоящих инстанциях ПФ "спускаются" назад, в местные отделения фонда.

В любом случае вопрос назначения пенсии решается не здесь, не в центральном аппарате, и вся ответственность в каждом конкретном случае лежит на управлении Пенсионного фонда по месту жительства пенсионера. В письмах, как правило, содержится только суть претензий. Но чтобы разобраться, в чем дело, дать какую-то рекомендацию, - этого недостаточно. Нужны все документы, само пенсионное дело, которое находится в местном управлении фонда.

Значит, если жалоба осталась без удовлетворения или на нее получена отписка, средство одно - идти в суд?

Откровенно говоря, я это считаю совершенно нормальным и оправданным шагом. Вы знаете, как правило, суды общей юрисдикции, где рассматриваются гражданские дела, стоят на стороне работника, пенсионера. И если у суда достаточно оснований признать, что при назначении пенсии она была занижена (или, например, признать документ, который является основанием для подтверждения выслуги лет, стажа), то принимается решение в пользу пенсионера. Надо признать, у нас действительно много судебных разбирательств по вопросам назначения пенсии. Мы можем эти решения оспорить, если считаем их ошибочными, что и делаем иногда. Но в большинстве случаев мы все-таки решение суда принимаем к исполнению. Конечно, писать, ходить, убеждать чиновников - это трудно. Хорошо, если тебя понимают. А если даже объяснить не хотят что к чему? В этом случае - да, как один из нормальных способов защитить свои интересы - это пойти подать иск в суд.

Продолжается дискуссия о последствиях снижения ЕСН. Как вы считаете, насколько оправдаются надежды на то, что бизнес в ответ на снижение налоговой нагрузки сразу же "обелит" зарплату, что увеличение налогооблагаемой базы позволит компенсировать дефицит в пенсионном и других внебюджетных фондах из-за пониженного единого соцналога? Или наша единственная надежда - это Стабилизационный фонд?

Ставка единого социального налога понижается в 2005 году на 10 процентов. На долю Пенсионного фонда приходится 8 процентов из 10, остальное - на фонды социального и обязательного медицинского страхования. Но надо здесь понимать вот что. Дефицит образуется в базовой части трудовой пенсии, за которую полностью отвечает федеральный бюджет. Пенсионный фонд к этим деньгам отношения не имеет - он их только получает из федерального бюджета и выплачивает базовую пенсию. Поэтому те 74 миллиарда рублей дефицита по базовой части пенсии, которые возникнут в будущем году, федеральный бюджет просто берет на себя.

Теперь что касается страховой части пенсии, за которую отвечает Пенсионный фонд своим бюджетом. На ее формирование как направлялось 14 процентов от фонда оплаты труда, так и осталось. Казалось бы, можно не беспокоиться. Но надо сказать, что все годы страховая часть пенсии сводилась с дефицитом. Как он покрывался? За счет перераспределения средств базовой части - у нас солидарная ответственность бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом. Теперь этот источник иссяк.

Итак, что придется делать в 2005 году? Очевидно, придется использовать резерв Пенсионного фонда, сформированный до начала пенсионной реформы - это примерно 95 - 97 миллиардов рублей.Из них на покрытие дефицита страховой части пенсии уйдет где-то 80 - 84 млрд. рублей. И к концу будущего года из резерва останется примерно 14 млрд. Это очень мало. У нас месячная выплата на сегодняшний день по стране составляет около 76 млрд. рублей. На следующий год, с учетом индексации пенсий, она перевалит за 80 млрд. Значит, так или иначе в ближайшие годы эту проблему придется решать.

Очевидно, именно с таким "раскладом" связаны и вновь возникшие недавно разговоры о возможном в ближайшем будущем повышении пенсионного возраста?..

Я думаю, что уже в 2005 году мы придем все-таки к пониманию того, что страховой взнос 14 процентов для формирования трудовой пенсии - это очень мало. Ни в одной стране нет таких низких пенсионных отчислений. Страховой взнос должен быть минимум 20 процентов. Иначе ничего не получается, мы не сведем концы с концами, а ведь договор социального партнерства существует, исполнять его надо. В любом случае все работающие содержат и будут продолжать содержать тех, кто получает пенсию. И отказаться от этого мы просто не можем.

Повышение пенсионного возраста - это опять-таки возможность сократить расходы Пенсионного фонда. Но этим путем уменьшать дефицит бюджета в обозримой перспективе мы не собираемся. Ведь повышение пенсионного возраста - это острейшая тема, здесь требуется политическое решение, которое должен принимать не Пенсионный фонд, а законодатель. И пока демография позволяет этот возраст не повышать (а у нас соотношение работающих и пенсионеров лучше, чем во многих других странах), вряд ли такое решение будет принято.

Поэтому единственное из этой области, о чем мы сейчас говорим, - это о планах предложить работнику предпенсионного возраста такую формулу расчета его пенсии, чтобы ему было выгоднее самому, добровольно отложить выход на пенсию лет на пять, потому что через пять лет она бы заметно возросла. Хотя процесс старения населения рано или поздно поставит нас перед перспективой законодательного повышения пенсионного возраста.

Но самое главное - сценарий, по которому будут развиваться события, зависит от того, пойдет ли бизнес-сообщество, получив 280 ежегодных миллиардов экономии на снижении ЕСН, на то, чтобы потратить часть этих средств на работников. Во-первых, поднять им зарплату, во-вторых, платить ее нормально, как говорят, "вбелую".

Да, мы это ожидаем. Мы считаем, что фонд заработной платы, который устанавливается законом о федеральном бюджете в 5 триллионов 50 миллиардов рублей, объективно говоря, несколько занижен. И если он вырастет из-за легализации заработков, появится профицит, в том числе и по страховым взносам в Пенсионный фонд. И если это увеличение доходов будет стабильным и достаточным, возможно, политика "затягивания пояса" и не понадобится. Когда это будет понятно, а прояснится ситуация, я думаю, во многом уже по итогам первого полугодия 2005 года, тогда будет смысл вернуться к сегодняшнему разговору.

А как вы оцениваете еще одну возможность - чтобы пенсионные взносы в какой-то части платил не только работодатель (с фонда оплаты труда), но и сам работник - со своей зарплаты? Тогда у бизнеса "отпадет" причина скрывать истинные заработки работников...

Такая идея есть, концептуально подготовлен соответствующий законопроект. Во многих странах это уже сделано - сам работник участвует в формировании своей будущей пенсии.

Вопрос в интересах нынешних пенсионеров. По закону, пенсии индексируются таким образом, чтобы их рост хотя бы немного опережал инфляцию. В то же время индексация базовой части производится, только если инфляция за отчетный период - квартал или полугодие - превышает 6 процентов. А на будущий год у нас инфляция вообще запланирована на уровне 8 - 8,5 процента в год. Значит ли это, что может не состояться двукратного, как уже привыкли пенсионеры, повышения пенсий - весной и в конце лета?

По предварительным данным, в этом году мы повышаем пенсию с темпом, превышающим инфляцию где-то на 3 - 4 процента. То есть мы компенсируем рост цен и немного набавляем "сверху". Темпы следующего года, заложенные в бюджет, точно такие же.

Я думаю, что в будущем году может случиться так, что темп инфляции окажется меньше 6 процентов. Тогда в соответствии с оговоренным в законодательстве механизмом повышения пенсий действительно могут возникнуть проблемы. Правда, полагаю, что в любом случае их не так сложно разрешить. Внести поправку в закон или провести повышение пенсий нормативным актом.

Что касается индексации страховой части пенсии, она зависит от доходов Пенсионного фонда, то есть, в сущности, от роста фонда оплаты труда в стране. Так что опять-таки: вырастут зарплаты, вырастут и пенсии. На сколько и когда? Итоги 2004 года будут ясны в первом квартале 2005-го, поэтому, как обычно, индексация запланирована с 1апреля.

Точные цифры сейчас называть рано, но если говорить о планах, в течение будущего года, как и в нынешнем, пенсии в среднем должны вырасти на 230 - 250 рублей.

1 октября закончился срок подачи заявлений в Пенсионный фонд об инвестировании накоплений. И снова, как и год назад, ведомство критикуют: люди по-прежнему не понимают сути пенсионной реформы и не хотят передавать свои накопления в управление частным компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

И кто же это, интересно, говорит о провале реформы? Давайте разбираться. По предварительным подсчетам, в этом году в Пенсионный фонд поступило 376 тысяч заявлений от застрахованных лиц, которые имеют право на накопительную часть, с пожеланиями размещения их средств в частной управляющей компании (их сейчас 55) или в негосударственном пенсионном фонде (к обязательному пенсионному страхованию допущено 77 НПФ). В прошлом году, как вы помните, было более 700 тысяч таких заявлений. Значит ли это, что люди плохо информированы, что реформа "тормозится" и так далее?

Недавно я был в командировке в Мордовии. Разговаривал с руководителями предприятий, с людьми простыми, с журналистами. После пресс-конференции я одной журналистке говорю - вот вы молодая девушка, вы имеете накопительный счет, вы получили из Пенсионного фонда письмо с бланком заявления? Куда вы решили разместить свои деньги, если это не секрет? Она говорит, не секрет. Куда? - Да никуда я не хочу размещать, пусть будет государственная управляющая компания. Я говорю - почему вы такой выбор сделали? - А я не доверяю частникам.

Вот вам пожалуйста: на пресс-конференции пытала меня, как идет реформа, вроде все знает и понимает. А сама все-таки предпочитает не рисковать - с государством как-то понадежнее. И большинство рассуждают так же.

Так что, по-моему, дело не в том, что мало информации и люди до сих пор не знают, что такое накопительная часть пенсии, что деньги для ее формирования можно размещать несколькими способами. Самые мобильные, склонные к риску, понимающие, что такое финансовый рынок, как он работает, его возможности и негативные моменты, - они свои накопления частнику уже передали. Таких около двух процентов от всех участников реформы. Мало? Я думаю, что для двух стартовых лет вполне достаточно.

Нет информации о результатах того или иного варианта размещения этих денег, вот в чем причина. Люди, как обычно, хотят учиться не на своих ошибках, а на ошибках других. Они ждут. Вот появятся в следующем году сведения, как наращивались пенсионные накопления государственной управляющей компанией, и как - частными институтами, - можно будет сравнить. Я думаю, еще нужно минимум три-четыре года, чтобы люди начали понимать, как этот механизм инвестирования работает.

А что делать тем, кто не получил письма "счастья"?

Значит, где-то произошел сбой. Вот те данные, которые передает по каждому работнику в ПФ работодатель - дата рождения, фамилия, имя, отчество, место рождения, место жительства (адрес), номер паспорта - все это отражается в индивидуальном лицевом счете. Если по какому-то пункту произошло изменение, эти данные должны быть переданы фонду.

Я, кстати, в прошлом году сам "попался". Поменял квартиру и как-то не подумал, что адрес-то поменялся. Жду письмо - нет, не получил. Спрашиваю, звоню своим. А где мое-то письмо? Они говорят - Геннадий Николаевич, вот тебе на, как же так? Стали разбираться. Письмо было отправлено по старому адресу и вернулось назад. Почта меня не нашла. Пришлось извиняться перед подчиненными - сам виноват.

Поэтому, если не дошло до вас письмо, нужно обратиться в управление Пенсионного фонда по месту жительства. И вам обязаны выдать выписку из вашего индивидуального счета. И это касается всех - и тех, кто имеет право только на страховую часть. А если ваш работодатель "зажимает" ваши пенсионные взносы - как вы об этом узнаете? И тем более это важно для молодых, кто имеет право на накопительную часть. Ведь они должны этими деньгами распорядиться. И запомнить: процедура рассылки информационных писем из ПФ и ответных писем с распоряжением об инвестировании пенсионных накоплений теперь будет проходить ежегодно.

На сегодняшний день, по нынешнему законодательству, у нас примерно 44 миллиона человек имеют право на формирование накопительной части пенсии. С января 2005 года это количество уменьшится в связи с принятием закона, который для простоты называют законом "о передвижке возрастов". По этому закону право на формирование накопительной части имеют работники, родившиеся в 1967 году и моложе. А так называемые "средние возраста", с 1966-го по 1953 год рождения из обязательной накопительной схемы исключаются.

То есть в этом году будущие пенсионеры "средней" возрастной группы могли в последний раз принять решение о переводе своих накоплений в частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд?

Нет. В следующем году застрахованные граждане будут принимать решение об инвестировании средств, идущих на формирование накопительной части их будущей пенсии, поступивших в Пенсионный фонд в 2004 году, а закон "о передвижке возрастов" вступает в силу с 2005 года. Поэтому в следующем году работники "средних возрастов" при желании смогут отдать распоряжение относительно их накоплений за 2004 год.То есть за три года у них все-таки накопления будут...

Геннадий Николаевич, как вы оцениваете по сравнению с прошлым годом - изменилась ли ситуация с так называемыми "нулевыми" счетами, когда работодатель не платит за своих работников пенсионные взносы? Читатели спрашивают, готовит ли ваше ведомство поправки в законодательство, которые ужесточили бы ответственность работодателя за эти нарушения?

В прошлом году было порядка 400 тысяч таких индивидуальных лицевых счетов. Пока не готов дать прогноз - уменьшится их количество в нынешнем году или не уменьшится, данные еще не обработаны. Хочу сказать одно: я специально в некоторых регионах разбирался с этим делом. Ситуация везде одна и та же. Беседую с молодыми людьми, у которых есть нулевые счета. Выясняю, что они вообще ни за какую сумму не расписываются, ведомости по зарплате нет в принципе. Чаще всего это происходит в торговых фирмах, имеющих наличные деньги. Но если работник берет конверт, значит, он знает на что идет?

А если кроме той торговой фирмы, о которой вы говорили, больше человеку податься некуда? Нет альтернативы, чтобы уйти, устроиться работать в другом, нормальном месте. Он вынужден брать этот конверт.

Конечно, безработица пока существует. А в отдельных регионах она очень высокая. Поэтому мы ужесточаем требования к нашим управлениям, к руководителям на местах в части работы со страхователями, с работодателями. Но тут есть нюанс: администрирует сбор ЕСН и, в том числе, пенсионных страховых отчислений, министерство по налогам и сборам, а после административной реформы - федеральная служба. Поэтому работа эта должна быть совместной. Мы готовим подписание протокола о взаимодействии с налоговиками в этом направлении. Надо сказать, что ситуация с ЕСН очень тяжелая. С 1 января 2002 года накопились уже большие долги.

В частности, по страховым пенсионным взносам задолженность составляет где-то около 30 миллиардов по стране, по средствам, идущим на формирование базовой части пенсии, насколько я знаю, порядка 80 миллиардов.

То есть сама дисциплина по уплате этих взносов, ЕСН в целом, оставляет желать лучшего. Конечно, я очень надеюсь, когда Федеральная налоговая служба заработает уже в полную мощь, как новое ведомство, мы постараемся эту ситуацию переломить.

В том числе и через ужесточение законодательства. Конкретные предложения, полагаю, появятся в следующем году.

Ирина Невинная
Российская газета, 28.10.2004


http://www.pfrf.ru/content/view/2742/131/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован