Главное достоинство научно-философской мысли в понимании общественной жизни

«До последней степени обострившийся вопрос об отношении всякого индивидуального национального бытия к единому и объединенному человечеству должен быть решен, как вопрос космического размаха. Обращение к глубине национальной жизни обращается вместе с тем и к шири жизни всемирно-исторической»

Николай Бердяев

 

​Общество представляет собой совместный способ жизнедеятельности людей, направляемый общими требованиями их коллективного сознании по воспроизводству своего телесного существа и защите от внешних и внутренних угроз. Отсутствие согласия между отдельными группами людей в объяснении явлений социально-исторического процесса получает свое радикальное разрешение в военных столкновениях конкурирующих сообществ, в материальном противоборстве направляющих их воззрений. «Война, - в понимании Н.Бердяева, - есть материальное выявление исконных противоречий бытия, обнаружение иррациональности жизни» (Николай Бердяев. Судьба России. - М., Изд-во МГУ, 1990. - 256 с., с. 180). В практическом плане «война» (гражданская или межнациональная) служит «убийственным» средством преодоления концептуальных разногласий в идейных установках конкурирующих социальных групп посредством уничтожения противника, когда побежденной стороне навязываются не только воля, но и общие представления победителя.

​Если в прошлые времена войны носили локальный характер, не претендуя на утверждение власти победителя над всем человечеством, то в ХХ столетии они обрели глобальный размах, выражая стремление соперников к подчинению своей воле всего мирового сообщества, к распространению своей идеологии на все современные страны и народы. Живым примером этой «убийственнойлогики» стала ситуация с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей «мирное саморазрушение» СССР в споре с Западной цивилизацией статьей №13 об отказе от бремени «государственной идеологии»: зачем она нужна, если победитель забирает все, в том числе и волю побежденных?

​Однако в первые десятилетия нового века на смену Западно-Советского соперничества пришла новая конфронтация Западного союза, возглавляемого США, и Евразийского содружества во главе с Китаем и Россией. Это противостояние вызвано, с одной стороны, духовно-нравственной деградацией Западной цивилизации, переставшей замечать природные основания жизнедеятельности людей и отвергающей этим «исторические устои» в развитии мирового сообщества, а с другой стороны, ростом производственной мощи Китая и России, а также традиционным характером их культур, не признающим нравственные «инновации» Запада. Поэтому третья мировая война, если она начнется, будет носить по своим мотивам максимально заостренный «идейно-нравственный» характер, исключающий возможность примирения. А основным средством осуществления этой непримиримой борьбы станет атомное оружие. Таким образом мировое сообщество все более ускоренно приближается к моменту глобальной катастрофы, грозящей человечеству гибелью в огне термоядерной войны. Есть ли у человечества какие-то надежды на предотвращение мировой катастрофы?

​Николай Бердяев, исследуя в прошлом веке идейные основания Первой Мировой войны, пришел к выводу, что важнейшей причиной возникновения военных конфликтов между народами является оторванность их мышления от целостности природных процессов, абсолютизация социальных факторов в реализации общественной практики. «Ориентация жизни сделалась социальной по преимуществу, ей были подчинены все другие оценки. Все ценности были поставлены в социальную перспективу. Человеческая общественность была выделена из жизни космической, из мирового целого и ощущалась, как замкнутое и самодовлеющее целое» (Николай Бердяев. Судьба России. - М., Изд-во МГУ, 1990. - 256 с., с 144). С наибольшей последовательностью«социальный абсолютизм» в истолковании реалийобщественной жизни получил, по его мнению, в концептуальных построениях марксистского учения о социально-производственных основанияхобщественной жизни. «Поразительно, - констатирует Бердяев, - что марксизм, который так выдвигал моменты производственные, рост производительных сил в социальной жизни и им давал перевес над моментами распределительными, был совершенно лишен космического мироощущения и явил собой крайний образец социологического утопизма, замыкающего человека в ограниченной и поверхностной общественности. Марксизм верил, что можно до конца рационализировать общественную жизнь и привести ее к внешнему совершенству, не считаясь ни с теми энергиями, которые есть в бесконечном мире над человеком и вокруг него. Марксизм - самая крайняя форма социологического рационализма, а потому и социологического утопизма» (Николай Бедяев. Указ. Соч. - с. 146-147). 

​Неспособность, неготовность, нежелание «социальных утопистов», «рациональных проектировщиков» общественной жизни учитывать природные факторы, указывающие бесконечные перспективы исторических изменений, искажает в понимании социальной действительности образ мировой целостности, хранимой в основаниях космической реальности. «Человек, - констатирует Бердяев, - окончательно был водворен на замкнутую социальную территорию, на ней захотел он быть господином, забыл обо всем остальном мире и об иных мирах, на которые не простирается его власть и господство. Завоевания человека на ограниченной, замкнутой социальной территории достигались ослаблением памяти, забвением бесконечности» (Николай Бедяев. Указ. Соч. - с. 144). Признавая правомерность рассуждений русского философа, следует с большой осторожностью относиться к концептуальным картинам общественной жизни, не подкрепленным естественнонаучными данными, не раскрывающим связь общества с целостностью природного бытия. Для того, чтобы предотвратить третью мировую войну и спасти человечество от гибели, необходимо постичь природные пределымировой целостности в ее исторических основаниях. «Углубленное сознание должно прийти к идее космической общественности, т.-е. общественности, размыкающейся и вступающей в единение с мировым целым, с мировыми энергиями» (Николай Бедяев. Указ. Соч. - с. 145-146). 

​К сожалению, мои неоднократные попытки указать отечественным социальным исследователям эмпирические границы мировой целостности, не получили должной оценки в их построениях, не нашли продуктивной поддержки в теоретическом осмыслении исторического материала (См. Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011; Л.А. Гореликов, «Конец света» в ноосферном осмыслении современной эпохи // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17894, 14.02.2013; Л.А. Гореликов, Глобальный Факт, не замеченный наукой ХХ века // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27361, 12.10.2021). Без проработки целостных параметров мировой реальности, без преодоления «социологического утопизма» в познании социально-исторического процесса современное мировое сообщество с его нагнетанием со стороны Западной цивилизации глобальной конфронтации неизбежно сорвется в пропасть Термоядерной мировой войны, обрекающей на гибель все человечество. 

​Только творческая научно-философская мысль способна предотвратить надвигающуюся катастрофу. «На более глубокую почву, - подчеркивает Бердяев, - должна быть поставлена та истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, т.-е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в познании, так и в действии» (Николай Бердяев. Указ. Соч. - с. 146). А основанием творческого прорыва человечества в созидании будущего служит идеальный потенциал мировой целостности. «Творческий труд над природой, расширенный до космического размаха, должен быть положен во главе угла. Труд этот не должен быть рабски прикреплен к земле, к ее ограниченному пространству, он всегда должен иметь мировые перспективы» (Николай Бердяев. Указ. Соч. - с. 146). Поэтому современное утверждение глобального социума должно подкрепляться разработкой глобального мировоззрения, обращенного к постижению космической целостности бытия как идейному основанию творческой самореализации человечества. «Люди космического мироощущения духовно готовы идти к неведомому будущему с творческим порывом» (Николай Бердяев. Указ. Соч. - с.150).

 

Гореликов Л.А. – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован