В статье анализируются причины низкого уровня математической подготовки современных школьников. На основе ретроспективного анализа развития школьного математического образования автором выявлены основные проблемные стороны существующей ситуации, даны предложения по преодолению имеющихся трудностей.
Ключевые слова. Школьное математическое образование, история развития, подготовка учащихся.
Сегодня математика многим учащимся дается с большим трудом. Невысокий уровень школьного математического образования отмечается как специалистами, так и широкой общественностью. Ситуация вызывает особую тревогу, так как уровень математической подготовки сегодняшних школьников окажет в дальнейшем влияние на процессы модернизации в нашей стране, определяя самую главную составляющую научно-технического прогресса - человеческий фактор. Для исправления положения дел периодически выдвигаются самые разные, часто взаимно исключающие предложения. Но пока идут дискуссии, положение с обучением математики не улучшается.
"Золотое время" школьной математики
При этом современная ситуация особенно удручает еще и потому, что в относительно недавней истории нашей школы было "золотое время" математики. Когда учащиеся без репетиторов поступали в вузы и достойно справлялись со сложными математическими задачами на выпускных экзаменах, когда все мировое сообщество признало победу нашей страны за школьными партами. Именно 1950-е годы стали триумфом отечественной системы школьного математического образования. Конечно, вряд ли было бы правильно сегодня в век новых информационных технологий взять за образец преподавания материалы более чем полувековой давности. Но возможно и нужно попытаться разобраться в том, почему дело с преподаванием математики тогда обстояло значительно лучше, чем сегодня.
Констатируя высокие достижения в области математического образования 1950-х гг., важно понять основополагающую базу данных успехов. Это время, признанное промежутком процветания и благополучия в системе математического образования, было консервативный этапом, на котором творчески использовалось то, что было создано ранее трудами предшествующих поколений. Действительно, учебники А.П.Киселева, используемые в советской школе, получили широкое распространение в средних учебных заведениях еще в начале XX века, а разрабатывались они последней четверти XIX века. Так, первый учебник А.П.Киселева по арифметике был издан в 1884 г., по геометрии в 1892 г., по алгебре в 1888 г. Сборники задач Н.А.Шапошникова, Н.К.Вальцова и Н.А.Рыбкина, по которым учились в 1930-1950- гг. советские школьники, были также созданы во второй половине XIX века. Именно тогда в XIX веке и было определено содержание традиционного курса математики, разработаны вопросы организации обучения математике (структура урока, организация самостоятельной работы и повторения, проверка знаний и т.п.), была заложена основа для эффективного развития отечественного математического образования.
Перенесенные в советское время на обучение широких народных масс методические разработки педагогов второй половины девятнадцатого века дали потрясающий эффект. Школьное математическое образование в СССР было признано лучшим в мире. Итак, причины успехов в области преподавания математики - это распространение на широкие массы элитарного гимназического образования. Ведь обучение в средних учебных заведениях до революции было доступно лишь избранным. Но избранным не в смысле способностей и талантов, а в смысле социального положения.
Место математики в школьном курсе.
Каким же было школьное математическое образование до революции? Проведем сравнительный анализ преподавания математики в современной школе и дореволюционных средних учебных заведениях по трем основным показателям: время на обучение, содержание образования, результаты обучения.
В качестве примера возьмем классическую гимназию и реальное училище конца XIX века, с одной стороны, и современную школу, с другой. Классическая мужская гимназия была учебным заведением среднего звена, выпускные экзамены в которой (экзамены на аттестат зрелости) засчитывались как приемные в университет. Выпускники гимназий в основном были ориентированы на карьеру чиновников, юристов, педагогов средней и высшей школы и т.п. Реальное училище также принадлежало к числу средних учебных заведений, но выпускникам не давалось право на поступление в университет. Выпускники реальных училищ были ориентированы в основной массе на инженерно-техническую работу, банковскую деятельность и т.п. Это были люди "реального дела": торговцы, промышленники. Как в гимназию, так и в реальное училище дети должны были приходить уже подготовленными. Существовали специальные подготовительные классы. Математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия) преподавалась как в гимназии, так и в реальном училище. Некоторое отличие было в подходах к изложению. Преподавание в классической гимназии строилось на основе систематического изучения теории. Обучение математике в реальном училище должно было опираться на практическое применение полученных знаний. Здесь более детально отрабатывалось решение задач: учащиеся реальных училищ должны были в дальнейшем активно использовать математические знания в своей профессии. Время, отводимое на математику в данных учебных заведениях, заметно отличалось.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ