18 ноября 2005
948

Георгий Сатаров: Что демонстрируют перестановки в правительстве?



Пустота политики



Вся политика всегда и везде делилась на две части. Первая - открытая, прозрачная публичная политика, предназначенная для решения общественно значимых задач. Вторая - скрытая, теневая закулисная политика; ее цель - либо поддержание самой власти, либо совершение в темноте обычных преступлений. Соотношение между этими частями может меняться от страны к стране, от периода к периоду. Чем меньше демократии, тем больше доля закрытой политики - это неумолимый закон природы.

Перестановки, осуществленные только что Путиным в высших эшелонах власти, демонстрируют главное: в России практически исчезла реальная публичная политика, остались только примитивная реклама и "возня бульдогов под ковром". Неудивительно, что обоснования перестановок, выдвинутые Путиным и придворными комментаторами, не выдерживают критики.

зять, к примеру, назначение министра обороны Иванова на пост вице-премьера, что должно, как нам объяснили, повысить его возможность координировать что-то; к примеру - военную реформу. Но нам никто не напомнил о существовании предусмотренного Конституцией и подчиненного президенту страны органа - Совета безопасности. Попробуйте припомнить, чем отличился за два президентства Путина этот орган, призванный разрабатывать политику в сфере безопасности и координировать ее. Трудно? Неудивительно. Это была всеми позабытая, но вызвавшая когда-то недоумение "Стратегия информационной безопасности". Тогда Совет безопасности возглавлял новый вице-премьер Иванов. Совету безопасности под его руководством не удалось ни выдвинуть новых идей, ни покоординировать их воплощение. Иванов был переведен на пост министра обороны, а Совет безопасности превратился в отстойник для отставников. Иванов же и на новом посту не смог ни навести порядка в армии, ни продвинуть ее реформу.

Теперь задайте себе вопрос: что такое произойдет с Ивановым в правительстве, что поможет ему вдруг начать что-то успешно координировать? Вы не можете найти ответа? И я не могу. И президент не может, поскольку не ищет. У него другие цели.

Не буду занимать читательского внимания, разбирая другие дутые обоснования величия замыслов, лежащих в основе кадровой перетасовки. Это легко может сделать каждый, задав себе пару проверочных вопросов. Первый: есть ли другие способы решения задачи? Второй: а действительно ли данный кадр является лучшим кандидатом для решения указанной важнейшей задачи?

Тогда возникает закономерный вопрос: если все эти перестановки не имеют отношения к публичной политике, то что все это значит? Закулисная политика трудно интерпретируема. Но контекст и выявившийся стиль политики Путина позволяют делать некоторые правдоподобные предположения. Вот перечень ключевых составляющих произведенных кадровых решений в порядке возрастания важности: пропаганда, операция "Преемник", борьба группировок вокруг Путина, борьба за собственность. Прокомментируем эти составляющие в том же порядке.

Перемещения в составе полномочных представителей президента уже происходили, а последние планировались давно. Известно, что деятельный Кириенко тяготился своей бесполезной работы и давно просился "на волю". Новое назначение стало для него наградой за преданность и предательство принципов демократии. Возникает вопрос: почему же эти перестановки произошли именно сейчас, как они связаны с передвижением кадров в Москве? Да нет никакой связи! Просто присоединение перемещений полномочных представителей президента к министерским пополнениям создает эффект масштабности, системности, мудрости принимаемых решений. Пыль в глаза.

Больше всего говорят о том, что два новых вице-премьера - кандидаты в преемники Путина. Это похоже на правду, хотя и банально. Следует добавить, что бессмысленно вычислять, кто из двоих - Медведев или Иванов - является преемником. Думаю, что этого не знает и Путин. Он не торопится принимать окончательное решение, оставляя себе свободу для маневра и выбора между силовиком и администратором.

Уход Медведева с поста руководителя Администрации президента резко вывело из равновесия хрупкий баланс сил в ближайшем окружении президента. Теперь здесь доминирует группировка во главе с Сечиным, главная задача которого - усиление своего контроля над нефтегазовой отраслью. Новый руководитель президентской администрации Собянин будет легко управляем всесильным Сечиным, имеющим прочные связи с силовыми структурами и прокуратурой. Следует задуматься над отдаленными следствиями усиления Сечина.

Контролируемых и управляемых политиков в России предостаточно. Возникает вопрос: почему на место руководителя Администрации президента перемещен именно губернатор Тюмени? Ответ на этот вопрос мы получим, когда президент назначит нового. Не удивляйтесь, если это будут питерский чекист или юрист. Надо ведь контролировать регион - главный источник нефти и газа. После этого назначения можно ожидать референдумов о вхождении Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов в состав Тюменской области. И вот это самое главное во всех этих перетасовках: контроль над недрами и деньгами. В этом главная цель нынешней власти и пустота ее политики.



"Московские новости"
Георгий Сатаров, Президент Фонда ИНДЕМ

18 ноября 2005




http://www.ryzkov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован