22 февраля 2007
1825

Грязный доход добела не отмоешь

"Антиотмывочный" закон да т ощутимые результаты

Об усилении борьбы с отмыванием преступных доходов с новой силой заговорили политики, финансисты, аудиторы, законодатели. Созданные заслоны и барьеры, по определениям экспертов, не перекрывают в полной мере "грязных" финансовых потоков.

Статистики рисуют возрастающую кривую: только за четыре месяца этого года Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ передала в правоохранительные органы 680 материалов о подозрительных сделках, то есть в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Каждый третий такой случай дает положительный результат, выявляет легализацию преступных доходов. Так что же делать? О законодательной стороне проблемы мы беседуем с заместителем председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолием Аксаковым .

- Анатолий Геннадьевич, о каких рыночных злоупотреблениях ведется речь, когда разговор заходит об отмывании доходов? И что по этому поводу гласит буква существующего закона?

- Триединая задача любого банковского контролера - это прежде всего борьба с отмыванием преступных доходов, манипулированием ценами со стороны сотрудников банка и его клиентов, инсайдерской торговлей, а проще говоря, продажей на сторону конфиденциальной информации.

Именно в таком широком контексте мне бы хотелось посмотреть на ситуацию. Тут необходимо отметить: существующий закон не позволяет решить поставленные задачи в полной мере. Если для противодействия легализации преступных доходов законодательная и нормативная база в целом создана, то в части борьбы с инсайдом на финансовых рынках она полностью отсутствует. В этой сфере мы имеем серьезный правовой пробел. Можно сказать, промежуточная ситуация сложилась в области борьбы с манипулированием ценами. В законе о рынке ценных бумаг установлен общий запрет на такие действия, однако на практике эти нормы не работают. Системы для выявления такого рода злоупотреблений создано не было.

- Давайте разберемся по порядку. Какие проблемы есть в законе о противодействии отмыванию грязных денег?

- Проблемы антиотмывочного закона налицо. С одной стороны, в этой сфере учтены практически все последние требования и рекомендации международной организации по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Под контроль компетентных органов подпадают все основные направления экономики. С другой стороны, степень юридической проработанности последних поправок, внесенных летом прошлого года в закон, оказалась не во всем удовлетворительной. Разработчики законопроекта, так скажем, ограничились переводом зарубежных рекомендаций, не проведя должной адаптации норм в правовую систему России.

- И насколько серьезны нестыковки?

- Во-первых, это проблемы практического характера, вызванные неопределенностью терминологии. Например, понятие "посреднические услуги" легально не определено. Но большинство так называемых посредников на рынке недвижимости (риэлторов) осуществляют не посреднические операции, а оказывают услуги иного рода (подыскивают контрагентов, консультируют и пр.), что позволяет им на законных основаниях не осуществлять контроль, установленный законом. Ко всему прочему можно с большой долей вероятности прогнозировать рост числа сделок с заниженной ценой, что, очевидно, приведет к снижению налоговых платежей.

Во-вторых, закон содержит множество некорректных формулировок, затрудняющих его понимание и применение. Так, он предусматривает право кредитных организаций на отказ от заключения договора банковского счета. Основанием для отказа может служить "отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которое имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности". При этом по каким объективным признакам предполагается определять отсутствие самого юридического лица (помимо отсутствия его органов), не ясно. Однако наибольшее количество вопросов и нареканий вызывает статья, которая вменяет в обязанность адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, контролировать своего клиента. Но сомнительность данного нововведения заключается в том, что адвокаты не обязаны предоставлять сведения, на которые распространяется законодательство об адвокатской тайне. Из этого следует, что в части, касающейся адвокатов, данный закон заведомо работать не будет. Проблемы возникают и с применением закона об отмывании в отношении нотариусов. В соответствии с Основами о нотариате нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, и только суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны.

Еще одна проблема возникает, видимо, из-за неадекватного перевода международных рекомендаций. Предписано осуществлять контроль при купле-продаже организаций. При этом не ясно, что следует понимать под такой куплей-продажей. Российскому законодательству этот институт не известен. Речь, конечно, идет о купле-продаже акций (долей) юридических лиц. Очевидно, что в ситуации полнейшей неопределенности понятия применять данную норму невозможно. Таковы лишь некоторые примеры неудачных формулировок закона.

- Но вернемся к отмыванию, борьбе с инсайдом и манипулированием. Почему вы их объединяете в триединую задачу контролера?

- Дело в том, что это наиболее криминально опасные злоупотребления на финансовом рынке. В связи с этим я бы хотел напомнить американский опыт 11 сентября. По результатам известных событий мониторинг всех биржевых сделок, заключенных в течение 9 месяцев до указанных событий, позволил выявить несомненную связь между операциями, направленными на отмывание денежных средств, финансирование террористических организаций, и операциями, связанными с манипулированием рыночными ценами.

В соответствии с мировой практикой под манипулированием ценами понимаются умышленные действия участников финансового рынка, направленные на создание ложных представлений о рыночных ценах и уровне торговой активности. Подобные манипуляции призваны побудить инвесторов продавать или приобретать ценные бумаги и иные биржевые товары по заведомо нерыночным ценам. Проведение таких операций приводит к получению манипулятором или его партнерами незаконной прибыли. Таким образом можно легально обмениваться финансовыми потоками, придавая сделкам полностью законный характер.

На западных рынках хорошо исследованы отдельные примеры недобросовестных рыночных практик. Российское законодательство также понимает под легализацией процесс придания правомерного вида доходам, полученным преступным путем. В то же время операции на фондовых биржах позволяют создать удобный механизм для прямого финансирования (даже без использования незаконных рыночных практик) организаций, связанных с терроризмом.

- И что это за механизм?

- В отличие от банковских операций в сделках на фондовой бирже принимают участие, как правило, большое количество посредников. Несмотря на то что каждый из этапов операции полностью прозрачен, значительное число промежуточных акций чрезвычайно затрудняет выявление конечного финансового результата всей цепочки.

Для борьбы с незаконными рыночными практиками, манипулированием, инсайдерством и повышением прозрачности рынка ценных бумаг в западной юридической практике приняты специальные законодательные акты, вводящие определения перечисленных правонарушений и устанавливающие механизмы их недопущений и выявлений. Прежде всего, это создание полноценной государственной системы мониторинга сделок на рынке ценных бумаг. В ее рамках уполномоченные государственные органы получают возможность проводить соответствующие расследования по подозрительным сделкам, выявлять конечных правообладателей и анализировать экономическое содержание подозрительных операций.

- А в нашей стране такая система мониторинга существует?

- Я бы сказал фрагментарно. При этом такие ключевые понятия, как "инсайдерская информация", "инсайдер", "инсайдерские ценные бумаги", не нашли отражения в законодательстве. В результате злоупотребления и нарушения в этой сфере получили широкое распространение. Обеспокоенность вызывает и возможность использования государственными служащими и иными должностными лицами служебной информации в корыстных личных целях. А это открывает широкие возможности для коррупции, чиновничьего произвола, в конце концов может стать тормозом административной реформы.

Сейчас Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам подготовлена концепция нового закона "Об инсайдерской информации и манипулировании на финансовых рынках". Она подготовлена с учетом международного опыта и текущего уровня развития российского финансового рынка, включая рынок ценных бумаг. Это особенно актуально в связи с началом осуществления пенсионной реформы, а также началом выхода на рынок наименее защищенных инвесторов - граждан.

Парламентская Газета, Москва
16 Июня 2005

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован