27 сентября 2004
246

Геннадий Гладков: `Я спел арию Короля вместо Магомаева`

В театре `Бенефис` состоялась премьера мюзикла `Ура, король!` Евгения Шварца. Музыку к этому спектаклю написал известный композитор Геннадий Гладков, соавтор `Бременских музыкантов`, `Обыкновенного чуда`, `Собаки на сене`... О своих песнях - старых и новых, а также о специфике мюзикла по-русски Геннадий ГЛАДКОВ рассказал `Новым Известиям`.

- Сейчас мюзиклы только ленивый не ставит. Как на ваш взгляд: есть принципиальная разница между мюзиклом, музыкальным спектаклем и опереттой?

- Скорее, терминологическая. Собственно, `мюзикл` - это прилагательное, означающее `музыкальный`. Его используют для краткости. Оперетта - более весомое явление, с многовековой традицией. Она предполагает и более весомый звукоряд, и уровень исполнения повыше. Хотя в наше время и здесь все перемешалось. Все же музыкальный спектакль это нечто более демократичное, ибо здесь обычно поют непрофессиональные вокалисты.

- Сами не поете? Сейчас и композиторы этим грешат, даже авторские диски выпускают...

- Ни в коем случае. Только где-нибудь на своих авторских вечерах. Более-менее заметная вокальная работа у меня одна - король во второй части `Бременских музыкантов`. Да и то вышло случайно. Должен был петь Муслим Магомаев, но он в тот момент отсутствовал, и я заполнил временную пустоту в фонограмме.

- Исполнителей подбираете лично? Известно, что Олег Анофриев состоялся именно после `Бременских музыкантов`.

- В своих кругах он был уже достаточно известен. Хотя, безусловно, `Бременские музыканты` во многом добавили ему популярности. Мы и не предполагали, что Олег споет за всех, но он сам предлагал - и в итоге один человек вынес на себе почти весь фильм. Все мы были молоды, чуть за тридцать, но опыт уже имелся. Сам сюжет подразумевал некую бесшабашность. К тому же сценарист Василий Ливанов и поэт Юрий Энтин всю эту историю значительно развили, ввели Трубадура, коего нет у братьев Гримм, облачили его в джинсы и так далее. За что им потом досталось по идеологической линии. Говорили, что это марихуана для молодежи, чего только не вешали!..

- Как вы выкручивались?

- Да никак. Если бы это был не мультфильм, то могли бы и `зарезать`. А так проскочили. Впервые удалось выпустить мультик и пластинку одновременно. Она сразу разошлась миллионными тиражами. Поэтому пластинка `По следам бременских музыкантов` долго лежала на полке. Чиновники не знали, как относиться к такому колоссальному влиянию на подрастающее поколение. Пока не вмешался Тихон Хренников, который в то время был не только секретарем Союза композиторов, но и членом ЦК. На каком-то съезде он сперва поругал меня, что-де Гладков больше занимается кино, нежели серьезной музыкой, но тут же заметил, что когда он кормит своего внука, тот требует, чтобы ему ставили `Бременских музыкантов`.

- Но вот по поводу третьей части `Новых бременских` мнения не столь однозначно позитивные...

- Третья часть - это наша реакция на день сегодняшний. Если бы у нас в стране не было перемен, мы бы ничего не сочиняли. Должен сказать честно: конечно, приятно, когда твои вещи нравятся. Но если не нравятся - это ваше дело, господа. А мое дело - высказаться, как я хотел. Я знаю, что многие богатые люди обиделись на банк `Бяки-буки`, на разбойников-банкиров. Даже какие-то личные контакты я потерял. С одной стороны, это подтверждает, что мы попали в больное место. С другой - эти самые люди не сделали ничего для раскрутки фильма. Раньше фильм мог лежать под запретом, наконец, кто-то говорил `да` - и сразу миллионные тиражи. Теперь нужна реклама, огромные деньги - в этом случае фильм имел бы куда больший успех.

- Почему ваш мюзикл `Бременские музыканты`, сработанный фактически по американским стандартам, по сей день пользуется успехом, а прямые постановки на наших сценах бродвейских постановок неизменно проваливаются?

- Многие считали, что в `Бременских` мы сделали пародию на западные рок-группы: в Трубадуре усматривали Элвиса Пресли, в этих четырех зверушках - битлов. Элементы пародии если и имели место, то доброжелательной, свойской. А про блокбастеры... Америка - нация ротозеев. У них забиты все стадионы, все концертные залы, они любят зрелищные мероприятия. У нас такое бывает только при очень важных событиях. Русскому человеку нужно нечто более душевное. Потому нам сложно понять уклад тамошней жизни: кто кого убил, кто кого продал. А мы, как дети, пытаемся подражать: насмотрелась Россия мексиканских сериалов и штампует их на свой лад. Или криминальные сериалы, один другого хуже.

- Как вы работаете - за компьютером, за роялем или на нотной бумаге?

- Я воспитан в старой школе, предпочитаю ноты и инструмент. Компьютером не пользуюсь вообще. Впрочем, компьютерный бум, похоже, уже прошел, сейчас к этому опять отношение прохладное - видимо, все убедились, что музыку все-таки сочиняет человек.

- Можно ли все-таки математически рассчитать оригинальную мелодию, которую будут насвистывать, настукивать?..

- Если бы такая формула успеха существовала, все бы сочиняли только шедевры. Я сам не знаю, как приходят мелодии. Счастье, если мелодия приходит от начала до конца. А бывает, приходит одна половина, а вторую приходится мучительно дорабатывать. Или вовсе ничего нет. Так что высчитать ничего нельзя. Другое дело - хитовая заданность. Появится какой-нибудь шлягер, все начинают подражать, в конце концов обращая его в труху. Вы обращали внимание, что ручку радиоприемника переключаешь, а музыка вроде вовсе не меняется - всюду одинаковое бум-бум-бум? И в метро у молодых людей в наушниках, и на пляже...

- Вы не тоскуете по худсоветам? Пусть был идеологический маразм, но вместе с тем был и качественный отбор.

- Тоскую оттого, что снижен общий уровень редактуры. На редактора сейчас смотрят как на врага, а правильно ли это? Если умный редактор, он подскажет. Однако теперь все делают какие-то родичи, знакомые, тычут пальцами в клавиши вкривь-вкось... Хуже всего, что это не только в музыке. Свобода - она ведь для всех свобода: и для волка, и для зайца. Только волк начинает пожирать всех подряд, а заяц как бегал, так и бегает, только ему еще труднее. Хороший человек при любом режиме будет хорошим. Мы росли на других понятиях, у нас был свой кодекс чести.

- Как вам нынешняя эпидемия ремейков - когда старые песни перепевают в ультрасовременной обработке?

- Если обработка интересная - кто бы был против? Но опять же: общий уровень культуры сейчас низкий, поэтому гармонии оказываются тупые. Иной раз просто изумляешься невежеству тех, кто за это берется. Вот в фильме `Джентльмены удачи` у меня была инструментальная тема, сопровождавшая эту воровскую компанию. Кто-то наложил на нее текст - что-то вроде `Один московский Кент по имени Доцент...`. И теперь поют на полном серьезе.

- Чего нам ждать от вас в ближайшее время?

- Театр Маяковского запросил у нас с Юлием Кимом сказку о Красной Шапочке. Причем, не для старших школьников, а для совсем маленьких, чтобы они с родителями могли прийти посмотреть. Посмотрим, что из этого получится.

- Можно ли сказать, что ваша главная музыка уже написана?

- Не стану кокетничать: главное, что я мог сказать в музыке, я уже сказал. Сейчас возможны только какие-нибудь повороты в сторону других жанров. Основное было сделано в семидесятые годы, когда были силы, был задор, было другое время. Сейчас время трудное. Ну, а какое время - такая и музыка.

Справка `НИ`

Геннадий ГЛАДКОВ родился 18 февраля 1935 года в Москве. Его отец был профессиональным джазовым музыкантом. В 1964 году Гладков окончил Московскую консерваторию по классу композиции. Он автор музыки к фильмам `Джентльмены удачи`, `Точка, точка, запятая`, `12 стульев`, `Собака на сене`, `Обыкновенное чудо`, `Формула любви`, `Дульсинея Тобосская`, `Дон Кихот возвращается`. В его арсенале также музыка к спектаклям `Проснись и пой!`, `Укрощение строптивой`, балету `Вий`. Но едва ли не самую широкую популярность принесли Геннадию Гладкову песни, написанные для почти сотни мультипликационных фильмов, в числе которых `Бременские музыканты`, `Как львенок и черепаха пели песню`, `Поезд памяти`, `Голубой щенок`. С 1992 года композитор ежегодно пишет детские мюзиклы для кремлевской елки.

АНАТОЛИЙ ТКАЧЕВ
`Новые Известия`.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован