01 сентября 2004
111

Где деньги лежат? Беседа с главой Волгоградской Контрольно-счетной палаты Владимиром Гординым

Main 21418
МОСКВА, 18 июня. `ФК-Новости`. Где деньги лежат? На этот вопрос Остап Бендер когда-то отвечал предельно конкретно. Надо, как говорится, только адрес знать. Но сами адреса, если речь об общественных финансах, оказывается, могут быть настолько обычными и привычными, что их часто просто не замечают.

В Волгограде муниципальная, то есть городская, Контрольно-счетная палата заметила. Кстати, именно в этом городе в начале июня прошла IV Всероссийская конференция муниципальных контрольно-счетных органов страны. Среди многих содержательных докладов и выступлений на конференции было выступление председателя Волгоградской КСП, заместителя председателя Союза муниципальных контрольно-счетных органов России Владимира Гордина. Он посвятил его вполне конкретной проблеме - использованию городской земли в качестве источника пополнения муниципального бюджета. После конференции корреспондент агентства `ФК-Новости` попросил Владимира Гордина подробнее раскрыть тему.

Владимир Гордин:

`В Волгограде, как и в любом крупном городе, существует множество автостоянок. КСП для начала проверило только семь из них, и на каждой было выявлено значительное количество нарушений: от самовольного захвата земли - до существенных задолженностей перед городским бюджетом. На стоянках, как известно, материальные проблемы решаются сразу: приехал, запарковал - отдай деньги, иначе машину в город не выпустят. Однако при оплате аренды городской земли применялась рассрочка до трех месяцев. Почему?

Счетная палата квалифицировала это как неэффективное использование ресурсов города. После того, как это и другие упущения были устранены, замечания Счетной палаты учтены, только с проверенных нами семи стоянок было получено 789 тыс руб дополнительно в бюджет Волгограда. По рекомендации Контрольно-счетной палаты департаментом муниципального имущества администрации города проведена инвентаризация всех автостоянок Волгограда, разработан план эффективного использования муниципальной земли под ними, установлены сроки, определены исполнители. Речь практически идет о наведении элементарного порядка, о соблюдении городских законов, не более. Но это, как видим, способно солидно пополнять муниципальную казну.

Как показала проверка Счетной палаты, доходы городского бюджета от сдачи в аренду муниципального нежилого фонда тоже оставляли желать лучшего. Фонд использовался нерационально и неэффективно. Вот какой была типичная `картинка с натуры`: в стоящих рядом двух одинаковых зданиях, одно из которых - муниципальное, а второе - частное, ставки аренды площадей в первом - до 10-13 раз ниже, чем во втором, частном... На высоком городском совещании мы честно назвали вещи своими именами. Понятно ведь, что если деньги в этой ситуации не доплачиваются в бюджет, то они идут в другом направлении. Ставки аренды квадратного метра муниципального нежилого фонда были изменены.



Сегодня, опять-таки по предложению городской КСП, администрация работает над созданием городского земельного кадастра. В настоящее время действует кадастр, наверное, еще `доельцинского` периода. В будущем кадастре предусмотрено выделение более 670 (вместо нынешних 23) городских зон с разными коэффициентами при определении уровня арендной платы. Дело в том, что мы в городе пришли к выводу о необходимости учитывать при определении уровня арендной платы не только вид деятельности, но и такое понятие, как `коэффициент деловой активности улицы`. Это важно вот почему. Возьмем заправки в центре города и на выезде, там, где начинаются трассы к другим городам. Где больше посещений и, следовательно, прибыль? Специально выделенные люди провели мониторинг на заправках, и оказалось, что более доходные места при этой деятельности - на выезде из города.



Ну, а если речь о магазинах, ресторанах, салонах, то разительный контраст бывает на расстоянии в сто метров: на одной улице масса посещений ресторанов или магазинов, а завернешь за угол, где, казалось бы, такие же условия - и клиентов уже заметно меньше. Но зона одна и та же, и вроде бы как ставки должны быть одинаковыми. Риторический вопрос: где в нашем случае бизнесмен охотно откроет свой магазин, а где откажется? Вот этот момент очень важно учитывать и находить приемлемое решение и для бизнесменов, и для городского бюджета. Бизнес должен работать в приемлемых и сравнимых условиях и получать прибыль, а бюджет город должен за счет этого максимально зарабатывать.



Общим для всех является утверждение о необходимости гармонизировать интересы города, следовательно, горожан, и бизнеса. В жизни случается, что к этому компромиссу приходится идти непростой дорогой. Вот пример. Деловые круги города заявили, что считают слишком высокой ставку аренды земли. Счетной палате было поручено провести соответствующую проверку.



Любопытные результаты были получены. На территории промышленных предприятий есть земля, которая необходима для организации технологических процессов - охранные зоны, комплексы отстойников, подводка труб и т.д. Но с другой стороны, есть большие участки земли, которые элементарно заросли бурьяном, пустуют и по большому счету не нужны для производства. И это в городской черте, где свободные территории дефицитны.



На совещании с представителями предпринимательских структур товаропроизводителям было предложено конкретно подсчитать: как сильно арендная ставка повышает себестоимость продукции? Но при этом предложено учесть только землю, действительно нужную для производства, то есть занятую энергосетями, охранными территориями. Иными словами, если стоит забор, и от него через 200 метров пустыря находится заводоуправление, и эта земля не нужна, то не лучше ли отдать ее городу, который найдет участку достойное применение? Кое-кто, кстати, так сделал. А весь ажиотаж закончился... ничем: предприятия не предоставили расчетов влияния арендной платы за землю на себестоимость продукции...



Что из этого следует? Из этого следует, что земля используется не с полной отдачей. Сегодня горадминистрация дорабатывает вопрос, КСП держит его на контроле, депутатский корпус - тоже. И после делового, конкретного согласования позиции бизнеса и города, после доработки нормативных актов, касающихся использования земли, тарифной политики, арендной политики, полагаю, что при принятии нового бюджета мы сможем предусмотреть некоторые дополнительные доходы для города`.


`ФК-НОВОСТИ` - www.fcinfo.ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован