27 августа 2007
747

Геннадий Марголит: Эффект малых величин

Результаты десятого рейтинга крупнейших компаний России оказались впечатляющими. Капитализация российского фондового рынка уверенно перевалила отметку $1 трлн. Для того чтобы попасть в престижный список, теперь требуется не менее $100 млн. Это своего рода порог для компаний малой капитализации.

Капитальные новички
Капитализация 300 компаний на середину года не только перевалила магическую отметку $1 трлн, но и превысила ее почти на 15%, достигнув $1,144 трлн. Это почти в 1,5 раза выше прошлогоднего рекордного показателя. Весомый вклад в этот результат внесли два новичка, "Роснефть" и ВТБ, суммарная капитализация которых составила $120 млрд. Кроме того, в конце 2006 -- начале 2007 года на рынок вышел ряд новых компаний (ТМК и ПИК, "Полиметалл" и "Фармстандарт", "Система Галс" и "Ситроникс"), капитализация которых хотя и значительно уступает лидерам, но в сумме дает прибавку около $30 млрд. Достижение рекордного результата можно отнести и на счет Сбербанка, чья капитализация за год выросла почти в 2,6 раза и превысила $83 млрд. Сбербанк борется с переменным успехом за второе место с "Роснефтью", но на отчетную дату (29 июня) "серебро" досталось нефтяной компании. Первое место продолжает удерживать "Газпром". Несмотря на то что по сравнению с прошлым годом его капитализация уменьшилась, она все-таки составляет почти четверть ($244 млрд) рыночной стоимости 300 компаний из нашего рейтинга.

Российский фондовый рынок постепенно цивилизуется, создаются новые возможности для вывода на биржевые торги акций компаний и банков. Этому способствуют и решения регуляторов, и инициативы участников рынка. Размещение акций Сбербанка и ВТБ придало импульс выводу в секцию RTS Board ценных бумаг двух десятков банков. Планируемое IPO страховой компании "РЕСО-Гарантия" стимулировало вывод на торги акций страховых компаний, в том числе одного из крупнейших российских страховщиков -- "Ингосстраха". За счет довольно большого числа новых компаний (список 300 крупнейших обновился почти на четверть) теперь для попадания в него требуется иметь капитализацию не менее чем $100 млн. Год назад для этого нужно было чуть больше $50 млн.

Усилия предыдущего главы ФСФР Олега Вьюгина по возвращению рынка российских ценных бумаг в Россию принесли определенные плоды. Российские компании уверенно размещают выпуски акций на внутреннем рынке. Причем объемы на уровне $500 млн уже не кажутся значительными, ведь наряду с отечественными инвесторами в размещениях напрямую участвуют и иностранцы. Для "народных" же размещений -- "Роснефти", Сбербанка или ВТБ -- на внутреннем рынке можно собрать и несколько миллиардов долларов. Однако крупные размещения эмитенты стараются проводить одновременно на внутреннем и на внешнем рынках. Для компаний малой капитализации (до $100 млн) такое распыление сил представляется расточительностью.

Ставка на всех
История российского рынка IPO началась в апреле 2002 года с размещения высокотехнологичной компании малой капитализации -- "РБК информационные системы". В 2002-2006 годах на российском рынке ценных бумаг IPO провели более двух десятков компаний. В 2007 году к ним прибавились еще 12. Таким образом, наметилась явная тенденция к росту числа компаний, привлекающих средства на фондовом рынке, что говорит о зрелости компаний и российской экономики.

Однако IPO проводили в основном крупные компании, лидеры в своих отраслях. Выход на IPO компаний малой капитализации сдерживали требования, которые предъявлялись к эмитентам на российских фондовых биржах для попадания в котировальные листы. Для большинства они были трудновыполнимыми. Например, компания на момент включения в котировальный лист должна была существовать три года. Кроме того, максимальная доля обыкновенных акций, находящихся во владении одного лица и его аффилированных лиц, не должна была превышать 75% для котировальных листов А1 и А2 и 90% -- для листа Б. Для высших котировальных листов требовалось наличие и отчетности по международным стандартам или US GAAP. Да и сами владельцы таких компаний не понимали, зачем им нужно размещаться. Они просто не могли оценить плюсов, которые приносило размещение. "Пару лет назад владельцы компаний больше думали о том, как бы выжить",-- говорит начальник торгового отдела инвесткомпании "Энергокапитал" Михаил Мун.

Однако в последнее годы экономическая ситуация в России стабилизировалась, что привело к увеличению числа компаний, стремящихся выйти на фондовый рынок. В дополнение к таким источникам финансирования, как собственные средства и долговые заимствования, небольшие компании получили возможность привлекать капитал за счет размещения акций. "Фондовый рынок стал работающим инструментом привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, каким этот рынок и должен быть",-- комментирует руководитель департамента листинга ФБ РТС Оксана Деришева. В прошлом году ФСФР утвердила поправки, стимулирующие размещение компаний малой капитализации на внутреннем рынке, введя на биржах котировальный список "И". Основные требования к истории существования, долям владения в капитале и раскрытию информации были сняты.

До этого основной площадкой, на которой предпочитали размещаться российские компании малой капитализации, было отделение лондонской биржи AIM, на которой с 2003 года были размещены ценные бумаги 16 российских компаний. "Одна из задач создания альтернативного сектора заключалась в том, чтобы он мог составить реальную конкуренцию зарубежным площадкам,-- отмечает заместитель главы ФБ ММВБ Геннадий Марголит,-- в первую очередь лондонской AIM".

Идея создания сектора для высокотехнологичных компаний появилась у нас, когда достиг пика ажиотаж на рынке высокотехнологичных компаний в США. Однако крушение этого рынка в марте 2000 года, а также отсутствие внутреннего спроса на подобные инвестиции задержали создание подобной площадки на несколько лет. Реальное внедрение этих принципов в биржевую модель началось лишь в 2006 году. И только 29 января 2007 года прошли первые торги на площадке для компаний малой и средней капитализации RTS Start. "RTS Start является сегментом основных торгов биржевого рынка ценных бумаг РТС, в котором к ценным бумагам и их эмитентам, помимо основных условий, предъявляется еще ряд дополнительных требований, направленных на защиту прав и законных интересов инвесторов",-- говорит Оксана Деришева. От компаний, выходящих на RTS Start, требуется наличие финансового консультанта, аккредитованного при ФСФР, и маркет-мейкера. Уполномоченный финансовый консультант обязан отслеживать раскрытие информации эмитентом. Маркет-мейкер должен поддерживать твердые котировки по ценным бумагам. При этом капитализация самого эмитента не может превышать 3 млрд рублей. Однако указанные ценные бумаги могут быть включены в RTS Start при условии, что они уже допущены к торгам на РТС в одном из разделов списка ценных бумаг -- в котировальных листах Б, В, И или внесписочно.

С начала проекта к торгам были допущены акции пяти компаний: БФ "Коммунар", Косогорского металлургического завода (КМЗ), Нефтекамского автозавода (НефАЗ), Сибирского горно-металлургического альянса, "Армады". С акциями этих эмитентов с момента их включения в RTS Start было совершено около 100 сделок на сумму почти $10 млн. Кроме того, 31 июля 2007 года "Армада" разместила в RTS Start 80% акций дополнительного выпуска, что позволило ей привлечь $23,5 млн. По словам Михаила Муна ("Энергокапитал" вывел в систему RTS Start акции КМЗ и НефАЗа), после перевода НефАЗа из RTS Board в RTS Start объемы торгов выросли на 30%. "А вот КМЗ не может похвастаться такими успехами, активность торгов его бумагами почти не изменилась",-- отметил он. Не выросла и активность торгов акциями "Коммунара".

Еще одна альтернативная площадка -- ИРК -- была создана и на ФБ ММВБ. Первые торги на ней 14 июня 2007 года начались с размещения паев закрытого ПИФа венчурных инвестиций "Финам -- Информационные технологии". 31 июля параллельно с РТС на ММВБ состоялось размещение допэмиссии "Армады". Отличительной чертой ИРК является ее ориентированность на инновационные компании. Кроме того, к торгам на этой площадке допускаются компании, капитализация которых находится в диапазоне от 100 млн до 5 млрд рублей. Впрочем, это необязательное требование. "Если компания быстрорастущая или инновационная, то даже если она не вписывается в эти рамки, может быть принято решение о ее включении в котировальный лист И, если она себя именно так позиционирует и сама этого захочет",-- отметил Геннадий Марголит.

Биржевая альтернатива
Несмотря на лояльность бирж и регулятора, круг эмитентов, которые решились размещаться на альтернативных площадках, остается по-прежнему ограниченным. Новые площадки пока востребованы в основном брокерами, которые зарабатывают на перепродаже небольших пакетов акций, либо принадлежащих миноритарным акционерам, либо выкупленных на себя. "В России сложилась уникальная ситуация, когда владельцами акций компаний малой и средней капитализации являются тысячи акционеров. Поэтому некоторые инвесткомпании делают бизнес на скупке этих акций у населения и выводе их на площадки, аналогичные RTS Start",-- отмечает начальник управления стратегических инвестиций ИК "Велес-Капитал" Андрей Ли. Поскольку ликвидность на новых площадках пока невысока и на них представлено немного компаний, а следовательно, и инструментов, крупных инвесторов они пока мало интересуют, так как не дают им возможности создавать на этой основе качественный портфель. Высокие спрэды не дают возможности зарабатывать на коротких промежутках времени, поэтому для ежедневной спекулятивной игры эти площадки тоже не подходят. "Количество эмитентов пока не позволяет составить диверсифицированный портфель, но со временем все может измениться и можно будет выделить альтернативные площадки в самостоятельное направление",-- отмечает начальник отдела финансового консультирования ИГ "Антанта Пиоглобал" Эльданиз Шихлинский.

По словам же самих инвесторов, сектор компаний малой капитализации очень востребован, поскольку на российском рынке торгуется ограниченное количество инструментов. Ведь потенциал роста у компаний малой капитализации, которые до сих пор находились в стороне от бурно развивающегося в последние годы российского фондового рынка, остается весьма высоким. "Сектор компаний малой капитализации открывает доступ к большему количеству инструментов, которые имеют значительный потенциал роста,-- подчеркнул Андрей Ли.-- В то время как доходность по акциям первого эшелона уже невысока, на этом рынке вполне возможно зарабатывать по 100-200% в год".

Тем не менее активность в этом секторе сдерживается тем, что многие компании до сих пор не удовлетворяют даже облегченным требованиям, предъявляемым биржами. "Уровень корпоративной прозрачности и прозрачности бизнеса сейчас таков, что на подготовку большинства желающих компаний уйдет от одного года до полутора лет,-- оценивает ситуацию Михаил Мун.-- Поэтому в ближайшее время скачка активности на рынке со стороны "малых" эмитентов не стоит ждать". Сегодня на рынке 16 листинговых агентов, и у каждого в портфеле по две-три компании, которые готовы выйти на IPO. Число эмитентов, которые уже выразили желание выйти на размещение, приближается к 50, но это не значит, что все они выйдут на биржу в ближайшее время. "До конца года, по самым осторожным прогнозам, должно пройти еще четыре-пять размещений",-- говорит Геннадий Марголит. Так что реальную конкуренцию лондонской AIM российские альтернативные площадки RTS Start и ИРК смогут составить лишь через пару лет.


27.08.2007
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=798619
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован