Эксклюзив
12 декабря 2012
2929

Георгий Петров: В Ростовской области сложилась уникальная ситуация

Отчет Ростовского регионального отделения общественного комитета "За честные выборы!" о мониторинге обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации на выборах 2012 года

Череда выборов разного уровня занимает далеко не последнее место среди главных событий уходящего года. Дело не только в количестве избирательных кампаний - за год в нашей стране произошла серьезная эволюция демократических институтов, которую легко проследить на примере Ростовской области. Начавшийся митингами "За честные выборы" и "белоленточным движением", 2012-й закончился едва ли не образцовыми с точки зрения честности и открытости выборами в Новочеркасске - городе с очень непростой политической ситуацией.

Актуальный запрос общества

Почти год назад - 4 декабря 2011-го - в России прошли выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва. Это событие стало не просто очередной датой в истории российского парламентаризма - оно задало тон обновлению политической реальности страны. Именно в ходе тех выборов был актуализирован основной запрос современного российского общества к существующей политической системе: максимально открытое и честное формирование органов власти всех уровней на основе свободного волеизъявления избирателей.

Думские выборы привлекли к себе невиданное с начала 1990-х внимание политических и гражданских сил. Это в полной мере относится и к Ростовской области, где для контроля за избирательным процессом впервые объединили свои усилия сразу несколько правозащитных организаций: Ростовское отделение межрегиональной организации "Общественный Комитет "За честные выборы!", Ростовский региональный Фонд "Общественная политика", ростовское региональное отделение международной Ассоциации "ГОЛОС", общественный фонд "Честные выборы - честная власть". Кроме того, беспрецедентную активность проявили и сами политические партии - из их представителей было сформировано более 60% участковых избирательных комиссий, на избирательных участках от партий работало более 14 тысяч наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса. Итогом стало минимальное, по сравнению с рядом других российских регионов, количество нарушений, допущенных в ходе голосования и подсчета голосов - на "горячую линию" Облизбиркома за сутки поступило всего 20 обращений и жалоб, большинство из которых, кстати, не подтвердились.

Опыт массового гражданского контроля, непосредственного участия общества в политической жизни страны, полученный в ходе выборов в Госдуму, получил серьезное развитие. Время между двумя федеральными избирательными кампаниями - думской и президентской - стало периодом формирования новых тенденций в общественно-политической жизни России, в том числе - рождения новых институтов гражданского общества. Так появилась "Лига избирателей", в которую в общероссийском масштабе вошли сотни общественных организаций. На Дону также была создана региональная "Лига", в которую вошло и Ростовское отделение межрегиональной организации "Общественный Комитет "За честные выборы".

При этом в Ростовской области сложилась уникальная ситуация - в то время, как в подавляющем большинстве российских регионов организации "Лиги" оказались в негласной оппозиции избирательным комиссиям, донской Облизбирком сумел наладить с активистами гражданского общества конструктивный диалог, наглядно продемонстрировав готовность находиться в борьбе за честные выборы "по одну сторону баррикад". Возможно, именно поэтому на Дону не получило массовой поддержки так называемое "белоленточное движение" (белыми ленточками "украшали" себя участники митингов "За честные выборы", выдвигавшие, в том числе ряд политических требований к высшим органам государственной власти, включая отставку Президента и отмену думских выборов).

4 марта, в день выборов Президента РФ, одновременно с которыми в Ростовской области также проходили выборы нескольких глав муниципальных образований, количество наблюдателей на избирательных участках оказалось беспрецедентным - оно существенно превысило аналогичный на показатель думских выборах. При этом следует уточнить, что речь идет о наблюдателях, реально присутствовавших в помещениях для голосования - если же считать всех тех, кто в этот день следил за выборами за монитором компьютера (онлайн-трансляция впервые в истории выборов велась практически со всех избирательных участков страны), то цифра окажется на порядок выше...

При этом количество жалоб на возможные нарушения избирательного законодательства, поданные в день голосования на выборах Президента РФ, в Ростовской области оказалось минимальным по сравнению с соседними регионами - 4 марта в Областную Избирательную комиссию поступило всего 14 обращений. Во всех других субъектах ЮФО эта цифра оказалась пусть ненамного, но выше. Например, в Волгоградской области было официально зарегистрировано 17 жалоб, причем на итоговой пресс-конференции глава регионального избиркома назвал эту цифру "рекордно низкой". Обращения донских избирателей фиксировались также на "Горячей линии" правозащитных организаций, однако и здесь их число оказалось весьма несущественным. Кроме того, косвенным свидетельством полной прозрачности и честности выборов 4 марта стали итоги выборов мэра Таганрога, где победил выдвинутый "Справедливой Россией" Владимир Прасолов (38,69%), кандидат же от партии власти набрал лишь 29,01%. Еще одним примером отсутствия "административного давления" и честности избирательного процесса стало избрание Главы Куйбышевского района коммуниста Александра Криворотова. Для лучшей организации выборов предлагаем заказ газели. Адекватный ответ государства. Многие вопросы и предложения, которые озвучивались представителями политических партий и гражданских институтов на митингах в начале года - в частности, расширение возможностей политических партий для участия в выборах и серьезная корректировка избирательного законодательства - по окончании двух федеральных кампаний оказались закреплены в виде положений российского законодательства. И эти изменения стали прямым следствием небывалой активности представителей гражданского общества - рядовых избирателей.

Важнейшим шагом на пути развития демократии в России стало упрощение процесса регистрации политических партий. Результат не заставил себя ждать - по состоянию на сентябрь этого года в России было зарегистрировано 37 партий. Однако на этом реформа российской политической системы не закончилась - 3 декабря Президент РФ Владимир Путин подписал закон об увеличении государственного финансирования партий. Теперь вместо 20 рублей за каждый голос избирателя партия, набравшая определенное количество голосов (больше 3% по итогам выборов) будет получать из бюджета 50 рублей. По итогам парламентских выборов в 2011 году таких партий в России оказалось пять - "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия", ЛДПР и "Яблоко".

Серьезной правке подверглось и законодательство о выборах. Помимо установления Единого дня голосования, были изменены принципы формирования избирательных округов, избирательных участков, а также участковых избирательных комиссий. Отныне УИК будут формироваться на постоянной основе сроком на пять лет. Важность этого решения в том, что новый формат формирования УИК позволит решить давно "наболевшую" проблему - профессиональной подготовки председателей и членов комиссий. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую нарушения и недочеты на выборах допускаются не по "злому умыслу" и не с целью фальсификации, а от банального незнания организаторами выборов каких-то положений стремительно меняющегося законодательства.

Нельзя не отметить, что избирательная комиссия Ростовской области всегда уделяла особое внимание обучению тех людей, которые работают в территориальных и участковых комиссий - достаточно сказать, что Учебный центр организаторов выборов, созданный по инициативе Облизбиркома, был признан уникальным как представителями политических партий, так и международными экспертами. Даже относительно небольшой процент подготовленных в этом учебном заведении членов УИК (за год в общей сложности - около 3,5 тысяч человек, для сравнения - на муниципальных выборах 14 октября в Ростовской области работали 11175 членов комиссий) дал заметный положительный результат - выборы, прошедшие в регионе осенью этого года, прошли с меньшим количеством недочетов, чем думские и президентские.

В Единый день голосования 14 октября, когда на Дону проходили самые масштабные по количеству кандидатов выборы в России (одновременно избирались почти 4,5 тысячи должностных лиц) было зафиксировано только 17 обращений в Облизбирком. При этом большинство жалоб содержало претензии, которые либо не подтвердились при последующей проверке, либо свидетельствовали о незнании закона самими заявителями. При этом главной тенденцией октябрьских (а затем и декабрьских выборов в Новочеркасске) стали нарушения, допущенные не членами комиссий, а представителями самих кандидатов.

Выборы же мэра Новочеркасска, прошедшие 2 декабря, завершили избирательный календарь 2012 года и установили своеобразный рекорд. При таком количестве кандидатов и той остроте политической борьбы, которую можно было наблюдать на протяжении всей новочеркасской кампании, нарушения на выборах казались неизбежными. Однако их практически не было - из трех жалоб, поданных на "горячие линии" городской ТИК и Облизбиркома, подтвердилась лишь одна. Которая, к тому же, касалась не работы избирательных комиссий, а незнания закона сотрудниками Новочеркасского интернет-портала. Конечно, сказать, что попытки провокаций вовсе не предпринимались на новочеркасских выборах - значило бы сильно погрешить против истины. Однако оперативная реакция на все подобные действия со стороны УИК, ТИК Новочеркасска и Облизбиркома позволила не допустить реальных нарушений закона, способных повлиять на волеизъявление избирателей.

Представители общественных правоохранительных организаций так же приняли активнейшее участие в контроле законности хода голосования. На 68 избирательных участках в день выборов работало почти 1300 наблюдателей, членов комиссий с правом решающего голоса и журналистов. Это свело на нет практически все попытки фальсификаций и нарушений. Все было организовано на высоком уровне, в том числе, заказ газели. Выборы в Новочеркасске многими называются самыми честными и открытыми выборами уходящего электорального года. И, конечно, это так же является следствием того, что запрос на честные выборы шел именно "снизу" из народа, который и контролировал эту честность и открытость.

Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что запрос на честные выборы, открытость избирательной системы и демократичность процесса формирования органов власти, сформулированный российским обществом, в Ростовской области реализован в достаточно большой степени. Контрольным же "тестом на честность и открытость" станут знаковые для региона выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области, которые ждут нас в наступающем году.

Комитет "За честные выборы!"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован