Государственная собственность на недра

Рассмотрим с разных сторон сочетание слов, включённых в название статьи.

В первую главу «Конституции 2020», обозначенной как «Основы конституционного строя Российской Федерации», наряду с другими социально-политическими очертаниями (кстати, неполными) России, как «демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления» включена статья 9, в которой определено отношение государства к природным ресурсам. В этой статье всего две части:

Часть первая. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Часть вторая. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Вроде бы чётко, ясно и, главное, кратко.

В этой статье её авторы умело исхитрились так изложить собственность на недра, чтобы удовлетворить интересы и власти, и олигархов, и компрадоров, то есть позволить законодательно передать недра небольшому кругу физических и юридических лиц в частную собственность, сохраняя при этом «утверждение», что недра являются государственной собственностью.

Но на самом деле очень НЕОПРЕДЕЛЁННО, что естественным образом отразилось в федеральных законах.

В действующей «Конституции 2020» и поправками в неё нет перечня природных ресурсов, что крайне важно, поскольку собственность на разные природные ресурсы сугубо разная (об этом будет сказано в дальнейшем изложении статьи).

В части второй статьи 9 не обозначена федеральная собственность, что противоречит статье 71 «Конституции 2020», в которой подпунктом «Д» выделена «федеральная государственная собственность и управление ею».

Рассмотрим допустимость какой-либо государственной собственности в условиях социального и политико-экономического уклада, установившегося и узаконенного в действующем сегодня режиме псевдо- и квазиполитического хозяйствования.

Под «квази» я понимаю сумбурность и декларативность политического режима в современной России.

По Ленину экономика является первичной и предопределяет политику. У нас ровно наоборот: политику устанавливает президент и его администрация в Кремле, а исполняют политику экономические (правительство, его службы и агентства), правоохранительные (армия, флот, нацгвардия, служба исполнения наказаний и т п.), многочисленные надзорные и контролирующие органы, а также многочисленные общественные объединения, начиная с общественной палаты наверху контрольно-надзорной пирамиды до контролирующих органов муниципалитетов внизу.

Информация идёт снизу-вверх с приписками и искажениями. А оттуда сверху-вниз идут указания с заверениями, что нарушители будут наказаны, но, увы, оказалось, что нарушителей установить сложно, что часто приводит к тому, что наказывают невиновных...

───* ─── *───

В моём понимании в Российской Федерации есть всего ДВА вида собственности: ЧАСТНАЯ и ЛИЧНАЯ. Поэтому прилагательную компоненту «государственная» я воспринимаю в понимании недостоверности и ложности (по словарю  С. Ожегова), к примеру: собственность на недра является якобы (как бы) государственной.

Действительно в недропользовании собственность на недра ЯКОБЫ и КАК БЫ государственная. Всё что лежит под земной корой (запасы полезных ископаемых, месторождения и прочие ресурсы) является изначально НИЧЕЙНЫМ, но по Ленинской Конституции 1923 г. природные ресурсы и богатства недр рассматривались в двух ипостасях: как общенародная (государственная) собственность и как общенародные (государственные) средства производства. Однако новоявленные гайдаро-ельцинские правители постсоветской России отменили НИЧЕЙНОСТЬ природных ресурсов и решили, что всё, что находится под земной корой, при подъёме на-гора, на поверхность становится собственностью того (юридического или физического лица), у кого имеется ЛИЦЕНЗИЯ на право пользования недрами на конкретном участке земной поверхности и залегающими в нём минеральными, энергетическими, биологическими и прочими ресурсами.

Вопрос лицензирования недропользования неоднократно поднимался в Госдуме РФ. Было подготовлено несколько проектов закона  о лицензировании недр, отдельно на нефть и газ, отдельно на уголь, отдельно на благородные металлы. Но все эти законопроекты канули в лету, единороссы дружно голосовали против их принятия.

В итоге проблемы лицензирования кое-как втиснули в ФЗ «О недрах».

Смею утверждать, что законодательство о лицензировании и, собственно, само лицензирование недропользования ─ это афера национального масштаба, позволившая малочисленной группе гайдаро-чубайсовцев присвоить национальное богатство недр.

Но не только присвоить!

Российское законодательство позволяет практически беспрепятственно выводить лицензии на пользование участками государственного фонда за рубеж недр на подставные юридические лица, бенефициарами в которых завуалировано  являются владельцы лицензии, то бишь, гайдаро-чубайсовские «мальчики в голубых штанишках». Дмитрий Медведев одобрял эту аферу национального масштаба словами: капитал ищет места, где ему комфортней, а в России, мол, не созданы условия для инвестирования в национальную экономику: рубль пляшущий нетолерантный, беснуется развитая коррупция, есть опять-таки узаконенные и внезаконные возможности уворовать, легко и безосновательно регистрируются подставные фирмочки и т. д. и т. п.

Вот и уплыло национальное богатство недр в офшорные юрисдикции.

Все попытки В. Путина и принятие законов о поощрении возврата капиталов закончились неудачей.

Описанная национальная афера действует и сегодня. Она является одной из основных причин социально-экономического кризиса, который не утихает с 2014 г., когда цены на нефть упали чуть ли не в ТРИ раза и когда даже небольшие кусочки барского пирога, отдаваемые недропользователям, стали КУСАТЬ этих же генерал-баронов, наживающихся на аферной национализации недр.

───* ─── *───

В статье 9  «Конституции 2020» упоминаются ДРУГИЕ природные ресурсы. Но, собственно, перечень их отсутствует. Хотелось бы знать, сколько их и какие они. В частности, относятся ли белки, зайчики и прочие дятлы к природным национальным ресурсам.

В этой же статье зафиксировано, что природные ресурсы «охраняются как основа жизни и деятельности народов...». Что включает в себя глагол «охраняются»? Как и кем охраняются? Соответствующие законодательные акты в России отсутствуют.

Что подразумевается под фразой «охраняются как основа жизни деятельности народов...»? Сразу напрашивается другой вопрос: что есть «основа жизни деятельности народов»?

Это философский вопрос. Насколько мне известно, современная философия всё ещё не определилась в толковании основ нашей жизни. Действительно, что  следует считать основами нашей жизни в современном политико-экономическом хозяйствовании?

Читаем дальше: «народов, проживающих на соответствующих территориях». Но на любой территории (подчеркнём любой) могут проживать в мультинародной России десятки и даже сотни народов.

Что считать «народом», с какой его численности?

Как учитывать и надо ли учитывать национальность, если указание на неё в российском паспорте отменили. Как учитывать народы по мигрантам, в паспортах  которых национальность записана, например, выходцев из Украины, Туркмении, Узбекистана, Молдавии, Киргизии?

В большинстве развитых и развивающихся стран мирового сообщества принято так называемое  ЗЕМЛЕЗАВИСИМОЕ ПРАВО собственности на НЕДРА и добываемые из недр минерально-сырьевые ресурсы, включая ПЕРВЫЕ переделы (товарные продукты) минсырья, которые реализуются и перераспределяются рыночными механизмами, такими как:

прямыми договорами купли-продажи (с посредниками или без оных);

на бирже в ходе прямых торгов с сиюминутной продажей;

на бирже в виде фьючерсов, заключаемых на определённый срок, как правило 2-3 месяца, с обязательной уплатой по цене, указанной в фьючерсе;

по принципу «бери или плати» (Take-or-Pay).

ЗЕМЛЕЗАВИСИМОЕ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДРА ОЗНАЧАЕТ, ЧТО СОБСТВЕННИКИ ЗЕМЛИ (будь-то государство, физическое или юридическое лицо, группа или товарищество физических и (или) юридических лиц) владеют и являются СОБСТВЕННИКАМИ ВСЕГО ТОГО, ЧТО ПОД ЗЕМЛЁЙ (к примеру, НЕДРА), НА ЗЕМЛЕ И НАД ЗЕМЛЁЙ.

В России НЕТ ЗЕМЛЕЗАВИСИМОСТИ.

В России принято и действует РАЗРЕШИТЕЛЬНО-ДОГОВОРНОЕ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА НЕДРА, НА МИНСЫРЬЁ В НЕДРАХ И НА ДОБЫТЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

Государственность или частность природопользования и, в первую очередь, недропользования в мировой практике устанавливается законодательно. В большинстве развитых и развивающихся стран принят частнособственнический режим недропользования по основным видам полезных ископаемых.

В России статьёй 1.2. ФЗ «О недрах» установлена единственная собственность на недра: государственная. Этим же законом установлен административно-правовой режим недропользования (за исключением объектов, разрабатываемых по соглашению о разделе продукции – СРП).

Чтобы государственную собственность передать в пользование, необходимо заключить с недропользователем лицензионное соглашение, выдать ему «бумажную» лицензию с гербовой печатью Российской Федерации. В лицензионном соглашении по возможности подробно излагаются требования государства, права и обязанности недропользователя на каждом участке государственного фонда недр.

───* ─── *───

По второй части статьи 9 действующей «Конституции 2020» недоумение вызывают слова: «могут находиться». Если могут, то равнозначное этому:  могут НЕ находиться.

В статье 1.2. ФЗ «О недрах» добавлено: «по условиям лицензии». Однако в статье 12 ФЗ «О недрах»  в содержании лицензии отсутствует необходимость указания формы собственности.

В  «Конституции 2020» и ФЗ «О недрах» не обозначены и нигде не перечислены «иные формы собственности».

Можно ли под ними понимать личную собственность, колхозно-кооперативную, семейную, совместную и подобные другие формы собственности?

В Федеральном конституционном законе от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» среди ценных бумаг, которые можно передавать в доверительное управление выделены паи в уставных (складочных) капиталах организаций.

───* ─── *───

Выше обращалось внимание на то, что понимать под словом «народы»?

В этой связи отметим, что поправками в действующую «Конституцию 2020» в статью 132 добавлена третья часть:

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах НАСЕЛЕНИЯ, проживающего на соответствующей территории.

Слово «население» выделено нами, так как оно более точно и образно отражает сочетание слов, которое используется в статье 9 «Конституции 2020».

───* ─── *───

Далее рассмотрим содержание действующих Конституций СССР и Российской Федерации по вопросам природопользования и недропользования.

Ленинская Конституция СССР

(подписана и утверждена 6.07.1923 г. как составная часть второго раздела

«Договора об образовании союзного государства»)

В. И. Ленин обосновано и справедливо рассматривал ВСЕ природные богатства страны в двух ипостасях:

● как общенародную (государственную) собственность

● и как общенародные (государственные) средства производства.

В свою очередь, средства производства включают совокупность предметов и средств труда. При этом, по Ленину, средства труда используются в обществе для воздействия на предметы труда.

В свою очередь среди средств труда Ленин выделил три составляющие:

активные (инструменты, оборудование, коммуникации);

пассивные (для хранения как предметов труда, так и для готовой продукции);

созданные материальные ценности и условия производства.

Вместе с тем Ленин подчёркивал, что в сельском хозяйстве земля выступает одновременно и условием производства и предметом труда.

Средства производства в единстве с рабочей силой человека, его знаниями, умением, опытом составляют производительные силы человека.

Также в Ленинской Конституции отражено отношение государства к природопользованию, включая землепользование и недропользование.

В перечне предметов ведения верховных органов власти (СССР и союзных республик) в отдельный пункт (раздел) выделено:

«Установление общих начал землеустройства и землепользования, а РАВНО ПОЛЬЗОВАНИЕ недрами, лесами и водами по всей территории СССР».

Во всех последующих документах недропользование (как часть природопользования) не рассматривается с позиций государственных средств производства, хотя именно это было бы тогда и сейчас важно для понимания экономико-политической сущности государственной собственности на недра.

Названные выше три составляющие можно интерпретировать как части природопользования:

активные ─ добытые из недр природные ресурсы, включая минерально-сырьевые ресурсы;

пассивные ─ находящиеся (залегающие) в недрах, в том числе минерально-сырьевые; полезные ископаемые и т. п.;

созданные материальные основы для добывающих и перерабатывающих отраслей (видов деятельности) гражданского общества (здания горно-обрабатывающих предприятий); подземные и наземные хранилища минсырья; нефте-, газо- и продуктопроводы и т. д. и т. п.).

Крайне важно то обстоятельство, что В. И. Ленин все природные ресурсы относил к государственной общенародной собственности. Появился афористический слоган: «всё вокруг народное и всё вокруг моё». Действительно, чьё же ещё?

Сталинская конституция 1936 г.

Приведём формулировку статьи 5 этой Конституции.

«Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Это прямое искажение и серьёзное нарушение Ленинской Конституции, по которой в СССР устанавливалась, подчеркнём, ЕДИНАЯ, неразделимая форма собственности во всём народном хозяйстве, и в промышленности и на селе.

Если выделена форма кооперативно-колхозной собственности, то следовало выделить форму промышленно-производственной собственности.

По этой логике любое заводское предприятие должно владеть, быть собственником выпущенной им продукции. Получается, что государственной продукции в таком обществе НЕТ!!!

Но гайдаро-ельцино-чубайсовские «мыслители» по итогам шоковой терапии 1990 года создали именно такое государство в России, в котором добытые полезные ископаемые являются собственностью тех, кто их добыл. Это было зафиксировано в Ельцинской Конституции и в новой действующей «Конституции 2020».

Брежневская конституция СССР (принята 5 октября 1977 г.)

Статья 10

«Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях».

Статья 11

«Государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, её недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства».

Статья 12

«Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие».

Статья 13

«Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества».

Статья 14

«Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

В соответствии с принципом социализма "От каждого по способностям, каждому по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе».

Конституция РСФСР, действующая в 1991 г (Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 г. с учётом принятых поправок в 1989, 1990 и 1991 годах)

Статья 10

«Право собственности в РСФСР признается и охраняется государством.

Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную защиту всем формам собственности.

Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности».

Статья 11

«Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. (С. К. – Всё привязано к земле, как в США).

Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам этих народов.

Формы собственности на землю и ее недра, воды, растительный и животный мир устанавливаются Съездом народных депутатов РСФСР квалифицированным большинством голосов или всенародным голосованием (референдумом).

Владение, пользование и распоряжение указанными природными богатствами регулируются законами РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий».

Статья 11.1

«Государственная собственность РСФСР является достоянием многонационального народа РСФСР.

В государственной собственности РСФСР находится имущество государственных предприятий, учреждений и организаций РСФСР.

В государственной собственности РСФСР и субъектов Федерации могут находиться средства производства и промышленности, предприятий транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимые для осуществления задач РСФСР».

Ельцинская Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

Очень точно и образно Ельцинскую Конституцию охарактеризовал Александр Минкин в газете «Московский комсомолец» (14.05.2020 г.): «По Конституции: народ –   источник власти. В реальности: народ –  источник денег».

(С. К. –  я бы добавил: власть – источник порабощения народа).

Статья 3

пункт 2. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Статья 9 (приведена в начале этой публикации)

Статья 15

пункт 4. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

(С. К. –  в США и Китае наоборот: приоритет внутренних законов  этих стран).

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

(С. К. –  в статье о частной собственности на землю упомянуты природные ресурсы (в том числе и недра), то есть опять нарушается право государственной собственности на недра).

Статья 67

пункт 3. «Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия».

(С. К. – полагаю, что одной из причин изменения могут быть объекты (территории)  недропользования, если они расположены в смежных субъектах РФ).

Статья 69

«Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

(С. К. –  почему не указано российское законодательство?).

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

Статья 72 – приведены части, касающиеся недропользования.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

(С. К. – В этом перечне отсутствуют «лесные участки», поскольку по «Лесному кодексу Российской Федерации» от 4.12.2006 г. – № 200 ФЗ редакция от 31.07.2020 г. однозначно установлено, что «Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности»).

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

(С. К. –  А что такое «совместное ведение»? Это нигде в Конституции не объясняется!!!).

Статья 76

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

(С. К. –  в чём различие «федерального конституционного закона» и просто «федерального закона». Закон «О недрах» к какому из них относится? Нет определения и ясности, что входит в муниципальную собственность).

В тексте действующей «Конституции 2020» много нестыковок, недомолвок, да и просто, заблуждений.

К примеру, читаем вторую и третью части статьи 35 «2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

Однако по статье 58 «Конституции 2020» («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам») можно осудить любого человечка, не согласного на то, что на его землю (часть его земли) выдают лицензию на недропользование. Насколько мне известно, ещё ни одному человеку не удалось отстоять свою точку зрения на подобных судилищах. Ответчик (государство) всегда побеждает.

───* ─── *───

Читаем первую часть статьи 36 действующей «Конституции 2020»:

 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

(С. К. –  Во-первых, почему только землю? А недра? А пруд на участке недр? Во-вторых, почему в частной, а не личной? В-третьих, почему при этом не указана собственность на недра, находящихся под землёй?).

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

(С. К. – очевидно, что ДРУГИЕ природные ресурсы включают недра, но триада собственности на землю, на недра и на воды имеют разное правовое содержание).

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

(С. К. – в этой части надо было обязательно упомянуть о недрах, возлежащих под земельным участком).

Во всех странах, на всех континентах добыча минерального сырья и полезных ископаемых, их использование в промышленности и в сельском  хозяйстве внутри страны являются одним из основных видов деятельности. Минерально-сырьевые ресурсы по аналогии с земельными ресурсами стали относить к национальному богатству страны.

По мере развития и расширения мирохозяйственных связей в ряде стран добыча некоторых видов минсырья производилась сверх внутренних потребностях с целью выгодной денежно–эффективной реализации их на мировых рынках.

По особо важным видам минсырья и полезных ископаемых как-то нефть, газ, драгоценные металлы (золото, платиноиды, серебро и т. п.), редкоземельные металлы (иттрий, скандий, церий, тербий и др.), алмазы, цветные металлы (кобальт, цинк, медь и др.) появился огромный спрос на мировых рынках.

В этой связи стали активно формироваться вертикально-интегрированные монополии, олигополии, компании. В первую очередь в нефтегазовой отрасли внутри страны. Постепенно, по мере возможности, они начинали приобретать зарубежные активы (компании, месторождения, запасы и ресурсы). Национальные компании преобразовывались в ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ компании и холдинги. Сегодня в России более тридцати таких компаний и холдингов. В основном это нефтегазовые (ВИНК), металлургические, цветных металлов, трубные, «алмазные» и золотодобывающие. Почти все они совместные, с частным капиталом.

Также признаками транснационализации стали использование дешёвой рабочей силы и офшоризация доходов с целью оптимизации (уменьшения) налогообложения, а то и вовсе уклонения от уплаты налогов, используя коррупционные схемы. Так, «Роснефть» и «ЛУКойл» приобретают по–дешёвке месторождения в Африке. Работает на них местное  население за маленькие зарплаты.

В статье [1] утверждается:

«Если экономическая система противоречит закону вертикальной интеграции, то она относится к архаическому исторически низшему типу, вследствие чего неадекватна задачам прогрессивного развития и делает их практически нереализуемыми, превращает их в декларативные и даже утопические».

Вряд ли вертикальная интеграция может служить панацеей от внешних и внутренних вызовов и угроз, обрушившихся на нашу страну при расширяющейся мировой глобализации. Страх перед возможностями России на европейском плацдарме породил и постоянно усиливает русофобию как среди европейских, так и американских стран.

Также в этой статье С. Губанов пишет:

«Тогда совершенно не осознавалось, что советская экономическая система, сведённая в послевоенный период к хозрасчётному капитализму, пришла в вопиющее противоречие с законом вертикальной интеграции, который запрещает извлечение прибыли из промежуточного производства и требует организационной революции, с переходом к новому типу основного воспроизводственного звена – вертикально-интегрированному, с планово налаженным межотраслевым взаимодействием по всей технологической цепочке производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Вместо системного прогресса постсоветская Россия получила системный кризис, который выражается в допотопном, доиндустриальным  разделении общественного труда, деиндустриализации и экспортно-сырьевой, колониальной специализации. Промежуточное производство оторвано от конечного».

Разумеется, можно по–разному оценивать экономические и социально-политические каноны советского прошлого.

Сергей Семёнович делает упор на «некий системный кризис», «допотопное разделение общественного труда», «экспортно-сырьевую колониальную специализацию», «послевоенный период хозрасчётного капитализма».

Я не буду рассуждать обо всей сталинской экономике, скажу только несколько слов о том, что мне ближе, о геологии и недропользовании.

Так уж случилась в моей жизни, что тридцать лет я проработал во Всесоюзном (Всероссийском) институте экономики минерального сырья (ВИЭМС) и 20 лет на поприще геолого-экономического картирования субъектов РФ. При этом с 1974 года я возглавлял в ВИЭМСе научное подразделение по автоматизации системы плановых расчётов отдела геологии Госплана СССР вплоть до 1992 года, когда СССР и Госплан СССР ликвидировали.

Мне пришлось заниматься ХОЗРАСЧЁТОМ и даже написать и издать методику составления ТЕХПРОМФИНПЛАНА топографо-геодезических предприятий – и никакой допотопности, по моему мнению, в этой методике нет.

Припоминается, что в ту пору доктора экономических наук: М. Завельский, В. Данилов-Данильян и другие разработали и опубликовали систему оптимального функционирования экономики (СОФЭ) СССР, был создан мощный ВЦ Госплана СССР, в котором под руководством М. Уринсона пытались воплотить СОФЭ в жизнь.

  1. Собственно на базе взаимоувязанной на хозрасчёте методологии СОФЭ я составлял взаимоувязанные планы отдела геологии Госплана СССР, начиная от геологических исследований и кончая выпуском товарных минерально-сырьевых продуктов первых переделов. Проследить «цепочку производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью» не представлялось возможным, так как тогда было неясно, где заканчивается эта цепочка, а сегодня тем более не ясно. Например, добываем титан, перерабатываем его в титановые пластины, из них делаем  детали самолётов, дельтапланов; размещаем на них  взрывные устройства, сбрасываем их на лёд реки Лены в Якутии, чтобы удалить ледяной затор в Якутске и предотвратить разлив реки...  Можно продолжить эту цепочку, но тогда где её конец???

Общепринято (по непонятным для меня причинам) утверждать, что сегодняшняя экономика является «колониальной экспортно-сырьевой».

Так известный своей социальной направленностью (но не социалистической направленностью), д. э. н. Александр Бузгалин, профессор Московского финансового юридического университета пишет («Московский комсомолец», 1.10.2020 г.)»

«Ведь чтобы экономика и общество развивались, нужны средства. Они в потенции у российского государства есть. И это главным образом не пресловутая «кубышка» на черный день. Это полное изъятие рентных доходов (напомню: нефть, газ, руды, вода и т. п. – это богатства, большая часть которых принадлежит народу нашей страны, и они дают огромную РЕНТУ, которая в настоящее время в значительной мере оседает в карманах нефтяных и прочих сырьевых баронов и защищающих их интересы чиновников). Это концентрация ресурсов на основных направлениях развития и жесткий общественный контроль за их использованием. И это прогрессивный налог на доходы и наследство».

Вчитываюсь в эту цитату и никак не могу понять, что обозначает «полное изъятие рентных доходов»? Если «изъятие», то для чего, зачем опять «изъять и поделить»? Снова всё то же: общественный надзор и контроль за их использованием. А где надо использовать не сказано. «Прогрессивный налог»? – долдоним это уже 20 лет, но Кремль непоколебим в своём убеждении, что прогрессивный НДФЛ порождает серый бизнес, заставляет утаивать доходы. Как будто при неизменном 13-процентном НДФЛ не утаиваются налоги.

На рисунке 1 показаны ставки НДФЛ (в процентах) в некоторых странах мира.

Рисунок 1

Какие выводы напрашиваются из этого рисунка?

Во-первых, неоднозначность этого  налога и неоднозначность любой налоговой системы.

Во-вторых, какую часть труда каждого человека государство отбирает в свою собственность.

В-третьих, насколько (в денежном выражении) власть порабощает своих подданных и и одновременно, насколько их уважает и (или) не уважает.

Собственно сам рисунок 1 непосредственно не выражает многие характеристики налоговой системы конкретной страны. Так, должны быть указаны:

● являются ли эти ставки одинаковыми для всех граждан?

 если изменяются, то для кого и насколько?

● учитывается ли пенсионная система и как?

 как организован контроль за поступлениями и какие меры ответственности?

● поступают ли они в валовый национальный продукт?

● где хранятся и как используются, на какие цели?

● если есть ограничения направлений использования, то какие, каков их перечень? И т. д. и т. п.

Резюмируя сказанное по проблеме НДФЛ, обратим внимание на главное:

ставка процента НДФЛ показывает и узаконивает, какую часть своего труда гражданин отдаёт (должен отдать) государству, то есть какую часть своего времени человек работает на государство, а какую часть на себя.

Поразительно, но в России каждый отдаёт всего 13%, что крайне мало, чтобы государство в ответ могло содержать на должном уровне каждого человека и его семью с учётом одного-двух иждивенцев.

Как видно из рисунка 1, в большинстве развитых и развивающихся стран НДФЛ составляет, примерно, половину заработка.

Россия считает себя развивающейся страной. Но это далеко не так!  По моему мнению, по целому ряду позиций Россия –  деградирующая страна. Среди признаков деградации выделим: производительность труда, пенсионная система и политика, рост разницы зарплаты первой и последней децильных. групп (богатых и бедных), снижение доходов семьи седьмой год подряд, уменьшение доли России в мировом ВВП и т. д. и т. п.

Казалось бы, выйти из создававшейся кризисной ситуации  можно (и нужно!) очень просто:

поднять налог на капиталы (доходы) бизнеса хотя бы до 30-40% в соответствии с мировой практикой, в том числе налога на прибыль.

Но в России, как это сегодня нередко практикуется, ровно наоборот.

Налог на прибыль небольшой – всего 20%. При  этом в федеральный бюджет отчисляется только 3%, остальные 17% в бюджет субъекта РФ, которым разрешено снижать ставку налога до 10%, что, в свою очередь, порождает коррупцию и нередко приводит к тому, что субъектом «управляет» не губернатор с его администрацией, а бизнес.

Кроме того, российское законодательство позволяет бизнесу оптимизировать (минимизировать!) сумму прибыли «минимум» за счёт вертикальной интеграции и отсутствия узаконенных нормативов расчёта затрат по видам деятельности и услугам.

───* ─── *───

Чтобы соблюсти представление, что недра – это государственная стоимость, нужны следующие принципиально важные элементы:

– собственно передача права пользования, то есть лицензирование;

– срок недропользования, в том числе по стадиям геологоразведочных работ;

– статус недропользования (федеральный, региональный, субъект РФ, муниципального самоуправления).

Федеральные власти и Кремль всегда были озадаченны «правилом двух ключей», по которому лицензию выдают совместно орган управления федеральным фондом недр и администрация субъекта РФ, которая нередко выставляла требования, ущемляющее властные полномочия и интересы центра.

Для этой цели в 2006 г. принят федеральный закон о федеральных участках недр, что было закреплено статьёй 2.1. «Участки недр федерального значения» ФЗ «О недрах». По каждому участку правительство принимает и издаёт распоряжение. Число таких участков сегодня перевалило за тысячу. Именно так было преодолено совместное ведение.

Нельзя не сказать ещё об одной негативной проблеме, возникающей в последние годы:

из правового лексикона стало исчезать слово «ГЕОЛОГИЯ».

Вместо «геологии» стали говорить «ЭКОЛОГИЯ», считая, что, якобы геология это часть экологии. Нововрущие лингвисты не понимают (и, видимо, не хотят понять), что геология и экология это совершенно разные виды деятельности и отрасли народного хозяйства.

Главным экологом страны Кремль назначил бывшего министра обороны страны Сергея Иванова, который уже несколько лет пропагандирует  раздельную (в разные мешки и пакеты) уборку домашнего мусора и пищевых отходов на кухне и мусоросборниках во дворах.

«Геология» стала исчезать даже из наименований органов управления, министерств и ведомств, ответственных за недропользование и минерально-сырьевой базы России.

Вместо «министерства геологии» сегодня «министерство природных ресурсов и экологии».

───* ─── *───

Недропользование обросло сегодня многочисленными общественными организациями (я их называю прилипалами), которые воруют из недропользования объективную образующуюся горную (минерально-сырьевую) и ценовую ренты.

Можно с уверенностью констатировать слоган:

Даёт природа минсырьё – вокруг него одно ВОРЬЁ

или:  Даёт природа минсырьё – вокруг него одно ВРАНЬЁ

 

[1]           С. Губанов « К вопросу о целевых задачах развития России и способе их решения». «Экономист», 2020 г., № 7

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован