01 апреля 2002
173

Групповые требования и жалобы

Групповые требования и жалобы

Групповые требования и жалобы как общественно-политическое явление стали отмечаться в Кабардино-Балкарии с конца 1980-х гг. Одним из первых примеров можно считать активное требование общественно-политической организации ²Адыгэ Хасэ⌡ убрать со своего поста редактора газеты ²Кабардино-Балкарская правда⌡ (А.Зайцева). Другой яркий пример . голодовка лидеров кабардинского и балкарского национальных движений и ряда демократических партий с требованием отставки правительства республики и председателя Верховного Совета в 1991 г. В целях сохранения стабильности в республике власти пошли на выполнение части требований голодающих. Эти события вызвали большой резонанс в республике и послужили для многих примером того, как надо действовать в спорах с властью. С этого времени групповые требования стали обычным явлением. В 1991 и 1992 гг. республику сотрясали митинги и пикеты по различным политическим вопросам, организуемые национальными движениями.
С 1995 г. групповые требования в основном носят экономический характер. К примеру, со своими требованиями выступают ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, водители частных такси, мелкие торговцы на рынке и др. Подобные акции обычно непродолжительны и не оказывают существенного воздействия на стабильность в обществе.
Прошлые конфликты и
коллективные травмы

В Кабардино-Балкарии еще очень свежа рана, нанесенная сталинскими репрессиями и более всего . депортацией балкарского народа в 1944 г. Вслед за карачаевцами, ингушами и осетинами было выселено около 40 тыс. балкарцев, в основном это были старики, женщины и дети, поскольку мужское население в это время сражалось на фронте. 8 марта 1944 г. ранним утром людей погрузили в машины, на сборы было дано всего 30 минут. Многие не успели запастись даже небольшим количеством еды. Затем в товарных вагонах людей этапировали на восток страны. Позднее были депортированы балкарцы, проживавшие за пределами республики.
Долгие годы эта трагедия в официальной науке всячески замалчивалась, обходились фразой: ²нарушением ленинской национальной политики явилось выселение балкарского народа⌡. Но в среде балкарского народа эта тема была главной. Выселение, унижения, жизнь под произволом спецкамендатур . все это известно каждому балкарскому ребенку. Обвинение в предательстве, на основании которого был выпущен Указ о выселении балкарцев (подписан 8 апреля 1944 г. спустя месяц после выселения), народ серьезно не воспринимал, никто не считал себя пособником немцев. Старики говорили: ²это дела Берии, он увеличивает территорию Грузии, выселяя народы, которые живут у Эльбруса⌡. Обвинение в предательстве для кавказца равнозначно смертельной обиде. У балкарцев, как и у многих других народов с сильными родовыми традициями, категории ²честь⌡, ²верность⌡ один из основополагающих принципов народной этики. Многие также обвиняют партийного главу республики, по национальности кабардинца, который перед лицом Сталина ²спас своих, а нас предал⌡.
Балкарцы создали богатый песенный фольклор (в период перестройки), в котором слышится обвинение в адрес военного командования ²солдаты красной армии черным метят наши дома.⌡. В песнях вспоминается и трагедия 1942 г. когда отступающие части 37 армии НКВД сожгли несколько балкарских сел, тогда погибло более 700 чел. гражданского населения.
Произвол комендантов в ссылке и добрые отношения простых казахов, киргизов, русских, которые проявили сострадание и оказали помощь . все это поныне живо в памяти народа. 13-летняя ссылка научила балкарцев терпимости, сделала их восприимчивыми к другим культурам.
На основании решений ХХ съезда КПСС были сняты ограничения в правовом порядке с балкарцев и с членов их семей, находящихся на спецпоселении. 9 января 1957 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР ²О восстановлении Кабардино-Балкарской АССР⌡ (с 1944 г. республика имела название Кабардинская АССР). 28 марта 1957 г. решение было утверждено на сессии Верховного Совета Кабардинской республики и было возвращено прежнее название КБАССР. С 1995 г. эта дата отмечается как день возрождения балкарского народа.
Масштабы катастрофы, в которой оказался балкарский народ приоткрылись только в последние годы. Принятие в 1989 г. Верховным Советом СССР ²Декларации о репрессированных народах⌡ и Закона РФ ²О репрессированных народах⌡ перевели тему депортации в русло открытых обсуждений и исследований. Уже опубликован песенный фольклор периода депортации, снят художественно-документальный фильм ²Дорога на край земли⌡, написаны спектакли, романы, повести, имеется несколько специальных исследований. Но широко о депортации и ее последствиях известно далеко не все.


Этнические стереотипы

И кабардинцы и балкарцы наделяют друг друга такими положительными чертами как гостеприимство и хлебосольство. Балкарцы особо подчеркивают кабардинский этикет, даже его изощренность, что оценивается особенно высоко. Кабардинцы, со своей стороны, считают, что балкарцы более сплочены и дружны. Балкарцы точно такими же качествами наделяют кабардинцев, а себя как раз считают не очень дружными. Кабардинцы подмечают у балкарцев большое трудолюбие и выносливость, говорят, что балкарцы честны и открыты.
В отношении русских сложились следующие стереотипы. И кабардинцы и балкарцы считают своих русских соседей очень исполнительными и честными. При выборе специалиста для выполнения той или иной работы предпочтение всегда отдается русскому: он работящ и мастеровит. Если речь идет о ремонте и строительстве, то всегда считается, что русский . лучше. То же по поводу образования и медицины. Понятие законности и порядка обычно связывают также с русскими. Некоторые же культурные отличия русских, которые не укладываются в горскую ментальность, обозначают термином ²мужик⌡. В это слово вкладывают не только положительные, но и отрицательные с точки зрения кавказцев качества, например, неумеренность в еде.
В молодежной городской среде в отношении сельских ребят и девушек бытуют слова ²нарт⌡ и ²нартушка⌡, как синонимы слов ²колхозник⌡, ²деревня⌡, т.е. живущий пережитками, в свою очередь сельчане в отношении своих соплеменников, пренебрегающих национальными традициями и обычаями, порой презрительно говорят ²городской⌡. Городские балкарцы в отношении своих соплеменников сельчан употребляют еще слово ²къалай⌡ (от одного из балкарских приветствий ²къалайса?⌡ . ²как дела?⌡), вкладывая в него тот же смысл, что и ²деревня⌡, ²отсталый⌡. Все эти клички не считаются обидными, их чаще используют в качестве дружеской шутки, подтрунивая друг над другом.


. Изменения в самосознании

Как новое явление можно рассматривать процесс расширения этнического восприятия рамок этнического сознания кабардинцев, которые идентифицируют себя не только как кабардинцы, но шире . ²адыгэ⌡ или черкесы. Развитие этого феномена происходит в значительной степени благодаря деятельности общественной организации ²Адыгэ Хасэ⌡, ряда других, а также благодаря усилиям средств массовой информации, интеллигенции, которые в последние годы активно пропагандируют именно такой подход в вопросах национальной идентичности. У кабардинцев возросло чувство гордости своей национальной принадлежности. Важной задачей кабардинцы считают укрепление суверенитета республики, национальное возрождение во всех сферах жизни. Самосознание развивается не только вширь, но и вглубь. У кабардинцев и балкарцев происходит подъем фамильного, родового самосознания. Это проявляется в проведении фамильных встреч, собраний, сходов. Наиболее мощные и влиятельные фамилии даже создали определенные организационные структуры, избрали старейшин рода, учреждены специальные фонды, созданы гербы, флаги и проч. Имеют место попытки продвижения представителей своих ²родов⌡ на ²нужные⌡ должности, участие специальных представителей фамилий в сфере местной политики. Родовые связи вообще имеют немаловажное значение в жизни республиканской политической элиты: принадлежность к сильному клану служит действенной защитой для многих чиновников. Вместе с тем, значение родовой принадлежности не следует преувеличивать, зачастую люди одного ²рода⌡ оказываются на разных полюсах достатка и общественного положения. Престиж . важный элемент жизни. Порой, родные братья перестают поддерживать нормальные отношения, если один попадает на низкую ступень, тогда как другой занимает высокое положение. Та же боязнь потерять репутацию заставляет принимать самое активное участие в похоронах родственника, будь тот даже из числа самых бедных. Сохраняя свой статус, пренебрегают даже личной обидой или неприязнью. Таковы кавказские традиции


. Изменения в самосознании

Как новое явление можно рассматривать процесс расширения этнического восприятия рамок этнического сознания кабардинцев, которые идентифицируют себя не только как кабардинцы, но шире . ²адыгэ⌡ или черкесы. Развитие этого феномена происходит в значительной степени благодаря деятельности общественной организации ²Адыгэ Хасэ⌡, ряда других, а также благодаря усилиям средств массовой информации, интеллигенции, которые в последние годы активно пропагандируют именно такой подход в вопросах национальной идентичности. У кабардинцев возросло чувство гордости своей национальной принадлежности. Важной задачей кабардинцы считают укрепление суверенитета республики, национальное возрождение во всех сферах жизни. Самосознание развивается не только вширь, но и вглубь. У кабардинцев и балкарцев происходит подъем фамильного, родового самосознания. Это проявляется в проведении фамильных встреч, собраний, сходов. Наиболее мощные и влиятельные фамилии даже создали определенные организационные структуры, избрали старейшин рода, учреждены специальные фонды, созданы гербы, флаги и проч. Имеют место попытки продвижения представителей своих ²родов⌡ на ²нужные⌡ должности, участие специальных представителей фамилий в сфере местной политики. Родовые связи вообще имеют немаловажное значение в жизни республиканской политической элиты: принадлежность к сильному клану служит действенной защитой для многих чиновников. Вместе с тем, значение родовой принадлежности не следует преувеличивать, зачастую люди одного ²рода⌡ оказываются на разных полюсах достатка и общественного положения. Престиж . важный элемент жизни. Порой, родные братья перестают поддерживать нормальные отношения, если один попадает на низкую ступень, тогда как другой занимает высокое положение. Та же боязнь потерять репутацию заставляет принимать самое активное участие в похоронах родственника, будь тот даже из числа самых бедных. Сохраняя свой статус, пренебрегают даже личной обидой или неприязнью. Таковы кавказские традиции


Наличие групповой идеи
и идеологии

Групповые идеи и национальная (этнополитическая) идеология стали активно формироваться в постперестроечный период, что, прежде всего, связано с вытеснением прежней советской идеологии. В общественном сознании, фактор этнической принадлежности стал очень значимым. В последние годы, как уже говорилось, отчетливо прослеживаются процессы этнической консолидации кабардинцев с другими адыгскими народами и зарубежной адыгской диаспорой. Важную роль в формировании национальной идеологии кабардинцев играет общественно-политическая организация ²Адыгэ Хасэ⌡.
Процесс этнической консолидации и рост национального самосознания отмечается и у балкарцев, налицо бурные процессы самоорганизации, высокий уровень политизированности проблем культурного возрождения, последовательные усилия по решению проблем полной реабилитации депортированного балкарского народа. Для этнического развития балкарцев характерен рост интереса к другим тюркским народам, повышение значимости культурной принадлежности к единому тюркскому корню, что проявляется в осознании генетического, языкового и культурного родства тюрок, повышении роли и значения родного языка.
Русское население республики, напротив, проявило после распада Союза разобщенность и не смогло выработать общую идею консолидации. Отсутствие серьезной национальной политики федерального центра в отношении Северного Кавказа, война и поражение в Чечне явно сказываются на ²самочувствии⌡ русского населения республики. В определенной мере консолидация отмечается только у казачества, которое преследует цель реабилитации и возвращения коллективных прав. По их настойчивым требованиям при Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований планируется создать специальную группу по изучению истории и культуры русскоязычного населения и казачества Кабарды.


Уровень толерантности

Еще в XVI в. кабардинцы перешли в подданство России и с того времени находились в контакте с государственными чиновниками и русским населением. Правда положительные взаимоотношения кабардинцев и русских были нарушены русско-кавказской войной, при этом часть населения была вынуждена переселиться на территорию Османской империи. Но даже и в тот период некоторые кабардинские феодалы были на стороне России.
В 1827 г. в состав России добровольно вошла и Балкария, к чему она давно стремилась. С Россией у Балкарии не было никогда враждебных отношений. Даже депортация не вызвала каких-то обид по отношению к русским. Наоборот, доброе отношение к русскому и к другим народам только лишь укрепилось, ведь живое и дружеское участие соседей по ссылке помогло выстоять и выжить в трудных условиях.
Ни кабардинцы, ни балкарцы не конфликтовали с соседними казаками. В результате взаимное культурное и хозяйственное влияние оказалось очень значительным, оно прослеживается и сегодня во многих сферах быта, фольклора, да и, собственно, народного менталитета.
В сохранении межэтнического мира свою роль играют особенности кавказского характера . сдержанность, верность своей малой родине, земле предков, почитание старших, открытое и доброжелательное отношение к соседям. Кроме того, кабардинцы и балкарцы не склонны к эмоционально-аффективным реакциям на те или иные общественные раздражители. У балкарцев наиболее ценным качеством считается ²сабырлыкъ⌡ . ²спокойствие⌡, ²хладнокровие⌡, ²сдержанность⌡, приверженность трезвому образу мысли. Кроме того, годы депортации научили людей взвешенности и осторожности. У многих людей старшего поколения, прошедших все этапы депортации, еще живы страхи перед административными и правоохранительными органами.
Кабардинский и балкарский народы в силу национального характера не восприимчивы к экстремизму, людей сложно увлечь радикальными политическими лозунгами. Два народа достаточно долго сосуществовали, поэтому между ними нет антагонизма и вражды. Общеизвестно, что многие кабардинские фамилии имеют балкарские корни, а балкарцы . кабардинские. Так, в 1920-40 гг. произошла ассимиляция некоторой части балкарцев. Память об этом жива и даже сохраняются родственные отношения между ныне кабардинскими и балкарскими родами.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован