05 сентября 2005
2989

Галина Волчек: `Он - из тех, кого называют совестью коллектива`

Герои, которых играет в театре и кино Валентин Гафт, всегда острохарактерные, сильные и умные. А сам он, по мнению коллег, словно соткан из противоречий - сложный, неудобный, неожиданный человек. Говорят, что Валентин Гафт не любит юбилеи, но от этого ему никуда не деться. 2 сентября Гафту исполняется 70 лет.

В актерской судьбе Валентина Гафта было все - от падений до взлетов, но Галина Волчек, режиссер театра `Современник`, в котором Гафт с 1969 года, считает, что `в театре одни Гафта любят безоговорочно, другие - с оговорками. Валя может правду сказать в глаза. Он - из тех, кого называют совестью коллектива`.

Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 в Москве. Он увлекся театром еще в школе, и как многие другие принимал участие в школьной театральной самодеятельности. В 1953 году, окончив школу, он отважно отправился сдавать экзамены в Школу-студию МХАТ. Правда, перед поступлением настырный школяр ходил на прослушивания домой к самому Сергею Столярову, с которым случайно познакомился, гуляя в Сокольниках. Известный актер былинной внешности готовил с юным Валей стихотворение, прозу и басню для конкурсного прослушивания. В результате Гафта приняли, но, по его признанию, сам он был этим фактом потрясен. Его однокурсниками стали будущие звезды - Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет. Учил эту группу театральному мастерству один из лучших артистов Художественного театра, любимец Станиславского Василий Топорков. Уже на третьем курсе Валентин Гафт начал сниматься в кино: это была эпизодическая и не очень удачная для него роль в фильме `Убийство на улице Данте` режиссера Михаила Ромма.

После окончания Школы-студии МХАТ творческая жизнь артиста складывалась непросто. В 1957 году Валентин Гафт поступил в Театр имени Моссовета, которым руководил Юрий Завадский. Впервые Гафт вышел на театральную сцену в роли какого-то итальянского мальчика, правда, в замечательной компании - с Верой Марецкой и Ростиславом Пляттом, но дебют прошел не очень удачно, и вскоре Гафта уволили.

Несколько лет он работал в крошечном театре на Спартаковской. Там можно было, по воспоминаниям актера, `стоя на краю сцены, поздороваться за руку с человеком, сидящим на балконе`. `Зато возглавлял театр Андрей Александрович Гончаров! - до сих пор восхищается актер, сам давно уже ставший знаменитым. - Потом я играл в Театре имени Ленинского Комсомола. Особая страница моей жизни - театр Эфроса! Он был гонимым, полузапрещенным режиссером, после разгона ТОГО Ленкома, его перевели на Малую Бронную - тем не менее, он был и оставался первым. После его безвременного ухода новые таланты - и Толя Васильев, и Роман Виктюк, и другие - это лишь отросточки того мощного ствола, каким является Анатолий Васильевич Эфрос`.

По мнению театралов, для каждого актера решающий фактор успеха - это встреча с режиссером. Валентин Гафт сменил несколько московских театров, ни в одном из них не задерживаясь надолго, но именно работа с Эфросом положила начало творческому становлению артиста, привела к первым настоящим успехам. Затем был театр Сатиры, в который Гафта пригласил Эраст Гарин. Одной из бесспорных удач этого периода стала для Гафта роль графа Альмавивы в `Женитьбе Фигаро`. Эта роль в самом деле стала легендарной: несмотря на признанный успех Александра Ширвиндта, позже игравшего Альмавиву в течение многих лет, ни один серьезный разговор о `Женитьбе Фигаро` в театре Сатиры не обходится без упоминания Валентина Гафта.

После роли Альмавивы Олег Ефремов переманил актера в театр `Современник`. Период актерской `неприкаянности` наконец закончился, совпадение творческих позиций с режиссером, их общий взгляд на тенденции и развитие современного театра помогли Валентину Гафту обрести свой настоящий актерский `дом`.

В сегодняшнем репертуаре ведущего артиста `Современника`, известнейшего актера театра и кино Валентина Гафта - Городничий в `Ревизоре` Николая Гоголя, Хиггинс в `Пигмалионе` Бернарда Шоу, Рахлин в `Коте домашнем средней пушистости` Владимира Войновича, Григория Горина, Изольд Кукин в `Аккомпаниаторе` Александра Галина, Лейзер в `Трудных людях` Йосефа Бар-Йосефа, Валентин в `Уйди-йуди` Николая Коляды и Глумов в `Балалайкине и К` М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Кинематографическая судьба Валентина Гафта складывалась примерно по той же схеме, что и театральная. Снимался актер довольно много, но роли поначалу были эпизодическими или проходными. Сам Гафт достойными работами своего первого периода считает лишь роли в телефильмах `Таня` и `На всю оставшуюся жизнь`.

Однако в 1979 году, благодаря Эльдару Рязанову, состоялось настоящее кинематографическое открытие актера. Это произошло в фильме `Гараж`, где Гафту просто нет равных, а его роль, как и положено в особо удачных случаях, разошлась на цитаты. Тем не менее, по словам Эльдара Рязанова, Гафт `всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно. Просит снять еще дубль`.

В результате творческого сотрудничества Рязанова и Гафта не только окончательно раскрылись яркие грани актерского таланта, но, что немаловажно, выиграл зритель. Свидетельством этому роль полковника Покровского в драме `О бедном гусаре замолвите слово`, а также блестящие роли в такие фильмах, как `Забытая мелодия для флейты` и `Небеса обетованные`. Стоит отметить также сыгранные актером интересные отрицательные роли - Сатанеева в фантастическом телефильме Константина Бромберга `Чародеи` (по мотивам повести братьев Стругацких `Понедельник начинается в субботу`); рецидивиста Дедушкина по кличке Батон в детективе `Гонки по вертикали` Александра Муратова, снятом по роману братьев Вайнеров; вора Артура в фильме Юрия Кары `Воры в законе`.

Несмотря на вечные сомнения в качестве своих актерских работ, Гафт только что закончил сниматься у Владимира Бортко в телефильме `Мастер и Маргарита`. Премьера состоится в конце года. Можно сказать, что это второй дубль и второй шанс для Гафта, который уже снимался пятнадцать лет назад в фильме `Мастер и Маргарита` у режиссера Юрия Кары. Надеемся, что на этот раз осечки не будет.


02.09.05.

Наталья Елисеева

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован