19 октября 2009
3975

Генеральный авиаконструктор Михаил Симонов: `На моем самолете Медведев и Путин из Москвы до Владивостока долетят за 4 часа`

Сегодня всемирно известному создателю лучших в мире боевых машин Михаилу Петровичу Симонову исполняется 80 лет
    function fixTitleWidth () {        obj = document.getElementById(`photoimg`);        width = obj.clientWidth;        obj2 = document.getElementById(`photo-label`);        obj2.style.width = width - 20 + `px`;        return;        }    
Едва я успел поздравить Михаила Петровича с юбилеем, как он ошарашил меня вопросом:
 
- Вот как вы думаете, сколько времени и с какой скоростью Медведев или  Путин летят от Москвы до Владивостока?
 
- Ну часов 8 - 9, - ответил я, - а скорость, возможно, 800 - 900 километров в час...
 
- В целом верно, - продолжал он строгим голосом экзаменатора, - это же, представьте, сколько времени наши руководители великой страны проводят в воздухе? Туда 8 часов, назад 8 часов... А у меня есть идея, как вдвое сократить им продолжительность самых  дальних полетов. Хоть по России, хоть по миру.
 
После этих слов он встал и стремительно направился к соседнему столу, на котором стояли макеты двух остроносых самолетов, похожих на белые ракеты. 
 
Усталые глаза Симонова загорелись мальчишеским азартом.
 
- Вот если мы сделаем эти машины, то и Медведев, и Путин, и миллионы простых россиян будут добираться на Дальний Восток не за 8 - 9, а за четыре часа! И у нас будут такие лайнеры!
 
ЗНАКИ СУДЬБЫ
 
- Михаил Петрович, когда Бог послал вам самый первый знаменательный сигнал, зовущий в авиацию?
 
- Еще в детстве. Наша семья жила рядом с аэродромом. Я с пацанами ходил туда смотреть на взлеты и посадки самолетов. Там же  днями пропадал на авиационном кладбище. Мне страшно интересно было разбираться в конструкции самолетов и моторов. Вот там, думаю, и родилось призвание. Тянуло к технике. Потому и поступил в Новочеркасский политех. Потом перевелся в Казанский авиаинститут. Вот там все и началось. Создал со студентами свое конструкторское бюро, мы стали делать самодельные планеры и летать на них.
 
Потом появился авиационно-спортивный клуб, который я возглавил. Довелось быть и инструктором, и летчиком-буксировщиком, и руководителем полетов.
 
- А как потом оказались в Москве?
 
- Кажется, где-то в 69-м я, как руководитель Казанского КБ, приехал в Москву для решения рабочих вопросов. Тогда же попал в поле зрения министра авиапромышленности Дементьева. Он и сыграл в моей жизни очень важную роль - что-то приметил и назначил замом главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики. А через 8 месяцев я попал под крыло к гениальному авиаконструктору Роберту Бартини.
 
- А какой была ваша самая первая самостоятельная конструкторская задача по боевой машине?
 
 
 
 
- Завершить доводку фронтового бомбардировщика Су-24. И запустить его в серию. В то время он отстал от графика на полтора года. То был, кстати, наш первый отечественный самолет, оборудованный бортовой цифровой вычислительной машиной.
 
- И каким был итог этой вашей работы?
 
- Сроки догнали, в тактико-технические требования уложились. Су-24, принятый на вооружение, и Ленинская премия.
 
СЧАСТЬЕ И ГОРЕ
 
- И что, все шло без сучка и задоринки? Не было технических проблем? Не было нагоняев, выговоров? Таблеток валидола под языком?
 
- Все было: и катастрофа лучшего экипажа во главе с полковником Сталем Лаврентьевым, и гибель моего друга Николая Рухлядко...
 
- Как появился на свет ваш легендарный Су-27?
 
- В феврале 76-го года меня назначили главным конструктором этой машины. И поставили задачу: надо сделать такой истребитель, чтобы он по всем параметрам превосходил американский `аналог` - F-15.
 
- Ну вы же, наверное, не с чистого листа начинали? Была же какая-то основа?
 
- Да, была. За основу мы взяли наши проработки по истребителям Т-10. Так тогда назывался Су-27.
 
- Вы помните, когда первый раз взлетело ваше лучшее детище?
 
- Еще бы! Я такие взлеты, как дни рождения детей, помню. 20 мая 1977 года. Я и летчика за 42 года не забыл - Владимир Ильюшин.
 
- В вашей работе были ошибки, которые могли загубить появление новой супермашины?
 
- Суть работы любого конструктора и заключается в борьбе с ошибками. Чем их меньше, тем лучше самолет. Иногда самое умное твое решение заключается в том, чтобы отказаться от ранее принятого. Да будет вам известно, что я сам отказался от первой версии Су-27, когда эта машина уже летала и поступила в серию.
 
Когда я понял, что самолет не соответствует возлагавшимся на него надеждам, поехал к заместителю министра авиапромышленности Ивану Силаеву и прямо ему сказал, что я дал маху, сам допустил просчеты, и попросил разрешения перепроектировать машину. Силаев с трудом, но согласился. И сказал на прощание: `Петрович, хорошо, что сегодня не 1937 год...`
 
ТАЙНЫ ПРОФЕССИИ
 
- Как самолет появляется на свет? Сначала идея, потом чертежи, потом железо?
 
- Я и сам до сих пор не знаю, как это получается в целом. Самолет создается как бы сам по себе. Я лишь знаю, какие ТТХ и желаемые размеры он должен иметь. А еще знаю, что наш самолет должен обязательно обеспечить преимущество над противником. Об этом постоянно думаешь. У нашей машины по всем параметрам должны быть лучшие летные характеристики, лучшие углы атаки, более высокие скорости. Вот так и формируется самолет. А потом ведь надо еще придумать, куда ракеты разместить. Ну и еще - сотни, тысячи других деталей надо связать в единое целое.
 
- Самолет, кроме генерального, создают сотни других конструкторов планера, двигателей, прицелов, оружейников, электронщиков. У каждого - свои амбиции, свои взгляды. И что, свар не бывает?
 
- Куда там! Все бывает! Генеральному надо уметь создать команду единомышленников. Чтобы среди них хорошо уживались принципы и компромиссы. Однажды я попросил главного конструктора двигателя Архипа Люльку перенести на новом истребителе агрегатный отсек двигателя из подбрюшья двигателя на его спину. Я был уверен, что такой ход выгодно изменит аэродинамическую схему самолета. Так мне тогда Люлька заявил: `А ты, Михайло Петрович, приди сегодня к жене и попроси, чтобы она сиськи себе на спину перевесила, а я потом на это посмотрю`. Я опешил. И все же переубедил Архипа. Его конструкторское бюро разработало компоновку с агрегатным отсеком на `спине` двигателя. Это потребовало сложнейших испытаний силовой установки, но все же самолет довели и сдали на вооружение.
 
КИТАЙСКАЯ `ЭПОПЕЯ`
 
- А как ваш Су-27 оказался в Китае?
 
- О, это целая история! В 90-е годы из-за мизерного финансирования наша авиационная промышленность оказалась на грани развала. Идей много, а денег нет. Зарплату не платили 5 месяцев. Что делать? И ради спасения фирмы я решился на сложный шаг - предложил продать на экспорт несколько Су-27. С великим трудом получил разрешение правительства на продажу. Но ведь нужна еще и лицензия. А ее оформляли в то время по нескольку лет. Но деньги-то конструкторам и рабочим платить нужно каждый месяц.
 
И когда в Ахтубинск на презентацию Су-27 приехал президент Борис Ельцин, я решил подстраховаться. И рассказал главе государства,  что экспорт этой техники может принести стране многомиллиардные доходы, даст средства фирме Сухого для дальнейшего развития. Ельцину идея понравилась, и он согласился. Прилетел в Китай. Сидим на переговорах, обговариваем детали. Рядом - наш полковник, что-то записывает. А на другой день в посольстве мне говорят: `Петрович, а на тебя телега в Москву пошла, дескать, ты без лицензии продаешь два сверхсекретных истребителя`. Ну, думаю, хана. Сидеть мне в тюрьме. Тогда и вспомнил о разговоре с Ельциным. Пошел к послу, попросил срочно телеграмму в Москву президенту направить... Посол оказался человеком дальновидным, разрешил, а к моим словам о необходимости заключения контракта приписал, что Китай очень большая и богатая страна и что заключение подобных контрактов открывает перед нами большие перспективы. Так все и решилось...

 

- А потом китайцы скопировали ваш самолет и говорят, что он еще лучше российского Су-27. Вам не обидно?
 
- Говорить можно все что угодно. А сделать самолет лучше российского Су-27 можно только в России. И мы его сделаем!..
 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
 
Михаил Петрович Симонов. Родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. Окончив среднюю школу, поступил в Новочеркасский политехнический институт, откуда после 4-го курса перевелся на самолетостроительный факультет Казанского авиационного института (КАИ). Окончив КАИ, преподавал в нем и стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации. Под руководством Симонова были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19 и др.
 
1969 - 1970 гг. - конструктор Московского машиностроительного завода.
 
1970 - 1979 гг. - ОКБ Сухого: первый зам. генконструктора.
 
Руководил испытаниями и доводкой фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25. Был главным конструктором истребителя-перехватчика Су-27.
 
В 1979 - 1983 гг. - зам. министра авиационной промышленности.
 
С 1983 г. - генеральный конструктор ОКБ Сухого. Под руководством Симонова создано семейство самолетов Су (почти 20 типов).
 
Герой России, лауреат Ленинской и Государственных премий.
 
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
 
5 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ИМЕНИННИКА
 
1. Отец Симонова - Петр Васильевич - в 1942 году погиб в боях под Сталинградом. Через много лет своему рекордному самолету Су-27 Симонов-младший в память об отце попросит присвоить бортовой номер П-42 - Петр Васильевич Симонов, 42-й г.
 
2. Свою первую руководящую должность Симонов занял в 15 лет, став заведующим авиамодельным кабинетом Алма-атинского дворца пионеров, за что получал зарплату.
 
3. Еще в студенческие годы в Казани под руководством Симонова был создан планер КАИ-19, на котором пилоты установили ряд мировых рекордов.
 
4. Во время афганской войны (1979 - 1989) Симонов занимался секретным планом повышения боевой эффективности штурмовика Су-25. Ему удалось значительно улучшить боевые характеристики штурмовика. За эту работу в 1982 году он получил орден Трудового Красного Знамени.
 
5. Симонов дважды (за самолеты Су-27 и Су-26) был удостоен Государственной премии РФ в области... `литературы и искусства в номинации `Технический дизайн`.
 
Виктор БАРАНЕЦ, военный обозреватель `КП`
За 40 лет конструкторской работы Симонов стал `отцом` почти 20 самолетов. Сейчас у него - новые планы...
 
 

www.kp.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован