19 октября 2004
1251

Госбюджет Грузии как зеркало противостояния ветвей власти

Представленный правительством Грузии законопроект о государственном бюджете 2005 года вызвал в политических кругах Грузии серьезные трения. Параметры бюджета спровоцировали возмущение не только депутатского корпуса, что, собственно, происходило хронически на протяжении многих последних лет. Недоумение и досаду успели выразить уже и министры, фактически состоящие в одной политической команде с руководителями государства и правительства.

Первую из резких оценок законопроекту дала председатель парламента Нино Бурджанадзе. Критика, вырвавшаяся из ее уст, была конкретна и обоснована. К примеру, министерство обороны той страны, которая лишилась части территории, нуждается в годовой сумме в размере 200 миллионов лари. Эксперты считают, что это вполне реальная и допустимая цифра. Оборонному ведомству не хочется ни повторения прежних опасных инцидентов, когда офицеры и их подразделения выходили из подчинения властям, устраивая акции протеста против полуголодного существования, ни унижений перед общественностью и западными эмиссарами. Но более всего военное ведомство бывало озабочено несоразмерностью поставленных перед ним и страной задач - с одной стороны, и средств, выделяемых на ежегодные цели - с другой. Во времена правления Шеварднадзе армии больше придавалось декоративно-прикладное значение - как некоему, формально существующему, атрибуту государственности. Новое революционное руководство, громогласно декларируя патриотические намерения и набирая резервистов для овладения военной выручкой, придерживается вроде бы иного, более конкретного, мнения по поводу значения и назначения армейских структур. Тем не менее договориться о размерах бюджета для минобороны руководителям этого ведомства с министерством финансов, с первой попытки, не удалось.

Перед началом обсуждения законопроекта на заседании финансово-бюджетного комитета Нино Бурджанадзе принципиально заявила, что поддержки бюджета с ее стороны, как и от депутатов, авторы законопроекта не дождутся до тех пор, пока вместо 119 миллионов лари, выделяемых минфином, оборонное ведомство не получит хотя бы 150 - из запрашиваемых 200 миллионов. Проблема однако связана не только с этим министерством. "Составители бюджета переходят все пределы", - заявила Бурджанадзе. Речь идет о странном, по выражению парламентских финансистов, распределении средств - без учета реальной необходимости и не всегда адекватно объективным потребностям. То есть кому-то больше, чем нужно, а кому-то, напротив, гораздо меньше, чем следовало бы.

Любопытно при этом, что главные объекты критики пока упоминаются не столь часто - из соображений политической деликатности, поскольку окончательное решение еще предстоит. Однако всем ясно, что действия тандема в лице премьер-министра Зураба Жвания и министра финансов Зураба Ногаидели, определяющих бюджетные параметры, в том числе в его расходной части, находятся в строгой гармонии с позицией президента. Михаил Саакашвили, совершая регулярные вояжи по стране и за ее пределами, возможно, чего-то недоглядел. Впрочем, нет сомнений, что он еще попытается убедить парламент в целесообразности тех или иных аргументов, поскольку до окончательного решения остается еще месяц. Тем более что для этого у него могут возникнуть не только финансово-бюджетные основания.

Дело в том, что уже все более явственно ощущаются последствия тех трений, которые возникли между Бурджанадзе и Жвания вскоре после "революции роз". Высокий рейтинг Бурджанадзе, словно буксир, помог Жвания и его партии преодолеть в ноябре прошлого года 7-процентный барьер для прохождения в парламент и тем самым спасти общественное и политическое самолюбие "Объединенных демократов". Но затем Жвания вдруг подверг критике лиц, которых спикер рекомендовала на различные должности в структурах власти, и теперь всякий раз, когда дело доходит до совмещения интересов сторон, возникает политическая дисгармония, за которой проглядывается взаимное стремление навязать друг другу свою волю. "Злые языки" в лице одного из неугомонных депутатов и его парламентских единомышленников даже утверждают, что нынешние "страсти по бюджету" могут усилиться именно по причине взаимной неприязни, существующей между спикером и премьер-министром, которые стараются не упустить любую возможность, чтобы всячески продемонстрировать, либо навязать друг другу, свою власть и влияние. Следует также иметь в виду, что оба они сегодня рассматривают себя в качестве наиболее вероятных кандидатов на пост будущего президента, и хотя до этого срока, как говорится, надо еще "дожить", дальновидные и честолюбивые политики о подобных вещах предпочитают заботиться заблаговременно.

Во всяком случае, оценивая общее положение, наиболее откровенно высказался пока министр экономики Каха Бендукидзе. "Если недовольство проявляет министерство обороны, а в парламенте этот вопрос посчитали необходимым обсудить, то в правительстве у нас явно не все в порядке", - посетовал он, напомнив о том, что следует исходить из концепции о едином правительственном организме. "Правительство - это единый орган, однако у нас получается, что исполнительная власть состоит из отдельных независимых министерств, проводящих свою индивидуальную политику", - возмутился Бендукидзе. Одновременно нельзя не удивляться тому, что подобные трения возникают невзирая на то, что бюджет нынешнего года не просто выполнен, а перевыполнен - как настаивает сам премьер - в два с половиной раза. Тем не менее возникает впечатление, что министр финансов Зураб Ногаидели, физик по образованию, которого не первый год обвиняют в упрямстве и скаредности, просчитывает колонки цифр в плохо освещенном углу на старых бухгалтерских счетах с костяшками, а к компьютеру, где хранится важная программа социально ответственной деятельности каждого из министерств и ведомств, его не подпускают.
Понятно, что казне деньги достаются слишком нелегко - вследствие узости налогового пространства, "замороженности" предприятий и других экономических причин. Потраченные средства вернуть будет нелегко, поскольку источники финансовых поступлений ежегодными гарантиями стабильности пока не отличаются. Поэтому и премьер, и министр финансов, и другие ответственные лица, неохотно принимающие решения, рискуют в ближайшие и последующие дни стать главной мишенью парламентских выпадов. "Бюджетная фиеста", таким образом, может стать серьезным испытанием для взаимоотношений двух ветвей грузинской власти и возглавляющих их конкурирующих политических фигур.

www.regnum.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован