12 октября 2004
1646

Григорий Явлинский:ДЕНЬГИ УЧИТЕЛЕЙ ПРОПАДАЮТ В РЕГИОНАХ

Образование - та сфера жизни, которая так или иначе касается всех. В последнее время система просвещения очень много потеряла. Совершенствовать отечественное образование, придать ему новые стимулы развития, определить современные методы обучения - вот насущные задачи российского общества. Создать законодательную базу для исправления ситуации - цель проекта федерального закона `Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование`, подготовленного в Государственной думе по инициативе фракции `Яблоко`. Обо всем этом рассказывает в интервью `Веку` Григорий Явлинский.
Григорий Алексеевич, что, на ваш взгляд, сегодня является главной задачей в реформе образования? Его содержание, качество или финансирование хотя бы того, что есть?

- Безусловно, содержание образования является основополагающей проблемой. Но говорить о содержании образования безотносительно к деньгам, которые его обеспечивают, - бесперспективно.

Вот уже 8-10 лет финансирование школ идет по остаточному принципу, без учета расходов на жизненно важные потребности образовательных учреждений, таких, как учебные расходы, хозрасходы, ремонтные и коммунальные платежи. Это привело к фактическому разрушению материальной базы учебных учреждений. Сегодня тонут подлодки и горят телебашни; увы, я очень хочу оказаться плохим пророком, но очень может быть, что через недолгое время могут начать рушиться школы.

Что же, по вашему мнению, нужно изменить?

- Прежде всего предлагается создать государственный образовательный стандарт. Он определит обязательный минимум содержания, сроки получения общего образования и нормы учебной нагрузки, а также требование к уровню подготовки выпускников школы. Здесь один из важнейших вопросов - как обеспечить связь между высшей и средней школой. С одной стороны, надо побудить вузы думать о том, как приблизиться к школе. В свою очередь школе надо думать о том, как по уровню подготовки дотянуться до вуза. Эти две расходящиеся линии ведут в никуда. Так было 10, 20, даже 50 лет назад. А проблема все еще остается. Ослабить ее остроту призвана система единого государственного экзамена, вводимого вместо нынешних выпускных и вступительных.

Я считаю, что именно на уровне средней школы - этого самого первичного звена - сосредоточены самые главные вопросы. Иными словами, средняя школа становится определяющей в пирамиде образования и науки. Признав это, мы все должны проникнуться уверенностью, что можем влиять на состояние школы, на характер образования, на атмосферу в классе и даже на поведение учителя. Государственный стандарт определит границу, ниже которой уровень школьного образования не должен опускаться. Но мы должны стремиться к тому, чтобы он был как можно выше.

Как известно, школы принадлежат муниципальным властям. Они-то и держат учебные заведения на голодном пайке...

- Мы выступаем за муниципальную школу. За то, чтобы ответственность была за муниципалитетом. Государство со своей стороны фиксирует требования к школе и к вышестоящим организациям в стандартах, но обеспечивает финансами гарантии права на образование.

Как же финансировать такую школу?

- Наше экономическое состояние и бюджетное устройство таково, что бюджеты низшего уровня - муниципальные - по определению не имеют достаточно денег. Равно как и 80-90% региональных бюджетов.

Возникает парадокс. С одной стороны, государство гарантирует (ст. 43 Конституции) каждому гражданину определенный объем образовательных прав. С другой - федеральный закон передает общее образование в ведение местной власти.

Сегодняшняя система межбюджетных отношений поистине удивительна. Финансовые потребности школ учитываются при составлении заявки от нижестоящего бюджета (если у него мало денег) вышестоящему - на получение соответствующей дотации. Они обобщаются в регионе и передаются в федеральный Центр. Однако затем, когда эти деньги сверху выделены, нижестоящий распорядитель средств имеет полное законное право забыть о своих заявках и тратить деньги на что угодно. Причина в том, что Конституцией не предусмотрен механизм федерального контроля за бюджетным процессом в регионах.

При такой ситуации баррель нефти может стоить хоть 50 долларов, у федерального бюджета профицит может расти как угодно высоко, а школы будут десятилетиями не ремонтироваться, глобусы и компьютеры не будут закупаться, учителя будут получать 600 рублей, да и то порой с трехмесячной задержкой. И все законно.

А как предусмотреть из федерального Центра, если школа остается муниципальной, такие вещи, как повышение зарплат или деньги на закупку глобусов или на коммуналку?

- В нашем законопроекте предлагается устанавливать федеральный норматив бюджетного финансирования и утверждать его ежегодно законом о бюджете. Этот федеральный норматив соотнесен с необходимыми расходами на финансирование государственного образовательного стандарта. После установления федерального норматива регионы или муниципалитеты могут вводить свои нормативы, но они не могут быть ниже вышестоящего.

Беседовал Александр ШИФРИН


Век, 24.11.2000http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован