01 сентября 2004
86

Григорий Двас: Инвестиционная стратегия: что региону выгодно

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 мая. /Корр. `ФК-Новости` Сергей Боровков/. В 2003 году в экономику Ленинградской области было привлечено более 44 млрд руб инвестиций. Это в 1,4 раза больше, чем в 2002 году. В расчете на каждого жителя пришлось в среднем более 20,7 тыс рублей. Об этом сообщил в беседе с корреспондентом `ФК-Новости` вице-губернатор области, председатель комитета по экономике и инвестициям Григорий Двас.

- К сожалению, проведение эффективной инвестиционной политики становится сложнее из года в год из-за переменчивой политики федерального правительства.

- В чем конкретно заключается переменчивость политики центра, о которой Вы говорите?

- Правительству Ленинградской области то и дело приходится корректировать цели и содержание региональной инвестиционной политики. Меняются и виды налогов, зачисляемых в областной бюджет, и доли, распределяемые между областным бюджетом и бюджетом РФ. Если в 2000 году 40,9 процента налогов поступало в федеральный бюджет, а 59,1 - в бюджет области, то в 1 квартале 2004 года уже 60,4 процента поступает в федеральный бюджет, а 39,6 - в областной, при этом льготы в первом квартале никому из инвесторов не предоставлялись, а только отсрочка по уплате налогов. Увы, поневоле приходится принимать изменения правил игры, диктуемые сверху.

За четыре года регионы потеряли до 20 процентов налоговых отчислений. Это - колоссальный объем финансовых средств. Благодаря предоставленным инвесторам льготам, были увеличены и объем производства, и платежи в бюджеты всех уровней, но, к сожалению, плодами этой системы воспользовались не региональные, а федеральные власти.

- Но областное правительство, тем не менее, не сидит, сложа руки ...

- Мы вынуждены идти впереди событий, лавировать, стараясь выработать наиболее эффективный для экономики региона курс. Когда 5-6 лет назад одним из бюджетообразующих налогов был налог на добавленную стоимость, мы старались привлекать инвестиции в строительство предприятий с глубокой переработкой продукции. После 1999 года НДС перестал зачисляться в областной бюджет; пришлось срочно менять ориентиры, и основным источником доходов становятся акцизы. В тот период получили развитие производства подакцизных товаров. С 2003 года федеральный центр оставил регионам только налог на прибыль. Опять областные власти столкнулись с необходимостью менять курс и стимулировать развитие наиболее рентабельных предприятий, независимо от того, насколько задействованы ресурсы области, насколько велика глубина переработки. Поскольку отраслей, где можно гарантировать высокую рентабельность, нет, остается идти по пути механического наращивания числа предприятий, роста объема производства, предполагая, что последний будет сопровождаться и ростом рентабельности. В свою очередь, это должно обеспечить поступление налога на прибыль и последующее социальное развитие области. Однако налог на прибыль, как известно, вызывает большое искушение уклониться от его уплаты - со всеми вытекающими проблемами для бюджета области. Очевидно, что в ситуации скачков федеральной политики стратегическое планирование, разработка долгосрочной региональной инвестиционной политики значительно осложняется.

- Есть ли у инвесторов в Ленобласти проблемы, которые невозможно было бы решить в оперативном порядке при содействии региональной и местной администраций?

- Думаю, что нет. Есть ли проблемы у властей региона с инвесторами? Тоже нет. Это честные налогоплательщики, обеспечивающие население высококачественной продукцией, предоставляющие жителям области хорошо оплачиваемую работу, осуществляющие широкие социальные программы на территории районов, где они расположены. Однако в самой ближайшей перспективе инвестиционный процесс в Ленинградской области может забуксовать, столкнувшись с рядом объективных сложностей. Они известны: отсутствие квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, нехватка обустроенных территорий, предоставляемых под проекты. Областные власти проявляют инициативу и стараются уже сейчас решить эти проблемы. Вот пример стратегического планирования в действии. Кадры будем готовить в регионе, проведя образовательную реформу, и обучая молодежь по специальностям, востребованным в нашей экономике. Не хватит своих людей - пригласим работников из соседних субъектов Федерации, из стран ближнего зарубежья. Параллельно придется решать вопрос обеспечения их жильем, с привлечением к финансированию строительства самих предприятий, нуждающихся в рабочей силе.



`Земельная` проблема также вполне преодолима. Решение ее заключается в развитии девелоперской деятельности на территории региона. Мы уже сейчас определяем участки земли, предназначенные под создание промышленных зон. В год по области строится 50-60 средних и крупных предприятий. Каждое занимает 6-8 га земли. То есть, необходимо ежегодно готовить до 450 га инженерно подготовленных территорий. Исходя из этого, мы стараемся привлечь компании, которые вложат средства в обустройство территорий с выгодой для себя и для нас. Власти готовы предоставлять подобным компаниям минимальную ставку арендной платы за землю.



Мы рассчитываем, что область будет развиваться успешно, хотя и невозможно обеспечить в перспективе темпы роста последних лет. Прирост производства требует расширения ресурсной базы. У нас, в последнее время, не увеличились существенно ни численность трудоспособного населения, ни системы энерго- и водоснабжения. Мы должны вложиться в развитие инфраструктуры, дорог, электросетей подстанций, завершить программу газификации, привлекать трудовые ресурсы. Поэтому наша политика будет направлена на параллельное использование имеющихся мощностей и создание фундамента для дальнейшего развития.-0-

`ФК-НОВОСТИ` - www.fcinfo.ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован