Эксклюзив
22 января 2009
6585

Герман Моро: Российский национальный совет по энергосбережению

Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. В будущем удельный вес России на мировом рынке энергопоставок будет только расти. Увеличивается капитализация, осуществляется модернизация инфраструктуры отечественных энергетических компаний. Растет количество масштабных проектов, реализуемых как в России, так и за ее пределами.

Строительство жилья, рост и развитие инфраструктуры российских городов также зависимы от такой "малой", но важной составляющей энергетики как наружное (городское) освещение.

Качество и интенсивность дорожно-транспортного сообщения, здоровье граждан и психологический климат в обществе, образование и, наконец, личная безопасность, развитие туризма и бизнеса в целом - все это производные того направления, которому в передовых странах уделяется исключительное внимание. Это направление - комплексное развитие энергетической инфраструктуры, повышение ее эффективности в плане энергозатрат .

Меры, предпринимаемые государством по поддержке исследований и разработок в сфере нанотехнологий - это одна из важнейших составных энергетики.
Нефть, газ, уголь, атомная и электроэнергетика - неизменно важнейшие и традиционные "точки опоры" экономики России.

Таким образом, очевидно, что энергетика становится одним из приоритетных объектов, на котором сосредоточивается внимание государства. Развитие энергетики становится важнейшим направлением приложения интеллектуальных, финансовых и организационных сил России. При том страна стоит на пороге качественных изменений в топливно-энергетическом комплексе, связанных с необходимостью использования новых технологий добычи и переработки.

Актуальной задачей становится энергосбережение - долгое время мы относились к энергоресурсам как к едва ли не бесплатному благу, забывая о том, что запасы нефти и газа конечны.

Новые задачи требуют и более внимательного контроля со стороны общества. Оно должно активнее подключаться к энергетической проблематике, помогая государству в реализации энергетической стратегии. Представляется, что усилия государства по созданию качественно новой российской энергетики только умножатся от приложения к ним интеллектуального потенциала общественности.

Политический импульс от государства уже в начале июня 2008 года был оформлен Указом Президента Д. Медведева "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". В Указе была поставлена цель снижения к 2020 году энергоемкости ВВП РФ не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. А в октябре 2008 года в Государственную Думу Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии был внесен Законопроект "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".

Думается, что одним из вариантов ответа со стороны экспертного сообщества на инициативу президента и правительства может стать создание Национального совета по энергоэффективности.

------

Между развитием энергетики и состоянием российской экономики, материальным благополучием общества, вопросами безопасности, задачами по охране окружающей среды и энергосбережению объективно существует прямая связь.

Являясь национальным достоянием, энергетика не может и не должна оставаться в тени, за пределами внимания и участия российского общества. Крайне важно объединить общественные институты, экспертное сообщество в работе над тем, чтобы сделать российскую энергетику более эффективной, внедрить стандарты качества и энергосбережения в сознание как производителей, так и потребителей энергии.

Сегодня представляется весьма актуальным создание такого органа, который объединит экспертное сообщество, объединения предприятий, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, научно-исследовательские институты, представителей органов государственной власти, специалистов в области продвижения инновационных энергосберегающийх технологий в целях выработки общественного понимания стратегии энергосбережения.

Такое объединение послужит шагом в направлении большей открытости, прозрачности энергетической политики России, станет проявлением политической воли и решимости власти интегрировать интеллектуальный потенциал, научные и аналитические наработки экспертного сообщества в процесс принятия важнейших решений в сфере энергетики.

Данное объединение может стать достойной демонстрацией стабильности, безопасности и многовекторного развития российской энергетики и для зарубежных партнеров России. Но главное - поможет приступить к практическим мерам по модернизации экономической инфраструктуры, по снижению энергозатрат в реальном секторе.

Одновременно это будет и политически выверенным опережающим ходом, ориентированным на таких "доброжелателей" России, которые склонны обвинять ее в "энергетическом монополизме и волюнтаризме".

Институциональным оформлением данной позиции может стать Национальный совет по энергосбережению.


Задачи Национального совета по энергосбережению

-    Мониторинг и анализ информации в сфере развития российской энергетики. Проведение экспертных исследований развития российского рынка производства и реализации всех видов энергии.
-    Мониторинг и анализ информации в сфере развития мирового рынка энергетики, в том числе, анализ успешных энергосберегающих проектов.
-    Подготовка текущих справочных материалов и рекомендаций в сфере энергосберегающих программ в Правительство РФ.
-    Разработка и открытые обсуждения технических регламентов в сфере энергетики, направленных на снижение энергозатрат.
-    Разработка и реализация федеральных и региональных программ, в том числе образовательных, по энергосбережению. Взаимодействие с Министерством образования, объединениями предприятий, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, общественными организациями, средствами массовой информации для совместной реализации образовательных программ по энергосбережению и повышению культуры потребления энергии для подрастающего поколения и работников предприятий в сфере энергетики.
-    Организация открытых слушаний по вопросам интенсификации продвижения программ сбережения ресурсов в энергетике и других секторах экономики.
-    Взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, объединениями предприятий, осуществляющих деятельность как в сфере энергетики, так и в других сферах, относящихся к потребителям различных видов энергии, экспертным сообществом, научно-исследовательскими институтами, обществами по охране природы в направлении общественного контроля за эффективностью (сохранностью, минимизацией потерь) и безопасностью производства, транспортировки энергоносителей.
-    Разработка стратегии энергоэффективности и энергосбережения в России.

Прим. Под стратегией энергоэффективности и энергосбережения в данном случае понимается комплексный подход экспертных организаций и коммерческих деловых структур - свод рекомендаций по эффективному развитию всех сегментов энергетики, основанные на анализе и прогнозах.

Основная задача Национального совета по энергосбережению должна заключаться в популяризации самой идеи энергоэффективности как стержневого фактора успешности российской экономики. Одна из главных составляющих деятельности Национального совета - широкая образовательная программа, социальная реклама и т.д. Для этого Национальный совет реализует широкий комплекс мероприятий исследовательского характера, экспертизу программ энергетической безопасности и энергосбережения, проводит разработку и открытые обсуждения технических регламентов в сфере энергетики и др.

Комиссии Национального совета, если такой будет создан, должны стать постоянными рабочими инструментами и формироваться из специалистов в отдельных отраслях энергетики и отраслях, являющихся наиболее значимыми потребителями энергии, а также специалистов в области обеспечения безопасности объектов энергетики по направлениям:
- атомная энергетика.
- газ.
- нефть.
- уголь.
- электроэнергетика.
- нанотехнологии.
- инновационные виды энергетики и современные программы энергоэффективности.
- безопасность объектов энергетики.

Национальный совет, опираясь на реноме авторитетной федеральной структуры, которая практическими действиями реализует правительственный курс на повышение энергоэффективности, непременно должна будет приступить к взаимодействию с регионами, где, по идее, должны быть созданы региональные (м.б. на уровне федеральных округов) подразделения. Основная задача - создание Центров обучения энергоэффективности и энергосбережения в субъектах федерации (как минимум по одному центру в семи федеральных округах). К их работе нужно привлекать как частные компании, так и государственные структуры. Они должны получить конкретные навыки и технологии энергосбережения. На этом этапе к работе Национального совета необходимо подключить производителей энергосберегающего оборудования, которые могли бы показать, как в реальности можно добиваться экономии за счет инноваций, повышающий энергоэффективность. В результате Национальный совет должен стать важным элементом реализации инфраструктурных проектов в регионах.

Региональные власти за счет активного освещения работы Центров получат возможность показать в федеральных органах власти свою активность в сфере энергоэффективности. Таким образом, будет расти доверие к работе Национального совета в регионах.

Организационно-правовой статус, регламент, местонахождение и порядок финансирования Национального совета по энергосбережению должен определяется Федеральным законом "О Российском национальном совете по энергосбережению".

Герман Моро - руководитель Департамента по работе с экспертами НП "Институт стратегического развития"

22.01.2009,
www.viperson.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован