13 марта 2006
1653

Геннадий СЕМИГИН: Неотложно необходима смена социально-экономического курса России

20 февраля в Москве состоялось заседание Народного правительства. С докладами "О социально-экономическом развитии Российской Федерации за 2005 год" и "О социально-экономическом развитии регионов России" выступил председатель Народного правительства, депутат Государственной думы, лидер политической партии "Патриоты России" Геннадий Семигин. В обсуждении докладов приняли участие народный министр регионального развития Надежда Корнеева, народный министр финансов Сергей Глазьев, народный министр сельского хозяйства Николай Киселев, народный министр образования Юрий Савельев, народный министр по делам СНГ Сергей Бабурин, советник министра культуры РФ Тамара Гудима, председатель Народного комитета по оборонной промышленности Георгий Костин, народный министр науки и развития новых технологий Роберт Нигматулин. Народное правительство пришло к выводу, что в стране не решена ни одна из наиболее острых и неотложных проблем. "ПЖ" публикует доклад Геннадия Семигина.


I. ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ ЗА 2005 ГОД

Реальный анализ итогов социально-экономического развития нашей страны за 2005 год показывает, что в официальных оценках успехи сильно преувеличены. Есть некоторый рост по ряду показателей промышленности, транспорта, строительства, торговли. Укрепилось финансовое положение страны. Отмечен определенный рост доходов граждан.

Но чаще всего успехи достигнуты за счет роста мировых цен на энергоносители.

Использовало ли наше правительство в 2005 году все возможности для стратегического развития страны, выравнивания и улучшения социальной ситуации в регионах, создания нормальной инфраструктуры для развития российских территорий, преодоления демографического кризиса? Нет.

Видим ли мы тенденции в работе правительства к системному и планомерному решению этих проблем? Нет.

А видит ли нынешняя российская власть всю ущербность своей стратегии, построенной на огромных затратах для создания видимости успеха и на мелких подачках там, где требуется напряжение сил всего государства? Нет.

Поэтому оценка действующим правительством России итогов прошедшего года не может нас удовлетворить по следующим причинам:

1. Рост экономики

Задача удвоения ВВП к 2010 году окончательно провалена, так и не успев стать так называемой общенациональной идеей.

Рост ВВП:
2005 год 6,4%
2004 год 7,2%

Налицо устойчивая тенденция падения темпов роста экономики.

2. Развитие промышленности

Рост производства:
2005 год 4,0%
2004 год 8,3%
- снижение темпов роста в 2,1 раза

Заметных структурных сдвигов не произошло. Основной рост экономики и экспорта дают добывающие отрасли, что дает только формальный повод говорить о каких-либо успехах. Формируя государственный бюджет за счет добычи и экспорта сырья, мы лишаем всех перспектив будущие поколения россиян.

При этом рост добычи полезных ископаемых резко замедлился, в том числе нефти - в 4 раза, газа - в 3,8 раза, что для экономики России имеет критическое значение. Это еще раз подтверждает, что "рост" во многом происходит за счет увеличения мировых цен на сырье и энергоносители.

Спад производства идет в ряде важнейших отраслей: станкостроении; автомобилестроении; сельскохозяйственном машиностроении; легкой промышленности и др.

3. Сельское хозяйство

Рост производства сельскохозяйственной продукции в 2005 году оказался в 1,5 раза ниже, чем в 2004 году.

Продолжается сокращение посевных площадей и поголовья скота.

Снижено производство некоторых видов продукции (мясо в живом весе, молоко и др.). И это происходит на фоне потери Россией продовольственной независимости.

При этом в сельской местности России проживает треть населения, которая не обеспечена ни работой, ни нормальным заработком, ни доступностью социальных благ.

4. Рост инвестиций

2005 год 10,5%
2004 год 10,9%
Снижение на 0,4 %.

Основные инвестиции опять же направлены в добывающие отрасли, что дает огромные прибыли инвесторам, но не работает в интересах населения России.

5. Демография

Демографический кризис усугубляется. По данным за январь-ноябрь 2005 года, рождаемость сократилась на 2,9 процента; смертность выросла на 1,3 процента; превышение смертности над рождаемостью составило 1,6 раза; численность населения России сократилась на 675,1 тыс. чел.

Эти цифры, при всей их красноречивости, говорят только о количественном снижении населения России, но не отражают еще более страшной тенденции - стремительного падения качества населения. Что творится сегодня в России? Миллион беспризорных детей, сотни тысяч детей, не посещающих школу, два миллиона алкоголиков, из которых 60 тысяч - несовершеннолетние. Около четырех миллионов бомжей, полтора миллиона наркоманов, 10 миллионов бывших и нынешних заключенных (за последние 10 лет 10 миллионов россиян прошли через тюрьмы!) Более 600 тысяч детей воспитываются в детских домах и домах малютки.

Разве наше правительство предложило серьезные федеральные программы по лечению, социальной реабилитации и адаптации в обществе этих миллионов наших граждан, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы?

Думаю, никого не удивлю, если скажу: каждый россиянин знает, что дети - это его личная проблема и помощи от государства ждать бесполезно. 67% семей, имеющих детей, живут за чертой бедности. А правительство ждет от них сознательности и увеличения рождаемости. Зачем увеличивать рождаемость в стране, где даже уже существующих граждан государство не может обеспечить работой, жильем и достойным образом жизни?

Правительство неоднократно заявляло, что без притока мигрантов России не выжить. Но никакой целенаправленной работы по приданию миграции цивилизованного вида не ведется. Почему мы не можем, как страны, активно принимающие мигрантов (США, Канада, Австралия), ввести систему отбора? Надо давать вид на жительство с испытательным сроком и с условием проживания на тех территориях, где мы заинтересованы в увеличении населения. Сегодня же миграционная политика нашего правительства, если она вообще есть, не соответствует интересам России.

6. Безработица

Сохраняется значительный уровень безработицы - 5,6 млн. чел., или 7,7% экономически активного населения.

Самый высокий уровень безработицы - на селе, хотя в условиях потери продовольственной независимости правительство должно было бы в первую очередь озаботиться созданием рабочих мест в сельском хозяйстве.

7. Инфляция

Рост потребительских цен и тарифов (в среднем за год):
2005 год 12,7%
2004 год 11,7%

Вместо ускорения экономического роста ускоряется инфляция.
Правительство РФ обещало на 2005 год 7,5-8 %.
Реальная инфляция, которую на себе ощущают граждане:
на продукты питания 15-19%;
на бензин 16%;
на жилищно-коммунальные услуги 32,7%;
на услуги дошкольного воспитания 32,1%;
на медицинские услуги 18,7%;
проезд на транспорте 15,8%

В январе 2006 года инфляция продолжает нарастать. Ее темп (2,4%) в 3 раза выше, чем в декабре 2005 года (0,8%), и в 4,8 раза выше, чем среднемесячный рост цен во втором полугодии 2005 года (0,5%).

Расчет инфляции в целом по России опять-таки напоминает среднюю температуру по больнице. Меньший рост стоимости предметов далеко не первой необходимости уменьшает цифру в целом, но дело в том, что основная часть населения об этих предметах и не мечтает.

8. Социальная сфера

Зарплата

Среднемесячная начисленная зарплата: рост - 23,6%, что явно недостаточно для компенсации роста цен и тарифов. Сохраняются резкие диспропорции: зарплата в сельском хозяйстве - 43% от среднероссийской; в здравоохранении и оказании социальных услуг - 70%; в образовании - 67%.

Денежные доходы в расчете на душу населения - 7 848 руб. в месяц.

На эти деньги невозможно не только купить собственное жилье, автомобиль, компьютер, хороший телевизор, стиральную машину, получить качественную медицинскую помощь, но даже более-менее сносно питаться и одеваться, растить, воспитывать и учить детей.

Прожиточный минимум

В 2005 году правительством в нарушение всех законов прожиточный минимум просто не устанавливался (действует тот, что был в IV квартале 2004 года (2 376 руб. на человека в месяц).

Для чего это сделано: чтобы не индексировать социальные выплаты, которые зависят от прожиточного минимума; чтобы не показывать рост стоимости жизни в нашей стране.

Сами можете сделать вывод, что можно купить на эти деньги. Как можно на них выжить?

Бедность и нищета

Правительство РФ говорит, что число бедных (с доходами ниже прожиточного минимума) уменьшается:

2005 год 22,6 млн. чел., или 15,8% населения;
2004 год 25,5 млн. чел., или 17,8%.

Но в мире есть и другие, более объективные подходы к оценке бедности. Например, если посчитать с учетом не только денежных доходов, но еще и обеспеченности жильем (а это основа благополучия), то получается, что в России к категории бедных и малоимущих относятся 62 млн. человек, или около 40% населения.

Не надо путать бедность и нищету. Нужны другие, серьезные критерии оценки уровня жизни граждан, не уступающие принятым в Европе и Америке.

Ниже прожиточного минимума - это уже полная нищета, в которой не выжить. Если наши граждане выживают, то совсем не благодаря, а вопреки действиям власти.

9. Финансовое положение

Федеральный бюджет в очередной раз исполнен с профицитом, причем заранее планируемым и искусственно создаваемым: 1 трлн. 536,8 млрд. руб., или 7,1% ВВП.

Такой профицит не нужен, о чем "Патриоты России" говорят уже не первый год. В России есть на что тратить бюджетные средства. Если, конечно, тратить по-хозяйски, с умом, с пользой для страны и народа.

Но затраты бюджета на приоритетные для любой страны направления почему-то оказываются несопоставимы с реальными возможностями и реальными потребностями.

Так, на развитие национальной экономики - 7% от расходов федерального бюджета, всего 1,2% к ВВП России; на развитие человеческого потенциала страны (сфер образования, культуры, здравоохранения) - в общей сумме около 8% расходов федерального бюджета, 1,3% к ВВП.

В Европе на каждое из этих направлений тратится до 6-8% ВВП.

Стабилизационный фонд по-прежнему используется не по-хозяйски. Только обесценивание стабфонда от инфляции (по данным Счетной палаты) составило: в 2004 году - 23 млрд. руб., и мер никаких не было принято; в 2005 году - 110 млрд. руб., и меры опять не принимаются. Чего ждать дальше от таких потерь народных денег? Эти суммы значительно превосходят ассигнования на сельское хозяйство, здравоохранение, образование (на те же разрекламированные национальные проекты).

Золотовалютные резервы России составляют 194 млрд. долларов. Но как эти резервы влияют на развитие экономики? На жизнь простых граждан?

Деньги у власти есть и для ускоренного развития экономики, и для радикального улучшения жизни населения.

Народное правительство еще осенью предложило три главных направления и эффективные механизмы использования стабилизационного фонда. Дело за желанием и способностью правительства РФ решать эти неотложные задачи. Пока же Россия походит на знаменитого персонажа из "Мертвых душ" Гоголя - помещика Плюшкина, который при большом состоянии живет в полуразрушенном доме, гноит припасы, ходит в обносках, морит голодом людей, но боится потратить хоть копейку.

Какие же выводы можно сделать по итогам развития России в 2005 году?

1. Положительных качественных сдвигов в социально-экономическом развитии Российской Федерации в 2005 году не произошло.

2. Итоги и тенденции развития экономики и социальной сферы страны содержат серьезные предпосылки к ухудшению результатов в производственной сфере, демографии, жизни большинства граждан.

II. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕФОРМ

Навязанные властью некомпетентные и к тому же совершенно не подготовленные реформы придумываются в Москве, а проходят в республиках, краях, областях, округах, городах и селах.

И там дают свои результаты - совсем не те, что ожидали граждане России от этих преобразований, а часто совершенно противоположные. Это хорошо видно на примерах реализации наиболее известных реформ.

1. Социальная реформа или монетизация льгот

Это фактическая ликвидация системы социальных гарантий государства. Основные последствия:

ухудшение материального положения миллионов граждан вследствие неадекватности денежных выплат в сравнении с утраченными льготами;
резкий скачок инфляции, так и не преодоленный до конца года;
многочисленные массовые акции протеста;
людей поделили на "федеральных" и "региональных" льготников, противопоставили друг другу;
усилилась межрегиональная дифференциация уровня жизни граждан, поскольку не все регионы смогли в должной мере поддерживать "льготные" категории населения.

46% льготников отказались от так называемого социального пакета. Многие из них позже пожалели об этом.

Социальная реформа правительства имеет антисоциальный характер. Особенно наглядно это продемонстрировали огромные очереди в собесах, которые вынуждены были выстаивать инвалиды и пожилые граждане, чтобы хотя бы разобраться с тем, что и как им полагается. Люди теряли сознание, попадали в больницы.

Каждый гражданин должен получить от государства то, что ему положено по закону, вне зависимости, знает он свои права или нет, может ли их отстоять. На практике же у нас каждая бабушка должна иметь силы и здоровье, чтобы добраться до собеса, попасть на прием, собрать нужные справки.

В развитых государствах социальные работники получают зарплату за то, что сами собирают все нужные документы, разъясняют людям их права и обеспечивают все льготы и выплаты. Нет ни очередей, ни обмороков. Вот к этому должна была двигаться наша социальная реформа!

Почему мы при профиците бюджета, стабилизационном фонде и больших золотовалютных резервах так относимся к своим самым незащищенным гражданам? Это уже не антисоциально, это позорно и бесчеловечно!

2. Реформа здравоохранения

Эта реформа обернулась сокращением числа больниц и поликлиник, численности врачей, а также удорожанием медицинских услуг:

2004 год на 15%;
2005 год на 18,7%.

Большинство больниц переполнено. В поликлиниках многочасовые очереди. Не хватает самого необходимого медицинского оборудования, инструментов, инвентаря, медикаментов. И самый главный "результат", который вынуждено признавать действующее правительство, - рост заболеваемости населения.

Несмотря на это, планируются новые сокращения - правительство считает, что у нас слишком много врачей и больничных коек и слишком долго в них лечатся больные.

3. Реформа образования

В системе образования происходит ежегодное удорожание платности на 12-15% и более. Даже обучение детей в школе уже не является бесплатным. И не каждой семье оно по силам; сокращаются сельские школы; несколько сотен тысяч детей не посещают школы, особенно в сельской местности, и у нас снова появилась безграмотность; высшее образование становится еще более недоступным, прежде всего для бедных семей.

Какая реформа, если 35-40% зданий школ, более 20% зданий вузов требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии?

4. Жилищно-коммунальная реформа

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, который ущемляет жилищные права граждан и противоречит Конституции РФ.

За год построено 515,1 тыс. квартир общей площадью 43,6 млн. кв. м, а в очереди на улучшение жилищных условий - около 4,5 млн. семей, для которых необходимо 1 трлн. 570 млн. кв. м жилья. При таких темпах строительства жилищная проблема не будет решена и в ближайшие 35-40 лет. Коммерческое жилье могут приобретать только 10%. Ипотечная система не работает из-за высоких (12-15 и более) процентов, коротких (5-10 лет) сроков погашения, а также из-за недоступности кредитов для большинства граждан ввиду низких доходов.

А все дело в том, что правительство России и не собирается решать жилищную проблему - оно занято формированием "рынка доступного жилья". Но не получается и этого. В сфере ЖКХ системных преобразований не производится. Отрасль остается технически и технологически отсталой; финансово-экономическое положение предприятий ЖКХ критичное; зарплата у работников низкая - люди не заинтересованы ответственно и качественно работать; устойчивость, надежность и качество коммунального обеспечения продолжает падать, особенно зимою. В ряде регионов, во многих муниципальных образованиях дело идет к коммунальной катастрофе.

Из всех "преобразований" люди реально ощутили на себе только рост коммунальных тарифов да переход на 100%-ную оплату коммунальных услуг: в среднем по России население оплачивает уже 94% стоимости коммунальных услуг; в 68 субъектах Федерации - 90% и выше; 31 регион уже перешел на 100%-ную оплату.

И еще одно ощутимое "преобразование" - людей начали выселять за коммунальные неплатежи.

5. Пенсионная реформа

Средняя пенсия по России в 2005 году - 2540 рублей, или примерно 28% от средней зарплаты. В 2008 году будет 26%. Рекомендация Международной организации труда - 60%. В большинстве регионов пенсии ниже прожиточного минимума. Пенсионеры - самый малообеспеченный слой населения России. Дефицит Пенсионного фонда России - 218,5 млрд. руб.

Население предпочитает сегодняшние деньги в конверте завтрашней пенсии, не веря в гарантии правительства и добросовестность Пенсионного фонда. Дело идет к пенсионному дефолту. Накопительная система реального эффекта не дает. Перечисляемые на персональные счета средства мизерны и не дают ощутимой прибавки к пенсиям. Более 95% граждан не приняли решений о передаче своих пенсионных средств управляющим компаниям.

Все это говорит о провале пенсионной реформы.

6. Военная реформа

Не решена ни одна из ключевых задач:

не обеспечены массовая модернизация и обновление боевой техники и вооружения войск;
состояние правопорядка и дисциплины пугает общество - неуставщина (или "дедовщина") калечит и губит молодых ребят; родители боятся посылать сыновей в армию;
денежное довольствие военнослужащих остается недопустимо низким;
военные пенсии не индексировались почти 3 года;
в Вооруженных силах свыше 130 тыс. бесквартирных семей военнослужащих.

Офицеры, традиционная гордость России, надежда народа, гроза для врагов Отечества, живут в бедности и нищете.

7. Реформа правоохранительных органов

Ожидаемых результатов нет:

преступность растет: в 2005 году - на 23%; терроризм не подавлен. Россия остается одной из самых коррумпированных стран мира.

В связи с анализом реформ - несколько замечаний по так называемым национальным проектам.

То, что представлено общественности, - это не национальные проекты, а хаотичная раздача бюджетных средств, чтобы смягчить недовольство в обществе ходом и результатами реформ, реальным состоянием дел в стране и регионах, в наиболее жизненно значимых сферах и отраслях.

Это латание огромных дыр миниатюрными заплатками. Это не национальный проект, если 10% врачей и 6% медсестер дают временную (на 2006 год) прибавку к зарплате. Это не национальный проект, если инновационные программы поддерживаются в менее чем 10% школ и менее 5% вузов;

если классным руководителям за воспитание школьников будет выплачиваться жалкая прибавка - 1000 рублей;

если выделяется всего 5 тысяч индивидуальных молодежных грантов примерно на 11 млн. старших школьников и студентов (вузов, колледжей и техникумов).

Это не национальный проект, если ввод жилья планируют довести в 2010 году до 80 млн. кв. м в год, тогда как уже сейчас только для компенсации выбытия ветхого и аварийного жилья необходим ежегодный ввод не менее 90 млн. кв.м.

К 2010 году возможность приобретения жилья предполагается для 30% семей (да и то под вопросом - если инфляция не помешает), а 70% так и не смогут иметь собственное жилье никогда.

Это не национальный проект, если сельскому хозяйству планируется закупить (неизвестно у кого) 100 тыс. голов племенного скота, а лучшие отечественные породы гибнут от бескормицы и если сокращение поголовья скота ежегодно исчисляется миллионами голов.

Не надо путать: национальные задачи и национальные проекты; национальные проекты с процессом реализации текущих, хотя и важных, проблем.

III. CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Известную формулу "сильный центр - сильные регионы" "Патриоты России" понимают так:

сильный федеральный центр, полномочная, крепкая и влиятельная федеральная власть, которая реализует главные и безусловные приоритеты;

сильный федеральный центр - это эффективное социально-экономическое развитие регионов, их объединенные усилия по укреплению единого Российского государства.

Это не банальность. Об этом приходится говорить, поскольку в современном состоянии и развитии Российской Федерации, ее регионов есть немало серьезных, не решаемых проблем.

Каковы сегодня основные, наиболее серьезные, общие проблемы для социально-экономического развития России и ее регионов? Прежде всего это:

неравенство субъектов Федерации в экономическом развитии; финансово-экономическая слабость большинства регионов; нарастающее межрегиональное неравенство в уровне жизни граждан; кризис социальной сферы субъектов Федерации; критическая ситуация в демографии и ряд других.

1. Разница в экономическом развитии

По официальной правительственной градации, к развитым относятся только 25 российских регионов, или 28% от их общего числа; почти столько же - 24 региона (27%) - остаются на низком или крайне низком уровне развития; основная же масса регионов - 40 (45%) - характеризуется как "середнячки".

Разница в темпах роста промышленности между округами (2005 год) - более 15 раз. Например, от 15,4% в Центральном федеральном округе до 1% в Дальневосточном федеральном округе; по регионам - рост от 0,4-1,5% (Мурманская, Липецкая области, Республика Калмыкия) до почти 27% (Московская область).

Эта разница была бы понятна, если бы значительно больший рост был в наиболее депрессивных регионах, то есть они бы догоняли наиболее развитые. Но это не так. В большинстве случаев наиболее высокие темпы роста как раз в наиболее развитых субъектах Федерации, что еще больше увеличивает разрыв. А в 18 регионах, причем не самых развитых, спад производства.

Инфляция

Более чем в 50% регионов темп инфляции серьезно (от 1,1 до 3,8 раза) превысил среднероссийский уровень (10,9%).

Наибольший рост цен и тарифов - в Южном и Дальневосточном федеральных округах.

По регионам инфляция достигает 15-20% и даже почти 40% (Эвенкийский АО).

Бюджеты регионов

Налоговых и других доходных финансовых источников, закрепленных за регионами и муниципальными образованиями, недостаточно для осуществления их полномочий и самостоятельного решения проблем.

В 2005 году дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ не получали только 22 региона (так называемые регионы-доноры). 67 субъектов Федерации, или 75%, являются финансово несостоятельными.

Это более чем убедительный "антирезультат" региональной политики федерального центра.

Федеральная политика ведет к тому, что регионом-донором быть просто невыгодно. Распределение бюджетных (налоговых и других) доходов осуществляется в пользу федерального центра. Прежде всего это касается НДС, наиболее легко собираемого налога, составляющего более 21% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. 100% НДС перечисляется в федеральный бюджет.

Всего в федеральный бюджет в 2006 году должно поступить около 60% всех налоговых доходов и около 90% всех неналоговых доходов. В последующем эти доходы будут частично направляться в регионы в виде различных трансфертов - как из специальных фондов финансовой помощи регионам (их существует 5), так и в другой форме.

Механизмы и условия распределения финансов определяются правительством России, и все они неоднозначны. Такой порядок делает регионы полностью зависимыми от федерального центра.

В результате на сегодняшний день неравенство регионов в уровне социально-экономического развития не только не устраняется, но и нарастает.

2. Разница в уровне жизни граждан

Во многом она вытекает из экономического неравенства регионов. На октябрь 2005 года (самые свежие сопоставимые данные) в Российской Федерации если средний доход на жителя России составлял 7602 руб. в месяц, то по округам он колебался от 5431 руб. (ЮФО) до 10 443 руб. (ЦФО). Разница по регионам - от 23,3 тыс. в Москве до 2,1 тыс. руб. в Республике Ингушетия, то есть почти в 11 раз.

Получается, что большинство граждан в одних регионах живет бедно, в других еще беднее, а в третьих - просто в нищете.

Массовая бедность и нищета для всех федеральных округов и почти для всех субъектов РФ является одной из самых острых социальных проблем. Исключение: Москва, Санкт-Петербург, а также газо- и нефтедобывающие регионы (и то только для работников добывающих предприятий).

Безработица

Обследования, проведенные в 2005 году, показали, что уровень безработицы (по методологии МОТ) в России составляет 7,7-7,9% от численности экономически активного населения. Это 5,7-5,8 млн. человек.

Среди субъектов Российской Федерации уровень безработицы колеблется: от 0,9% в Москве до 43% в Республике Ингушетия.

Демографический кризис

Рождаемость во всех федеральных округах падает. Смертность во всех федеральных округах растет. Наибольший уровень смертности в Центральном (17,4) и Северо-Западном (17,7) федеральных округах. Смертность превышает рождаемость в стране в 1,6 раза, а в 23 регионах - в 2-2,8 раза. Естественный прирост населения отмечается только в 13 регионах. Сокращение численности населения отмечается в 72 субъектах Федерации.

Некоторый рост населения отмечается только в 17 субъектах Федерации.

За 15 лет в стране образовались огромные незаселенные пространства, где нет вообще никакой инфраструктуры (это 3/4 территории России).

В нашей стране более 13 тысяч населенных пунктов без постоянно проживающих в них жителей и почти столько же - с населением менее 10 человек.

В Сибирском и особенно Дальневосточном федеральных округах - угрожающий демографический дисбаланс с соседними странами, прежде всего с Китаем. Россия - 7,4 млн. чел. при плотности 1,2 чел./км2; Китай - 102,4 млн. чел. при плотности 124,4 чел./км2. Комментариев не требуется.

Миграционные процессы остаются неурегулированными и создают серьезные экономические и социальные проблемы в регионах (трудоустройство, социальное обустройство приезжих, взаимоотношения с местным населением, рост преступности и т. д.).

Основной приток мигрантов (до 1,6 млн. чел. в год) - в самые густонаселенные территории России, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. человек), и прежде всего - в центральные и южные регионы страны, где преобладает русское население.

Нелегальная миграция

В России проживают от 1,5 до 5-6 млн. нелегальных мигрантов, 2/3 из них выходцы из стран СНГ, значительное число из Китая, Вьетнама, Кореи.

IV. ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕГИОНАХ

1. Неэффективность, более того - неадекватность региональной политики федерального центра.

Во-первых, за полтора десятка лет ни в одном из регионов не решена ни одна из наиболее острых и неотложных проблем. Более того - большинство проблем продолжает усугубляться и обостряться.

Во-вторых, не выработана сама Концепция региональной политики федерального центра в современных условиях и на перспективу.

В-третьих, на словах выступая за укрепление и развитие Федерации, федеральная власть на самом деле стремится к полной зависимости регионов от федерального центра:

за счет бюджетной политики (несправедливое и неадекватное распределение и перераспределение доходов), о чем уже сказано;

за счет федеративной и муниципальной реформ (распределение полномочий).

Все больше критически значимых полномочий концентрируется в правительстве России. Все больше сложных и затратных полномочий (прежде всего в социальной сфере), невыполнимых без "благосклонных" финансовых и других необходимых решений центра, передается субъектам Федерации и муниципальным образованиям.

По существу, это "новая социальная политика" федерального центра в отношении регионов, когда власти субъектов Федерации (а также и органы местного самоуправления) становятся неспособными самостоятельно содержать школы и больницы, обеспечивать региональные и местные доплаты к пенсиям, пособиям, стипендиям, поддерживать малообеспеченных и других нуждающихся граждан;

за счет политической реформы:

новые принципы формирования власти в регионах - фактическое назначение губернаторов федеральным центром (и тенденции к назначению глав местных администраций);

сужение возможностей выражать и отстаивать интересы регионов через федеральные представительные органы:

отмена одномандатных округов по выборам в Госдуму;

назначаемые члены Совета Федерации - почти сплошь москвичи;

и Госдума, и Совет Федерации фактически исполняют решения федеральной власти, прежде всего правительства России. Федерация превращается в унитарное государство.

В-четвертых, имеет место низкая эффективность деятельности всех звеньев вертикали власти, особенно система их взаимодействия - во всех вопросах (экономических, социальных, борьбе с преступностью и терроризмом и т.д.).

Это взаимодействие вернее называть полной несогласованностью. Главное, в чем звенья вертикали власти достигли полной виртуозности, - переваливание ответственности даже не друг на друга, а просто в никуда. Есть трагедия, как в Беслане, - виновных среди власти нет!

2. Не выработано единой системы и эффективных механизмов выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

Во-первых, непродуманные и неподготовленные реформы усугубляют различия между субъектами РФ, о чем уже сказано. По существу, они резко усложняют и практически парализуют перспективу социально-экономического развития регионов.

Во-вторых, реализуемые федеральные целевые программы по многим вопросам и параметрам между собой не согласованы.

В-третьих, критерии, другие условия, а также механизмы финансовой помощи регионам не только несовершенны, но и в принципе не отвечают задаче выравнивания экономического и социального развития регионов. Дотации - все та же раздача денег - бюджетных средств, недостаточных для радикального решения региональных проблем, вместо серьезного федерального инвестирования в конкретные цели и значимые результаты в каждом регионе.

В результате финансовое состояние большинства субъектов Федерации остается кризисным. Нам необходима новая, современная и эффективная система осуществления региональной политики федерального центра.

V. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЗИЦИИ НАРОДНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

1. Полная смена целей и содержания экономической и социальной политики федерального центра по отношению к регионам. Незамедлительная организация разработки и после широкого общественного обсуждения принятие Концепции государственной региональной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

2. Остановка или значительная корректировка проводимых реформ.

3. Пересмотр бюджетных и в целом финансовых отношений между федеральным центром и регионами. Должны быть сформированы особые механизмы выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, в том числе федеральные инвестиционные программы и проекты, способные конкретные субъекты Федерации вывести на новый уровень экономического и социального развития.

4. Выработка единого федерального и регионального социального стандарта. Он должен включать приоритеты социальной политики, современные, не уступающие развитым странам нормы и нормативы уровня жизни граждан, социальной поддержки нуждающихся категорий населения, пределы цен и тарифов на наиболее значимые товары и услуги и т. д.

5. Определить конкретные элементы национальных проектов (раз уж их объявили и выделили на них деньги) для каждого региона, группы лиц и организаций, ответственных за их реализацию, а также четкую систему и механизмы финансирования с целью получения успешных результатов.

6. Просчитать социально-экономические последствия объединения субъектов Федерации, а также изменения их внутреннего административно-территориального устройства.

Одно из главных условий осуществления этих преобразований - наличие гарантированных источников их бюджетного финансирования без ущерба для решения важнейших региональных и местных социально-экономических проблем.

Главным критерием решения вопросов о преобразовании существующих или создании новых муниципальных образований, а также соответствующих управленческих структур должна стать полная и качественная реализация государственных социальных гарантий, законных интересов и прав граждан и хозяйствующих субъектов.

7. Приграничные регионы должны быть в региональной политике федерального центра объектами первостепенного внимания. Для приграничных регионов должны быть выработаны и осуществлены согласованные с общефедеральной политикой укрепления обороноспособности и безопасности Российского государства специфические социально-экономические и иные необходимые меры.

В частности: по снижению оттока населения в другие регионы России; по стимулированию притока граждан, в первую очередь трудоспособных, из других регионов, их закрепления для постоянного жительства; по стимулированию рождаемости; по более строгому регламентированию въезда граждан приграничных государств, лиц с двойным гражданством и без гражданства, ограничению приобретения ими недвижимости и исключению приобретения в собственность земельных участков, а также исключению их компактного расселения, создающего угрозу территориальной целостности России.

*****

В оценках итогов 2005 года мы исходим не только из общего анализа состояния дел в стране и регионах. Мы опираемся на мнение жителей регионов, с которыми общаемся, бывая в республиках, краях, областях, автономных округах. Мы получаем результаты периодически проводимых социологических опросов: 58-60% и даже более опрашиваемых недовольны положением дел в своих регионах (ФОМ - опрос 2 февраля 2006 года). Мы учитываем также и те оценки, которые дает России мировое сообщество. Оценки, мягко говоря, невысокие.

По ВВП на душу населения Россия находится на 54-м месте (из 177 стран), между Тринидадом и Тобаго и Бразилией. По среднему уровню дохода - на 56-м месте, между Болгарией и Ливией.

По индексу развития человеческого потенциала - на 57-м месте.

По неравенству в доходах или потреблении (из 127 стран) - на 97-м месте, между Коста-Рикой и Кот-д,Ивуаром.

По уровню детской смертности (из 153 стран) - на 44-м месте, между Тринидадом и Тобаго и Румынией.

Источники: "Доклад о развитии человека" (ООН), World development Indicators (Всемирный банк).

Если наше правительство вполне уютно себя чувствует возле Ливии, Тринидада и Тобаго, непонятно, почему оно так стремится в "большую восьмерку". Или уровень существования самого правительства уже вполне достиг параметров ведущих стран мира?

Вывод из оценок России по данным ООН однозначен - неотложно необходима смена социально-экономического курса России. Иначе так и будем отставать все больше и больше от цивилизованного мира, жить все хуже и хуже. Будем по наиболее значимым и престижным рейтингам прозябать на последних местах или в лучшем случае в серой середине - среди тех, кто еще только собирается развиваться по-настоящему.

Народное правительство по всем важнейшим проблемам и реформам выработало развернутые предложения и механизмы их реализации.

Мы высказали свою позицию открыто и готовы сотрудничать, чтобы реализовать эти предложения со всеми политическими и общественными организациями страны, в том числе и с руководством всех российских регионов.

(Доклад публикуется в сокращении)

No 6 (101) / 28 февраля 2006
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=179&tek=5195&issue=147
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован