07 октября 2004
302

Генеральный директор ООО `Авиасалон` Игорь Новиков: `Международное авиашоу в Жуковском - это праздник небесного балета`

Издательский Дом `Комсомольская правда` приветствует у себя в гостях Генерального директора ОАО `Авиасалон` Игоря Константиновича Новикова и заместителя Генерального директора `Компании `Сухой` Вадима Георгиевича Разумовского.

И.Новиков:

- Добрый день, дорогие друзья, дорогие коллеги. Как вы хорошо знаете, 13 августа, открывается первый международный фестиваль пилотажных групп в Жуковском Московской области, на самом крупном аэродроме Европы, аэродроме летного исследовательского института (ЛИИ). Об истории и традициях таких праздников я скажу. Почему он первый? Это уходит, конечно, далеко в прошлое. Многие из вас, из ваших родителей помнят выдающиеся достижения наших летчиков, начиная с первой мировой войны, 30-40-ые годы, Великая Отечественная война, 50-ые годы... И все то лучшее, что было заложено, бередило умы наших мальчишек, девчонок, когда многие стремились в небо и хотели видеть красоту этого неба! Многие прекрасно помнят праздники, которые проходили традиционно в Тушино. Наверняка помнятся удивительные и остались уникальные кадры, где сняты полеты над Красной площадью, когда самолеты выстраивались во всевозможные фигуры, слова, лозунги! Многим, наверное, помнится 1967 год, прекрасное авиационное шоу в Домодедово. С тех пор какое-то время грандиозные праздники у нас не проводились. Я хочу сказать, что 11 августа исполнилось 12 лет с момента возвращения воздушного шоу на серьезном уровне. В первый раз шоу в Жуковском - это 1992 год, который и стал `основоположником` международных авиакосмических салонов. В прошлом году проходил шестой авиакосмический салон и тоже в Жуковском. Седьмой будет, конечно же, через год. А вот в этом году возникла идея - тем более, что это год столетия Валерия Павловича Чкалова, собственно, благодаря этому событию и проходит этот фестиваль, - вернуть воздушные праздники в Россию!

Очень хотелось бы, чтобы наши мальчишки и девчонки увидели снова самолеты в небе, чтобы они снова захотели стать кто-то летчиками, кто-то конструкторами, кто-то испытателями и, может быть, летать на гражданских лайнерах. Пока это не увидишь, не почувствуешь - наверное, такого желания нет. Поэтому и проводится этот праздник. Это не МАКС. Авиакосмический салон все больше и больше становится у нас классической бизнес-выставкой. И наши коллеги, наши партнеры, фирма Сухого, постоянные партнеры с предыдущего МАКСа и на будущий МАКС - они четко понимают, что все самолеты `Сухого` можно показывать только в России! За рубежом можно один-два показать, а все остальные можно показать в России. Многие стремятся - не только российские фирмы, но и зарубежные, - демонстрировать самолеты здесь. Вы наверняка были свидетелями прилета американских самолетов, легендарного В-52 и ряда других. И вы наверняка видели красоту в небе, которую продемонстрировали итальянские и французские пилоты в прошлом году на МАКСе. Так вот, ведя обсуждение с пилотажными группами мира, мы поняли, что все они хотят летать в России! Да, в этом году не хватило немного времени.

Вчера прилетели итальянцы. У них есть традиция: при первом прилете на аэродром они делают салют или фейерверк. Вчера они прилетели уже второй раз, поэтому они сделали несколько кругов, показали несколько фигур и благополучно приземлились. Французы сделали нам небольшой сюрприз: впервые на аэродроме в Жуковском приземлились самолеты `Мираж-2000`. Это элитное подразделение французских военно-воздушных сил и они, конечно же, продемонстрируют свой пилотаж в небе. Но поскольку мы говорим, что мы возрождаем праздники, мы хотим вернуть не только воздушные праздники. Мы хотим вернуть праздники для любого человека, который, придя в эти три дня на наш аэродром в Жуковский, сможет и полюбоваться красотой `небесного балета`, - я только так могу сказать потому, что то, что вы увидите в небе, - это достойно так называться, это по сути балет Большого театра! И на земле любой ребенок, любая мама, любой папа, дедушка и бабушка найдут для себя занятие. Это будут детские городки, это будет луна-парк, это будет подростковое катание на роликах, на скейтах, на парашюте можно будет полетать. Будут автомобили самые разные - от самых простеньких до тех, которые вполне могут соревноваться с самолетом; завтра где-то в половине первого вы сможете увидеть первое такое мероприятие, когда МиГ-29 посоревнуется с машиной мощностью более 700 лошадиных сил. Летная программа, как обычно, у нас самая сильная по сравнению со всеми авиасалонами мира! Это итальянская группа пилотажная и французские летчики. Это наши летчики, наши коллеги, я думаю, могут прокомментировать, что такое Су-30 МКИ и что такое выдающийся летчик Аверьянов. Это микояновские машины МиГ-29 последних доработок. Это, конечно же, наши группы на Л-29 `Русь`, на Л-39, которые могут соперничать и с итальянцами, и с французами. По крайней мере, фигура `пьяный летчик` в их исполнении делается великолепно! Ну и, конечно, удивительные наши `Стрижи` и `Витязи`, которые впервые в Жуковском - аэродром это позволяет - продемонстрируют совместный пилотаж с двумя самыми различными самолетами: МиГ-29 весит порядка 18 тонн, если я не ошибаюсь. Су-27 весит 28 тонн. И вот девятка этих самолетов( может быть, помните, в прошлом году они проходили над Кремлем) продемонстрируют именно совместный пилотаж. Ну а дальше покажет каждая группа свое искусство, свои достижения. Будут парашютисты, будут самолеты небольшие пилотажные, чемпионы мира. Безусловно, будут воздушные шары, которые уйдут в свободный полет. Конечно, красота полета дополнится красотой ощущения праздника.

Впервые на празднике будут показаны радиоуправляемые пилотажные модели, которые очень похожи на самолеты и размах крыльев там более трех метров. Компания `Авиапроект` представляет эти модели и чемпион мира - итальянец - продемонстрирует, что он может творить с использованием всего лишь двух рычажков, находясь на земле. Поэтому этот праздник, я надеюсь, первый фестиваль, станет началом возрождения тех самых воздушных праздников и станет радостью для наших детей, для подростков, для всех наших взрослых! Спасибо.

Н.Андрущенко, политобозреватель `КП`:

- Спасибо, Игорь Константинович. Скажите, а почему вы называете это `первым фестивалем`, хотя с 1992 года авиашоу в Жуковском у нас есть?

И.Новиков:

- Авиашоу в Жуковском в 1992 году - да, действительно, это было как бы началом МАКСов, это был элемент совмещения выставки и шоу. Жуковский - это же город авиационной науки и техники. И даже до 1992 года каждый День авиации обязательно над Москвой-рекой поднимались истребители, поднимались самолеты для жителей города Жуковского. Постепенно это превратились в первое шоу, дальше в МАКСы - классические выставки. А сейчас мы говорим о международном фестивале, т.е. когда к нам будут прилетать и итальянцы, и французы, и швейцарцы, и корейцы, и турки, и иорданцы. Вот эти все пилотажные группы заявили и хотят летать в России. Для этого нам не хватило просто времени, потому что полеты всех этих групп, как правило, формируются за год. Через год-два мы всех их увидим здесь.

В.Разумовский:

- Два слова. Игорь Константинович очень хорошо рассказал о том, что сделано и что планируется сделать. И поэтому я бы хотел только сказать, что цель повышения интереса, прежде всего, молодежи к этой акции и проблематике является одной из основных стратегических и социальных целей `Компании `Сухой`. И поэтому мы с удовольствием поддерживаем все мероприятия, которые направлены на создание инфраструктуры. Нам очень нравится то, что в дополнение к МАКСам, и это действительно является классическим авиасалоном - место, где встречаются компании, бизнес как таковой может общаться и договориться о каких-то конкретных совместных проектах. И в этом году в дополнение к группе `Русские витязи`, которые выступают на самолетах `Сухого`, мы покажем две машины, которые будут пилотировать наши летчики.

Это будет первый публичный показ, если я не ошибаюсь, в России самолета Су-30МКИ. Это первый в мире истребитель будет совершать невероятные маневры! Мы покажем нашу последнюю разработку из серии Су-26 - это легкий пилотажный самолет; покажем Су-26М3 - машину, на которой на чемпионате мира по высшему пилотажу летчики российской сборной получили во Франции две медали из четырех, которые разыгрывались на этом чемпионате. Конечно, нам интересно продемонстрировать то, что у нас есть. Это очень красивые и хорошо летающие самолеты. Нам нравится так считать, что они не сравнимы с другими. Но главное - это все же атмосфера праздника, которая будет создаваться в Жуковском! И мы с удовольствием поддержим, чем сможем, эту атмосферу.

ИТАР-ТАСС:

- У меня вопрос к господину Новикову. В Подмосковье не очень хорошая погода. Какие-то меры будут предприниматься?

И.Новиков:

- Вы же наверняка знаете, что наши летчики летают при любой погоде. Эту ситуацию поддержат и наши коллеги - французы и итальянцы. Что касается прогноза, безусловно, мы им очень внимательно интересуемся. Сегодня во второй половине дня будет летная погода. Завтра ожидается хорошая погода, ну а в последующие два дня будем смотреть. Безусловно, ряд мер для того, чтобы наши гости смогли спокойно отдыхать, мы предпримем. Чтобы они смогли полюбоваться этой красотой.

`Родная газета`:

- В чем принципиальное отличие этого фестиваля от МАКСа? Какие будут приняты меры безопасности? Насколько случайно, что проходит в эти же дни фестиваль в Монино?

- Первый вопрос. Международный авиакосмический салон - это классическая международная выставка, проходящая раз в два года. Начиная с прошлого года, она идет по схеме этих салонов, когда первые три дня - это бизнес-дни, на которых работают специалисты-профессионалы и бизнес-посетители. И в небе демонстрируется техника именно для этих людей. И мы ставим перед собой задачу, чтобы на МАКСах демонстрировалась только новейшая техника - и наших разработок, и иностранных разработок. Следующие три дня - для публики, - которые опять-таки дополняют все то, что связано с небом. Фестиваль - это праздник. Хотя мы немножко работаем, и ряд наших основных авиакоссмических предприятий будет проводить свои корпоративные мероприятия, но они все равно связаны с праздником! Поэтому здесь все направлено на праздник. Умеем работать - умеем отдыхать! И красота в небе, праздник в небе - и праздник на земле, т. е. никогда вы на МАКСе не увидите катание на велосипедах, на мотоциклах, на машинах - в принципе, это несколько другое. То есть это классическая схема разделения этих двух мероприятий.

Второе. Меры безопасности, абсолютно вы правы, они аналогичны МАКСу; мы ожидаем порядка ста тысяч зрителей в день. В этом году они определенным образом дополнены. Но дополнены для удобства зрителей, для снижения проблем именно для зрителей и для повышения безопасности. Все необходимые силы, средства и структуры здесь задействованы. Что касается Монино - это прекрасный вопрос! И я бы на него ответил очень просто. День воздушного флота в России - третье воскресенье августа. В этом году это 15 августа. Разделять события, которые связаны с авиацией... ну, наверное, просто-напросто неразумно. И каждое из этих мероприятий имеет свои особенности. Монино - это история. Это наша история и подготовка к празднованию 60-летия Победы. Это легенды наши, я имею в виду летающие легенды из зарубежных стран. Что касается Жуковского, то это современная техника. И это праздник в полном смысле этого слова. Поэтому, как обычно бывает, праздник празднуется в разных местах, с разными элементами: будет праздник в Монино и будет праздник в Жуковском! Для этого есть три дня, чтобы успеть побывать везде.

Н.Андрущенко:

- Ну, запутали зрителей окончательно! Все-таки куда лучше пойти зрителям?

И.Новиков:

- Вы знаете, нужно успеть и там, и там: иначе будет неполное ощущение праздника.

Н.Андрущенко:

- То есть, к 15-му числу нужно основательно подготовиться!

И.Новиков:

- В Жуковском программа летная будет одинаковой все три дня. Поэтому один раз можно вполне успеть. Есть особенности летной программы: аэродром Монино не позволяет показывать в полном объеме возможности истребителей, скажем. Да, безусловно, `Стрижи` и `Витязи` будут делать полеты в Монино. Но полный свой пилотаж они смогут продемонстрировать только в Жуковском, где позволяет и полоса, и ориентиры, и возможности самого аэродрома. В этом есть определенные отличия - по самолетной программе. А ретро-самолеты, конечно, надо смотреть в небе. Хотя они у нас тоже будут.

Н.Андрущенко:

- Вадим Георгиевич, у меня вопрос к вам. На МАКСе, как стало понятно, демонстрируется другая техника, в отличие от той, которая будет на фестивале - более современная и новая. А вот какая все-таки здесь, а какая на МАКСах? Что вы оставляете на МАКС, а что покажете здесь? Разработки какие?

В.Разумовский:

- На МАКСах демонстрируется техника, которая предназначена к продаже -для существующих и потенциальных потребителей. Это могут быть и большие самолеты, а какой-то момент - даже наши новые разработки в области гражданской авиации. И демонстрационная программа, наверное, она всегда играет второстепенные роли.

ТВ `Столица`:

- Вы говорите о том, что нужно популяризовать максимально авиацию. У меня вопрос: как привлекаете молодых людей?

И.Новиков:

- Вы хорошо заметили уже по программе, что и эта часть здесь присутствует, и идеология именно этих семинаров исходит от наших молодых коллег. Они инициаторы, они организаторы и они же привлекают, т.е. ограничений, кто там будет присутствовать, нет никаких. То есть, любые наши зрители могут оказаться, могут участвовать в этом семпинаре.

Н.Андрущенко:

- У вас есть свои массовики-затейники, так называемые аниматоры?

И.Новиков:

- Это не совсем аниматоры, это наши друзья и коллеги по МАКСу, как бы молодежное направление МАКСа. Они же организуют эти семинары. То есть, они заранее уже так многих участников. Ну, а поскольку информация будет вся, то в этих семинарах и могут участвовать все.

Н.Андрущенко:

- А территория, которая будет охватывать этот праздник грандиозный, какова? Это только аэродром или еще?

И.Новиков:

- Весь аэродром охватить невозможно, это полторы тысячи гектаров. Но обычно авиасалон проходит на территории где-то порядка 60 гектаров - вот так примерно. Ну, практически вся территория здесь задействована, да, места хватит всем. И места, где покушать, перекусить - тоже хватит всем, об этом мы позаботились.

ТВ `Столица`:

- Что у вас есть такого, что продать нельзя, а похвастаться можно?

В.Разумовский:

- Конечно же, последние разработки для нет смысла выставлять. А что касается продукции, которая предназначена на экспорт, мы показываем все. Мы показываем на МАКСе не только то, что мы готовы продать. Вот это зрелище демонстрационное. На МАКСе мы показываем самолеты, которые являются как бы демонстраторами технологии.

И.Новиков:

- На МАКСе `Сухой` показывает все свои самолеты и летная программа его несоизмерима, то есть, даже просто если взять летную программу `Сухого` на МАКСе, то она перекроет многие летные программы всех самолетов на многих салонах мира. По количеству - по-моему, 72 часа

В.Разумовский:

- Но целью этой демонстрации является не доставить удовольствие окружающим, а именно продемонстрировать возможности самолетов специалистам и экспертам.

Н.Андрущенко:

- Скажите, а на какие контракты вы рассчитываете? 100 тысяч? Миллион?

И.Новиков:

- Это несерьезные цифры...

В.Разумовский:

- В прошлом году мы продали авиационной техники примерно на полтора миллиарда долларов. И в ближайшие несколько лет мы намереваемся этот порядок цифр увеличить. Но количество экспорта по военной технике мы стараемся сохранить, также мы собираемся продавать наши гражданские самолеты. Первые контракты на 50 самолетов мы подписали недавно в Фарнборо.

Н.Андрущенко:

- А если не учитывать внешнеполитические факторы, то по техническим характеристикам кто вровень с `Сухим` в мире? Никто?

В.Разумовский:

- Никто.В Жуковском самолет будет демонстрировать фигуры высшего пилотажа на сверхмалых скоростях. Это является самым сложным для всех самолетов такого класса - для истребителей. Ни одна машина в мире не может соперничать с `Сухим` по этим характеристикам! И поэтому пилотажные программы, которые проходят в России - самые насыщенные и самые лучшие!

Н.Андрущенко:

- А придумываются ли летчиками-испытателями новые пилотажные фигуры? Что такое `пьяный летчик`? Что это за фигура такая пилотажная?

И.Новиков:

- Что касается фигур пилотажа, не случайно мы обязательно вспомним о фигурах, придуманных Валерием Павловичем Чкаловым. Ведь он не только пролетал под мостом. Но многие фигуры пилотажа, многие фигуры, которые он придумывал, спасли наших летчиков в годы второй мировой войны. Поэтому те фигуры, которые придумываются сегодня, являются в первую очередь, наверное, все-таки выполнением боевых задач. И сверхманевренность - это тоже боевая задача. А `пьяный летчик` - это когда самолет летит на низкой скорости над полосой и делает фигуры как бы в разные стороны на невысокой скорости, с ощущением, что он вот-вот упадет, но он не падает, он продолжает полет дальше.

Радио `Говорит Москва`:

- Как будет обстоять дело с транспортом?

И.Новиков:

- В прошлом году мы впервые мы использовали новую схему движения транспорта, круговую по Жуковскому. Впервые использовали стоянки в аэропорту Быково на 15 000 автомашин. Она дала свои результаты. Но тогда на Казанской железной дороге остановилась электричка, которая застопорила остальные электропоезда, уезжающие с `Отдыха`. В этом году эта ситуация уже рассматривается, будут резервные возможности; даже если электрички остановятся где-то по дороге, то будут резервные варианты, по которым они будут уходить. Транспортная схема усовершенствована и продумана до мелочей, гости к нам могут ехать по Казанской железной дороге до платформ `42 км` и `Отдых` и дальше уже автобусами `Авиасалона`, которые увеличены по количеству. Увеличено количество проходов на самом салоне - это даст возможность более комфортно нашим зрителям и приезжать, и уезжать. Ну и за счет разнообразной программы - как летной, так и развлекательной, зрители будут по интересам и приезжать, и уезжать. То есть, диапазон будет увеличен. А для тех, кто хотел бы приехать на своем автомобиле, тоже мы не создаем никаких проблем. До аэропорта `Быково` - бесплатная стоянка, я уже назвал, на 15 000 автомобилей, а дальше - нашими автобусами через 5-10 минут они уже будут на выставочном комплексе. Кто хочет на автомобиле приехать на территорию аэродрома, для этого есть специальные пропуска, они продаются вместе с билетами - пожалуйста, это можно сделать.

ТВ `Столица`:

- У меня есть еще один вопрос. Фестиваль международный и в связи с этим хочется спросить: это имиджевое мероприятие для России - как она выглядит в мире - или это праздник `для внутреннего пользования`?

И.Новиков:

- Вы знаете, это, во-первых, неразделимо. И он не случайно международный. Потому что к нам действительно искренне хотят прилетать зарубежные пилотажные группы и иметь возможность создавать праздник внутри. Поэтому, безусловно, он и для наших друзей, и для наших зарубежных партнеров. Я могу сказать одно:на этом празднике не только `Сухой`, но и Рособороноэкспорт, военно-воздушные атташе, это коллеги из других стран. Там около шестисот человек только зарубежных гостей только Рособоронэкспорт примет. Поэтому это праздник и для россиян, и для наших коллег и друзей. Я думаю, он в будущем станет международным, как и аналогичное шоу, проходящее в Лондоне, как шоу, проходящее в Америке.

Н.Андрущенко:

- У меня есть такое предложение. За последние годы как-то дискредитировано понятие героя и существуют проблемы `героев нашего времени`. Вот мы говорили о Чкалове, а тут все как-то безлико идет - `Стрижи`, `Русские витязи`. А давайте назовем фамилии, кто у нас герой-летчик?

И.Новиков:

- Здесь вы абсолютно правы, это очень важно. И в летной программе, которую мы публикуем каждый день, вы увидите фамилию каждого летчика, кто будет участвовать в этом полете. Я еще одно хочу сказать: наверняка известный вам Герой России Магомет Талбоев, Почетный президент салона, сегодня поднимется в воздух вместе с итальянской пилотажной группой. Военно-воздушные силы дали на это добро, и он в кабине итальянского самолета поднимется в воздух. Перечислить всю программу мне достаточно сложно, коллега назовет летчиков `Сухого`. Что касается пилотажных групп в тех брошюрках, которые у вас есть, есть командиры и весь состав пилотажной группы. По индивидуальному пилотажу - вот Микоян - это известный летчик Павел Власов, многие его знают.

Есть еще один момент, который я хотел бы прокомментировать. Мы впервые на фестивале продемонстрируем удивительный календарь, я его хочу презентовать нашим организаторам в `Комсомольской правде`. Это календарь фотохудожника Тапунаги. Это японский фотохудожник, который снимает в воздухе. Два таких человека было - это Сергей Скрынников и Тапунага. К сожалению, Сергей Скрынников погиб, у него осталась удивительнейшая архивная история, мы обязательно будем издавать его календарь. Это первая проба. Все съемки сделаны `воздух-воздух`, все съемки сделаны в удивительнейших, конечно, условиях, этот календарь будет представлен на празднике, его можно будет приобрести, его можно будет посмотреть. Это первый опыт вот такого рода фотографий, причем, для специалистов на каждом кадре будет написано, с какими условиями произведена съемка: каким фотоаппаратом, с какой диафрагмой, выдержкой, с какой высоты и т.д. Это пилотажная группа мира и здесь же есть и `Сухой`, Су-35.

Н.Андрущенко:

- Спасибо большое. Давайте покажем, как это выглядит. Ух ты!!!

И.Новиков:

- Для специалистов могу сказать. Несколько кадров занимает объем памяти в 40 мегабайт. Все эти группы скоро будут в России.

Н.Андрущенко:

- Это очень красиво! То есть, это не монтаж?

И.Новиков:

- Нет. Он пролетал более тысячи часов, летал со всеми пилотажными группами.

Н.Андрущенко:

- Большое спасибо, Игорь Константинович.

`КП`:Какое количество зрителей ожидаете? Как будет обеспечиваться их безопасность? Будет ли учтен опыт Львовской трагедии?

И.Новиков:

- Это разные вопросы. Но я на них отвечу. Мы ожидаем до ста тысяч зрителей в день. Это комфортное, я уже об этом говорил, число зрителей. На МАКСе в прошлом году, когда были определенные вопросы, в субботу было 230 тысяч. То есть, это нормальное число зрителей для этой площадки, для пропускной способности, для организации их безопасности. Что касается Львова - это разные вещи. И я не случайно сказал, что аэродром летного исследовательского института - это, пожалуй, один из немногих аэродромов России, способный принимать самые различные шоу. Потому что авиационная безопасность обеспечивается не только жесткой структурной системой административных мер, но и техническими характеристиками. Система, которая в свое время использовалась и используется для летных испытаний, применяется при пилотаже различными летательными аппаратами во время шоу. Самолет каждую секунду находится под контролем, и известно его местоположение не только в зоне аэродрома, но и в зоне всего полета. Именно это позволяет своевременно сообщить и вмешаться в управление или вмешаться в какие-то события. Ну и второе - зона пилотажа далеко от зрителей.

ИТАР-ТАСС:

- Проходила информация о том, что противопожарная безопасность не отвечает нормам?

И.Новиков:

- У нас проходит очень много самой разной информации, часть из нее является действительной, часть не является действительной. Что касается самого фестиваля, самого аэродрома, то все необходимые меры, в том числе и пожарная безопасность, предусмотрены, реализованы и они соответствуют тем требованиям и нормам, которые нужны для проведения такого мероприятия.

Н.Андрущенко:

- Еще раз спасибо вам. Чистого неба и хорошего праздника!

И.Новиков, В.Разумовский:

- Спасибо. Мы тоже Вас ждем в гости.



Пресс-центр `КП`.

12 августа 2004 г.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован