15 января 2010
1550

Гретченко, А.А. Формирование системы вузовских знаний и целеполагания по толкованию понятия `инновационная деятельность`

Гретченко, А.А. Формирование системы вузовских знаний и целеполагания по толкованию понятия "инновационная деятельность" / А.А. Гретченко // Инновации в экономическом образовании : материалы Интер-конф. (17 мая-30 июн. 2010, г. Москва) / РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Москва, 2010. - С.10-13.

ISBN 978-5-7307-0746-7
Канд. экон. наук А.А. Гретченко,
(РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Формирование системы вузовских знаний и целеполагания по толкованию понятия
"инновационная деятельность"1

Единая научно-техническая политика рождается на единых понятиях, цементирующих науку - фундаментальную и прикладную с производством. Главными из таких понятий на сегодняшний день является технология и инновация.

И если слову "технология" уже привыкли, то инновация и все стороны ее применения на практике является камнем научного преткновения. Н научных кругах до настоящего времени не знают как отличить деятелей в области инноваций от модернизаторов, и наоборот. Поэтому заложить законодательную базу инновационного развития национальной экономики России призван Федеральный Закон "Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации". Вместе с тем, язык документа остается непонятным широкому кругу специалистов, чиновников и управленцев, так как в дальнейшем слово "основы" было заменено "государственной поддержкой" юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность или оказывающих подобным организациям непосредственное содействие. Более того, смысловая нагрузка законопроекта были окончательно утрачены при замене ключевого понятия словосочетанием "результат инновационной деятельности", "реализация инновационной продукции".

В первую очередь это относится к расширенному толкованию понятия инновационной деятельности по трансформации результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары и услуги.

Чтобы добыть знания, а затем трансформировать их в товары и услуги требуется система иных знаний и целеполагание. Расширить эти понятия по вектору "цель, взаимосвязь, развитие" помогает классическое определение деятельности. Отметим, что в процессе деятельности происходит воплощение инновационного продукта в целевую субстанцию.

Таким образом, с позиций деятельностного подхода наука - особый вид духовного производства в условиях, обеспечивающих индивидуальную и коллективную деятельность, научные коммуникации, восприятие и оценку новых идей. Взаимодействие, интеграция и кооперирование научной и производственной деятельности обеспечивается за счет согласования индивидом своих действий и оптимизацией взаимоотношений, обусловленных характером общей цели.

Инновация как момент развития системы "человек - машина - среда" направлена на самоорганизацию деятельности творческого коллектива при синтезе новых знаний и опыта поколений в интересах настоящего и будущего потребителя. Например, технологические прорывы, инновационный взлет человеческой мысли в советский период стал возможным только при синтезе военных технологий, микроэлектроники и цифровой обработки информации. Благодаря информационным технологиям (ИТ) знания и опыт поколений стали доступными и проектантам гражданской продукции.

Технологический прорыв ИТ заключается в удовлетворении насущной, необходимой потребности человека в получении новых знаний, и не исчерпывается развитием аппаратных и программных средств реализации этих потребностей. На наш взгляд, функции ИТ - содействовать улучшению ситуации в приоритетных для нации сферах - таких, как здравоохранение, жилищное строительство, образование и т.п.

В дальнейшем, глобальная тенденция информатизации общества потребовала мобилизации новых знаний, материальных и кадровых ресурсов по всем этапам жизненного цикла инновационного продукта. Например, инновацией в нашумевшем в 1970-е г.г. американском бинарном химическом оружии (ХО), было его приведение в боевое положение соединением двух безопасных компонентов, что решило проблему утилизации, требующей для обычного ХО специальных технологии. Классической советской инновационной моделью постановки цели, - образец прогнозирования, накопления и передачи научных знаний и технологий (эффект спин-офф) в косметику, биологию, медицину и АСУ технологическими процессами.

План ГОЭЛРО, атомный и ракетный проекты - пример инновационной адаптации иностранных технологий к условиям отечественного производства. Системный успех космической экспедиции "Аполлон-Союз" обеспечили инновации отечественных инженеров при создании стыковочного узла, совместившего параметры кораблей - американского и советского.

Заметим, что новые инновационные решения создаются при эволюционном внедрении научных знаний и достижений прошлых десятилетий, содержанием отраслевых архивов и уникальным опытом специалистов. Однако недостаточная реализуемость фундаментального знания заключается в том, что оно обладает непрогнозируемым свойством возникать задолго до того, как человечество сможет его использовать в своих целях и оценить по достоинству. Даже США реализуют в инженерных разработках не более 3% фундаментальных программ.

Вместе с тем инновационный подход к интеграции фундаментальной и прикладной науки с производством позволил сформировать понятие о новом знании - высокая технология, - синтез передовых, перспективных идей и производственного мастерства, направленных на создание конкурентоспособной продукции. Инструментом интеграции знаний, средств и ресурсов с ожидаемым результатом деятельности выступает программно-целевое планирование и прогнозирование. В программных элементах матрицы "цель - средство" решение конкретных задач совмещается с необходимыми финансовыми потоками.

Так, например, американская система "Планирование-программирование - разработка бюджета", в отличие от отечественной, двухуровневой, с фундаментальными и прикладными исследованиями, имеет программные элементы перспективных технологических разработок для армии, авиации и флота. В профессионально выстроенную, распределенную во времени сеть с ячейками фундаментальных научных знаний всегда удается поймать не только причины аварий и катастроф, но и ключевые инновационные идеи и ноу-хау.

Важное значение в образовательном процессе имеет доведение до будущих молодых специалистов объективной правды об имеющих место так называемых псевдо инновациях. Инициативы, разрушающие системность деятельности, являются псевдо инновациями. Их отличие - отрыв от фундамента реальных знаний и технологий. Например, создание инновационного проекта, имеющего более высокие характеристики, с нуля невозможно. Поэтому риски провала имеет создание "с нуля" аналога Силиконовой долины в США - иннограда в Сколково. Инициатива с инноградом встречает все более активное противодействие научного сообщества РФ.

Следует отметить, что стержневой основой инноваций всегда была генеральная (реальная) цель. Псевдо цели полностью вытесняют цель реальную как ожидаемый результат деятельности. Так сокрушительный удар по эффективности проекта наносит растаскивание здания целевой функции по кирпичикам "приоритетных" задач. Хотя приоритет есть только один - конкурентоспособность системы. Поэтому попытки унифицировать структуры, объекты, относящиеся к различным сферам деятельности, приводят к провалам реформ - административной и образования, электроэнергетики и военной. Их объединяет утрата критических технологий, специфических для условий и средств достижения конкретных результатов инновационной деятельности.

Таким образом, инновационный вклад в современные российские проекты должны вносить принципиально новые научные идеи и знания, закладываемые еще на стадии образовательного процесса, передовая отечественная технология, а не закупки готовой продукция у иностранного партнера несовместимого технологически с отечественным производством.

1 Материал подготовлен при финансовой поддержки гранта Президента России молодым ученым - кандидатам наук МК-2424.2010.6 "Методология и механизмы формирования национальной инновационной системы"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован