03 июня 2008
4281

Георгий Мартиросян: `Мне всю жизнь предлагали играть бандитов`

Разговор с именитым земляком начинаем с традиционного - воспоминаний о его "южном" прошлом. Мягким бархатистым баритоном Георгий Мартиросян говорит "ЮР" о своем Ростове-на-Дону - 26 линия в Нахичевани, где родился и жил, помпезная улица Энгельса (ныне Большая Садовая) и левый берег Дона, который был зеленой зоной отдыха, а не коммерческо-ресторанно-увеселительным комплексом. Армянская семья Мартиросянов не была приверженцем строгих древних устоев, поэтому к увлечению сына театром относилась спокойно. Чем юный Георгий и воспользовался, отправившись поступать в театральный вуз, куда поступил с первого раза. С того времени послужной список актера Георгия Мартиросяна насчитывает немало фильмов и спектаклей. - Каждый год вы обязательно снимаетесь. Как вы смогли так планомерно выстроить карь-еру? - Я на это как-то не очень обращал внимание. Просто больше чем надо на себя не берешь и разводишь всю ситуацию сам: хочешь - делаешь, не хочешь - не делаешь. Главное - надобность для самого себя сняться в этом фильме или сыграть в этом спектакле. - Вы сами занимаетесь отбором пьес, сценариев? - Естественно. Когда предлагают какие-то "стрелялки", мне кажется, что с этим у нас в кино уже переборщили. Я еще могу согласиться с количеством, но никак - с качеством. - А можете из-за денег согласиться на заведомо неинтересный проект? - Смотря сколько предлагают, иногда спрашиваю: "А чем можете заманить?" Хотя порой не захочешь никаких денег... - Как вы относитесь к различным проектам на телевидении? - Очень настороженно. Я понимаю, что туда людей заманивают тоже определенным пиаром и деньгами. Артисты вынуждены зарабатывать своим лицом. Какие-то "бои" - это ужасно. Артист должен заниматься своей профессией. Мне предложили на втором канале покататься, спросили: "Вы стоите на коньках?" Я говорю: "Да". "А не хотели бы поучаствовать?", отвечаю: "Нет, спасибо". "Но мы деньги платим". "Все равно нет, спасибо". Это мое ощущение, и я могу быть не прав по определенным позициям, но актерская профессия подразумевает другое. - Насколько сейчас престижна профессия актера? В про-винциальных театрах актеры получают очень мало. - Вот это ужасно. Хорошо зарабатывают артисты в центральных городах, там, где есть ТВ, есть возможность проявить нюансы своей профессии. А те, кто живет одной профессией, зарабатывают очень мало. Но для того чтобы прорваться на ТВ, даже просто, чтобы тебя заметили, чтобы войти в некую двадцатку-тридцатку популярных людей - нужно не только трудиться. Твой собственный имидж должен совпасть с востребованными ТВ-образами. На ТВ есть своя типажность. Вот мне всю жизнь предлагали играть бандитов и всяких криминальных людей. Я практически этому уже не удивляюсь. А с другой стороны, такие характеры мне играть интереснее - все время ищешь в них какие-то нюансы, которые можно вынести на экран. Вот сейчас пошла череда образов чиновников и мэров - в сериале "Кадетство". Кстати, считаю его очень интересным сериалом, в первую очередь потому, что он воспитательный. У нас последние 15 лет не было ни одной картины о подрост-ках. А "Кадетство" на самом деле воспитывает. Начальник училища в Твери, где мы доснимали картину, сказал, что поток заявлений на поступление в военные учреждения после выхода "Кадетства" очень сильно увеличился. - А после сериала "Идиот" люди стали "Идиота" читать. - Все зависит от того, как это снято, как это донесено. Посмотрев первую серию сериала "Бригада", я сразу сказал, что это замечательное пособие по тому, как стать бандитом. Один в один. Как-то в Питере на какой-то встрече я еще раз высказал эту мысль. Среди рядом стоящих находился режиссер "Бригады", и я попросил его не обижаться на мое мнение, ведь он это делал не со зла и не специально. Просто когда такая тема снимается, нужно всегда думать о социальном срезе, к чему такое кино может привести. Потому что как бы там ни было, кино - это пропаганда. Почему американцы обожают кино? Потому что в Штатах присутствует редактура, которая отбирает - это можно показывать, а это - нельзя. Следят за тем, чтобы кино не разрушало нацио-нальные интересы, не ставило в неудобное положение определенные слои общества. - Некая редактура в нашей стране тоже появляется. Федеральное агентство кинематографии будет выделять деньги на производство определенных фильмов - детских, патриотических, дебютных. Но каковы критерии отбора? - Наверное, там будет заниматься этим определенная комиссия. - А сколько таких комиссий сидело раньше. - Не скажите, в таких комиссиях сидели профессионалы. И Мосфильм, и студия Горького имели огромный штат редакторов-профессионалов, которые говорили, что вот это нельзя ни в коем случае, не потому, что прозвучит определенное слово, а потому, что сама тема не подходит. А сейчас я по поводу слов и выражений вообще не говорю - все это выливается на экраны, один "Камеди Клаб" чего стоит. Я понимаю, что это определенная свобода и, наверное, определенный момент демократии, но это - ужасно, народ прилип к экрану и впитывает все это, как бумага впитывает воду. - Не получится, что после введения таких комиссий мы будем смотреть только фильмы Никиты Михалкова? - Не думаю. До такой степени буквальности восприятия, как в советские времена, это не дойдет. - Есть темы интересные и отечественному, и западному зрителю? Наше кино интересно Западу? - Наше кино с трудом будет там приживаться. Только определенные темы, и только тогда, когда есть мода на страну. В первую очередь западники не хотят дублировать наши фильмы, они пишут субтитры, которые заставляют человека отвлекаться от происходящего на экране. Читая, понимаешь смысл, но не видишь игру актеров. Языковой барьер - огромная сложность. - Как строите отношения с театром, с коллегами и режиссерами? - Я сейчас как тот колобок - "я от бабушки ушел, я от дедушки ушел", в свободном полете. У меня порядка пяти спектаклей антре-призы, причем спектаклей хороших, некоторые из них мы играем уже лет шесть-семь, и им любой репертуарный театр позавидует. - Если вы в таком свободном полете, у вас есть время заниматься не только театром и кино? Может, бизнес свой? - Это трудно совмещать. Чтобы заниматься бизнесом, нужно очень хорошо знать ту отрасль, в которой ты трудишься. Нельзя на 10 процентов участвовать тут, а на 20 процентов - там. В бизнес нужно погружаться. - У вас есть какие-то планы по поводу Ростова, юга? - Да, вот с театром у вас беда. Руководитель, которого в свое время артисты выбрали на этот пост, довел театр до состояния развала. - Вы же говорите, что артисты сами его выбрали. - Но теперь они ничего не могут сделать, он пустил такие корни. Прикрываясь депутатскими регалиями, довести театр до полного развала. Ведь у этого театра богатейшая история - 120 сезонов он точно существовал, на его сцене играли великие актеры: Мордвинов, Марецкая, Плятт. Когда мы учились - творили Лобода, Швейцер, Кржечковская... Это же все было, это не перечеркнуть. Но приходит один человек - и все прекращается. - Вам из Москвы легко говорить такие слова, а представьте себя на месте актеров этого театра? - Но есть же управление культуры, есть губернатор, которые могут решить проблемы театра волевым решением. По-видимому, чиновников такая ситуация устраивает. Все, скорее всего, сводится к дружеским отношениям между руководством. Однако ведь нужно понимать, что в ростовском театре не осталось даже понятия культуры. Необходима срочная реанимация! Театр - это социальная программа! Новый президент очень горячо взялся именно за такие программы обустройства нашего общества, поэтому к театру должно быть усиленное внимание. Деньги и касса в театре не главное, главное - воспитание поколений. А у нас не осталось элементарного патриотизма, элементарной гордости за то, что ты являешься ростовчанином.

Досье "ЮР"

Георгий Мартиросян родился 31 января 1948 года в Ростове-на-Дону. В армии служил в ансамбле песни и пляски СКВО - вел конферанс. Работал в Московском театре сатиры, затем играл разноплановые роли в различных антрепризных постановках, в театре "Школа современной пьесы". В кино снимается с 1975 года. Наиболее известные фильмы - "Пираты ХХ века", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры", "Колье Шарлоты", "Аэлита, не приставай к мужчинам", "Моя морячка", "Гений", "Любить по-русски", "Ворошиловский стрелок", "Президент и его внучка", "Кадетство", "День выборов". Заслуженный артист России.

Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
Георгий Мартиросян

http://reporter-ufo.ru/2935-georgijj-martirosjan-mne-vsju-zhizn.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован