27 октября 2006
1509

Генрих Новожилов и Сергей Ильюшин

1 июня 1948 года студента Новожилова направили на преддипломную практику в ОКБ-240, которым руководил Сергей Владимирович Ильюшин. В ОКБ существовало незыблемое правило - студентов немедленно зачисляли в штат. Так началась карьера будущего Генерального конструктора Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Генриха Васильевича Новожилова.

Генрих Новожилов родился 27 октября 1925 года в Москве, в районе Чистых прудов. Детство проходило в большой коммунальной квартире. Атмосфера непростой предвоенной жизни, и общение со своими соседями стали для Генриха Васильевича той первой школой, которую он проходил малолеткой. Школа эта была полезной, а внимание дяди Шуры Синицына, который работал в "Аэрофлоте", в значительной степени определило раннюю любовь к авиации. Еще один сосед, друг семьи дядя Сеня, был фотографом-любителем, и именно благодаря ему маленький Генрих увлекся фотографией.

Беда пришла неожиданно. В сентябре 1939 года, когда Новожилов учился в 7 классе, у него серьезно заболела правая нога, и он срочно был госпитализирован в Боткинскую больницу, где перенес две сложные операции. Встал вопрос об ампутации ноги. Соседи по квартире пришли маленькому Генриху на помощь, разыскав опытного врача-хирурга Александра Федоровича Александрова, который буквально вдохновил мальчика на выздоровление, сказав "не только ходить, но и танцевать будешь". Генрих Васильевич выполнял все рекомендации врачей, стремился стать здоровым и не остаться инвалидом. И ему это удалось, более того, он всю жизнь занимался спортом, получил первый разряд по теннису и лыжам.

В войну они с мамой оказались в эвакуации в Пензе. Там Генрих окончил девять классов, и когда в августе 1942 года семья вернулась домой, перед юношей встал вопрос: куда пойти учиться - поступить во ВГИК на операторский факультет или связать свою жизнь с авиацией? Тяга к авиации оказалась сильнее, и Новожилов поначалу пошел работать на кафедру физики Московского авиационного института, а год спустя стал студентом МАИ.

1 июня 1948 года студента Новожилова направили на преддипломную практику в ОКБ-240, которым руководил Сергей Владимирович Ильюшин. В ОКБ существовало незыблемое правило - студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом Генрих Новожилов стал инженером-конструктором с окладом 900 рублей (стипендия составляла 248 рублей). Кстати, Ильюшин был единственным Генеральным конструктором, который платил студентам.

25 марта 1949 года, защитив диплом и отгуляв положенные три дня - такой был порядок в ОКБ для молодых специалистов - Генрих Васильевич начал работать в отделе фюзеляжа, которым руководил В.А. Борог, впоследствии главный конструктор, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Первой работой молодого специалиста был стык фюзеляжа с крылом для самолета Ил-14.

Позднее Новожилову доверили проектирование отсека заднего шасси для самолета Ил-54 - фронтового бомбардировщика. Это была большая и серьезная работа. К завершению выпуска чертежей, приблизительно в 1953 году, Генрих Васильевич стал конструктором I категории. По окончании работ над чертежами отсека заднего шасси он был назначен ведущим отдела фюзеляжа на производстве. По ильюшинской традиции практически все ведущие конструкторы после постройки самолета переходили на летно-испытательную станцию к Владимиру Константиновичу Коккинаки.

Помимо работы конструктором, Генрих Васильевич занимался и общественной деятельностью. Некоторое время ему пришлось быть секретарем комсомольской организации ОКБ, потом группарторгом отдела фюзеляжа, а в 1955 году по рекомендации ведущего конструктора М.М. Моисейченкова его избрали в партком завода. Так началась партийная часть работы Новожилова, которую после избрания секретарем парткома в 1956 году он не оставлял многие годы. На XXVII и XXVIII съездах КПСС Новожилов избирался членом ЦК КПСС.

В 1956 году Генрих Васильевич стал секретарем Партийного комитета завода 240. Несмотря на недостатки, работа партийной и профсоюзной организаций приносила общему делу создания образцов новой авиационной техники большую пользу.

В один из дней сентября 1958 года у Новожилова с Ильюшиным состоялся серьезный разговор. Ильюшин предложил Генриху Васильевичу стать заместителем главного конструктора, вести самолет Ил-18 и отвечать за эксплуатацию всех самолетов марки "Ил", находящихся в эксплуатации. 26 апреля 1959 года рейсами Москва - Адлер и Москва - Алма-Аты начались пассажирские перевозки на самолете Ил-18.

Новожилов принимал участие в расследовании всех тяжелых происшествий с самолетами Ил-18 в СССР и за рубежом, наглядно понимая, что обеспечение безопасности полета - это главнейшая задача, на которую необходимо обращать первостепенное внимание.

Вскоре вышел приказ министра П.В. Дементьева, где Генриха Васильевича Новожилова назначили главным конструктором II категории с возложением обязанностей первого заместителя Генерального конструктора.

В конце 60-х годов министр П.В. Дементьев пригласил первого заместителя главного конструктора и сказал, что нужен военно-транспортный самолет. Результатом разговора стал самолет Ил-76. Многое на самолете было применено впервые. Создавая Ил-76, никто не имел право на ошибку. Вернувшись из Ташкента, где шла подготовка к серийному выпуску этого самолета, на аэродроме в Жуковском, Генрих Васильевич узнал, что его наградили первой золотой медалью "Герой Социалистического Труда".

К тому времени здоровье Сергея Владимировича Ильюшина ухудшилось, и он подал П.В. Дементьеву заявление об уходе на пенсию. Тогда же Ильюшин рекомендовал ЦК КПСС и МАП назначить Новожилова своим преемником. Пожелания своего учителя Генрих взял за основу своей дальнейшей работы.

Генрих Васильевич Новожилов проработал в должности Генерального конструктора 35 лет (с 1970 по 2005 годы). Под его руководством созданы самолеты Ил-76, Ил-86, Ил-102 - штурмовик, Ил-96-300, российско-американский Ил-96, Ил-114 и Ил-103, многие модификации, в том числе президентский Ил-96ПУ.

Главное в работе Генерального конструктора заключается в словах учителя Новожилова - Сергея Владимировича Ильюшина - "Создать работоспособный коллектив единомышленников значительно труднее, чем спроектировать и построить самый сложный самолет". Генеральный тогда Генеральный, когда ему верит коллектив и летчики, - добавляет сам Генрих Васильевич.

Сегодня Генрих Новожилов дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Академик Российской академии наук, Заслуженный конструктор РФ, Главный советник по науке Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина.


www.4dk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован