10 февраля 2009
1192

Главная цель - обеспечить открытость и эффективность госзакупок

О развитии и совершенствовании системы государственных заказов области в 2008 году. Начало года - традиционное время для подведения итогов и определения направлений развития. Итоги своей работы за год подвели и в Комитете государственного заказа области. Что нового удалось сделать в 2008 году для развития системы государственных закупок области? Об этом наш сегодняшний разговор с председателем Комитета государственного заказа области Александром ТОРОПОВЫМ.

- Александр Александрович, чем знаменателен 2008 год в сфере размещения государственных закупок Вологодской области?

- Важным событием стало развитие информационного обеспечения системы госзакупок, в частности внедрение автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Вологодской области", которая обеспечила открытый доступ к процессу планирования, формирования, размещения, исполнения заказов в Интернет-пространстве и внедрение электронного документооборота между всеми участниками процесса закупок.

Автоматизированная система позволяет оперативно обрабатывать документы, создаваемые в процессе размещения государственных заказов области, и успешно эксплуатируется в органах государственной власти области. В 2008 году установлено более 400 автоматизированных рабочих мест.

Кроме того, в рамках внедрения автоматизированной системы создан специализированный официальный сайт Вологодской области в сети Интернет для размещения информации о размещении государственных заказов области - www.gz.gov35.ru. О популярности сайта можно судить по цифрам: его посещают более 500 пользователей в сутки.

- Какие преимущества появились у участников процесса закупок в связи с внедрением автоматизированной информационной системы "Госзаказ"?

- Прежде всего это возможность быстрого обмена электронными документами, что в отличие от бумажного варианта экономит время и снижает затраты на проведение процедур размещения государственного заказа. Например, применение автоматизированной системы позволяет государственным заказчикам создавать документы и оперативно, в течение нескольких минут, направлять их для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте.

Автоматизированный обмен осуществляется на всех стадиях размещения государственного заказа: планирование, формирование, размещение, исполнение - и стал возможен благодаря внедрению электронно-цифровой подписи, которая придает электронным документам юридическую значимость и тем самым защищает участников процесса закупок от обманных и противоправных действий (подделка, искажение информации).

Все документы, создаваемые в автоматизированной системе, проходят обязательные проверки на соответствие требованиям законодательства о размещении заказов. Таким образом, снижена вероятность ошибок в объявлениях государственных заказчиков и, как следствие, риск проведения с нарушениями процедур размещения государственного заказа области.

Что же касается поставщиков, то в их пользование предоставлен удобный и интуитивно понятный сайт, на котором в открытом доступе находятся сведения о запланированных, текущих и завершенных государственных закупках, а также информация о государственных контрактах, заключенных по итогам проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок.

Все это делает систему государственного заказа области открытой, прозрачной и доступной для общественного контроля, способствует созданию единого экономического пространства на территории области, устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

- Некоторые регионы при проведении закупок для государственных нужд применяют электронные процедуры. Как обстоят дела в Вологодской области?

- Комитетом государственного заказа области проведен ряд подготовительных мероприятий организационного, технического и правового характера в целях создания необходимых условий для введения в практику электронных закупок, в частности аукционов в электронной форме.

Создана электронная торговая площадка, на которой будут проводиться электронные аукционы, проведены семинары для поставщиков области по разъяснению правил участия в электронных процедурах, началась работа по аккредитации поставщиков, проведены тестовые процедуры с целью устранения возможных сбоев в работе.

С 2009 года комитет начинает проведение аукционов в электронной форме, в которых поставщики смогут принять участие, не покидая свое рабочее место. Для участия в электронных аукционах необходимы только компьютер и доступ к сети Интернет.

- Александр Александрович, как вы оцениваете состояние системы государственного заказа области в 2008 году?

- На мой взгляд, система государственного заказа области развивается динамично и отличается достаточно высокими темпами роста. Необходимо отметить не только постоянный рост объемов закупок по государственному заказу, но и растущий интерес к размещению государственного заказа со стороны поставщиков.

Высокий уровень развития системы государственного заказа области также был отмечен на всероссийских выставках в Москве и Санкт-Петербурге, в которых Комитет госзаказа области принимал участие с целью обмена опытом в сфере размещения заказов и налаживания партнерских отношений с другими регионами РФ.

В 2008 году продолжилась передача полномочий по размещению государственных заказов Комитету госзаказа области от органов исполнительной государственной власти, государственных учреждений области. По состоянию на 1 января 2009 года комитет организует и проводит закупки всеми предусмотренными законодательством способами (конкурсы, аукционы, запросы котировок) для 173 государственных заказчиков.

В целом анализ показателей размещения государственного заказа области за 2008 год в сравнении с предыдущими периодами позволяет сделать вывод о том, что при размещении государственного заказа области произошли и продолжают происходить положительные структурные изменения: увеличение числа торгов (конкурсов и аукционов) и снижение закупок у единственного поставщика, а также рост экономии средств областного бюджета.

За счет проведения процедур по размещению государственного заказа на территории области сокращение средств областного бюджета по поставкам товаров, работ и услуг для государственных нужд составило более 260 млн. руб. В результате в 2008 году проведено более 3 тыс. закупок и заключено контрактов на сумму более 4,2 млрд. руб.

- От чего зависит эффективность государственных закупок? Какие меры для ее повышения были предприняты в 2008 году?

- Эффективность проведения закупок для государственных нужд зависит от многих факторов, в числе которых - уровень развития конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также правильное определение заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.

С целью повышения эффективности государственных закупок Комитетом госзаказа области проделана большая работа по привлечению поставщиков к участию в закупках: проводились семинары для поставщиков, были созданы новые информационные каналы для привлечения организаций малого бизнеса к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Следует отметить, что с целью развития добросовестной конкуренции, стимулирования поставщиков, работающих с государственными заказчиками области, комитет проводит ежегодный конкурс "Лучший поставщик года". По итогам 2008 года дипломами в 9 номинациях награжден 21 поставщик продукции для государственных нужд области.

Кроме того, специалистами комитета проводились маркетинговые исследования рынка, мониторинг цен. В результате создан информационный справочник цен с целью оказания помощи государственным заказчикам области при определении начальной цены закупки.

- А как в 2008 году обстояли дела с подготовкой кадров в сфере закупок?

- Комитет госзаказа области проводит постоянную работу по обучению специалистов органов исполнительной государственной власти области, органов муниципальных образований, специалистов государственных и муниципальных учреждений, занимающихся вопросами размещения заказа.

2008 год не стал исключением: в течение года проведено 13 семинаров, в том числе три выездных для муниципальных районов области, в которых приняло участие более 500 человек.

Кроме того, по инициативе Комитета госзаказа в филиале Северо-Западной академии государственной службы в Вологде открыты курсы повышения квалификации по теме "Управление государственными и муниципальными закупками". В 2008 году на курсах прошли обучение 45 человек.

- Александр Александрович, каковы планы дальнейшего развития системы государственного заказа области?

- В планах продолжить работу по развитию и совершенствованию системы государственного заказа области, в том числе нормативной правовой базы, методического, информационного, кадрового обеспечения государственных закупок, а также введение в практику биржевых закупок товаров. Размещение заказов на товарных биржах будет способствовать дальнейшему развитию добросовестной конкуренции, прозрачности и эффективности государственных закупок.

Я убежден, что государственные расходы должны быть прозрачны и понятны каждому гражданину России. Система государственного заказа призвана обеспечить открытость и эффективность госзакупок. Это главная цель нашей работы.

Александр ИВАНОВ
krassever.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован