12 октября 2012
2480

Губернатор Калининградской области Н.Цуканов: `Власть должна ставить перед собой амбициозные задачи, заставляющие мобилизовать все силы и возможности`

Самый западный регион России уже давно перестал быть забытым и затерявшимся среди стран Евросоюза. Сегодня его экономическое и социальное развитие опережает темпы многих субъектов не только Северо-Запада, но и всей России. Но и у области есть немало проблем, решение которых будет способствовать не только ее дальнейшему движению на уровень российских лидеров, но и некоторых стран Евросоюза. Об этом рассказал в интервью "Интерфаксу" губернатор Калининградской области Николай Цуканов.

- Николай Николаевич, на экономическом форуме в Сочи вы говорили, что область недавно получила Стратегию развития, которая обеспечит ей качественный рывок вперед. Что раньше мешало разработать такой документ?

- Появление новой Стратегии развития Калининградской области обусловлено теми серьезными изменениями, с которыми мы сталкиваемся в последнее время. Это, прежде всего, вступление России в ВТО, соглашение о Таможенном союзе, а также лишение области в 2016 году таможенных преференций, на основе которых и работала, в основном, экономика региона. Поэтому, оценив риски, мы пригласили российских и иностранных экспертов, которые бы помогли нам определить свое место в будущем, провели аудит возможностей и перспектив.

Эту работу практически в течение года вела консалтинговая компания McKinsey и ряд российских экспертов. Представленный отчет нас серьезно озадачил, ибо предполагаемые нами риски оказались весьма высоки. Это касалось как рынков зарубежных, так и российских, от которых мы находимся на значительном расстоянии - как минимум 1200 км. Сюда надо добавить и пересечение двух границ, которые нивелируют преимущества наших производителей, так как рост транспортных расходов бизнесу не возмещается.

Тем не менее, Стратегия была принята. Но перед этим она прошла обсуждение на различных общественных площадках и в бизнес сообществе. Оценивалась она и общественно-политическими объединениями, в том числе Общественной палатой.

В результате сегодня мы говорим о сертификации на европейские рынка не отдельных видов своей продукции, а целых производств, на основе которых и будет развиваться экономика области в ближайшие годы. Речь при этом идет и о предприятиях, уже действующих в регионе, и тех, которые будут создаваться. При этом мы не скрываем, что бизнес в области, как и прежде, будет подвергнут некоторым рискам. Но и преимущества, перспективы, в том числе после вступления в ВТО и выхода на европейские рынки, предприниматели здесь получат реальные.

Отдельная речь о перспективах для иностранных инвесторов, которые могут построить производство практически в центре Европы с возможностью завоевания, как своих рынков, так и российского, а также стран СНГ. Наши плюсы понятны - это близость границ, стоимость рабочей силы ниже, чем в Западной Европе, издержки, связанные с инфраструктурой и энергоносителями, также невысоки. Ввозимые для производства материалы, так же как и произведенная на территории Калининградской области продукция, не облагаются НДС и пошлинами.

Эти преимущества мы пытаемся сегодня донести до потенциальных инвесторов. И здесь есть определенные успехи. На форуме в Сочи правительство области подписало инвестиционное соглашение с литовской группой компаний АРВИ о строительстве сахарного завода. В проект, который является для сельского хозяйства региона комплексным (а наши фермеры намерены выращивать сахарную свеклу для предприятия), будет вложено порядка 5 млрд рублей.

- Развивать промышленность и сельское хозяйство пытаются все регионы России, но лишь у немногих из них есть море. Пусть Балтика не такая теплая, как море в Краснодарском крае, но и она могла бы внести свою лепту в развитие региональной экономики.

- Область на протяжении многих десятилетий вносила достойный вклад в рыбопромышленный комплекс страны, имея базы океанического и прибрежного лова, где трудились десятки тысяч рыбаков и моряков. Сегодня мы пытаемся начинать возрождение рыболовного флота, всей этой отрасли.

Планируем, что уже осенью 2013 года компания "Западная верфь" начнет сооружение под городом Светлый крупного судостроительного завода. Руководство заявляет, что предприятие будет способно выпускать до 10 различных рыболовецких судов в год. "Западная верфь" спроектирована как универсальная, где будет возможность строить любые суда длиной до 120 метров и шириной до 20 метров.

Правительство области, в свою очередь, готово финансово поддерживать инвесторов, которые будут приобретать рыболовные суда. Речь идет о финансировании процентной ставки по таким кредитам. Пока же мы делаем упор на переработке рыбы, которую добывают в океанической зоне и прибрежных водах Балтики. Но надо честно говорить, что основной объем рыбы, поступающей на переработку, составляет импорт. При этом наши заводы сегодня выпускают порядка 40% всех рыбных консервов, производимых в стране.

Другое направление рыбопромышленного комплекса, к которому мы уже приступаем, это развитие аквакультуры. Буквально на днях мы рассмотрели проект строительства Балтийского инновационного рыбоводного комплекса, который будет выращивать в год более 2 тыс. тонн товарного лосося и форели, а также выпускать в Балтийское море порядка 3 млн. штук молоди данных пород. Этот рыбоводческий комплекс, который расположится в Балтийске, а также на стационарной морской платформе на шельфе моря, должен приступить к работе уже в конце 2013 года. Объем инвестиции в проект составит более 820 млн рублей. Подчеркну, что этот проект разработан государственным научным учреждением, которое построило аналогичные инновационные комплексы на Каспийском и Средиземном морях.

- Но ведь море - это не только рыба, но и пляжи, курорты, отдых...

- Действительно, сегодня мы ставим вопрос использования потенциала Балтийского моря глобально. В прежние годы был упущен шанс области стать местом, где бы тысячи россиян могли отдохнуть, как в той же Юрмале. Именно поэтому особое внимание в Стратегии мы уделили развитию туристско-рекреационного комплекса области, ориентированного, прежде всего, на российского туриста. Уже сегодня мы можем предложить россиянам качественный и интересный отдых.

Регион богат историческим наследием, которое мы уже начинаем использовать в данных целях. Наши крепости, форты, рыцарские замки и кирхи постепенно становятся точками притяжения туристов. Однако завтра этот туристический продукт должен быть еще более насыщенным по всем направлениям. К примеру, мы думаем о медицинском и реабилитационном туризме. Кто нам мешает стать для российских граждан своеобразным Баден-Баденом на Балтике, если у нас есть мягкие климатические условия, будут компетентные медицинские кадры, хорошая гостиничная и транспортная инфраструктура. Мы готовы выделять северным российским регионам участки земли на морском побережье для строительства санаториев и пансионатов, где бы люди из этих субъектов могли поправлять свое здоровье.

Особое место мы отводим и янтарю, который сегодня больше ассоциируется с Польшей и Литвой, нежели с Калининградской областью, где расположено 90% мировых запасов этого минерала и где его добывают в промышленных масштабах опять же больше всего в мире. В прежние годы регион потерял этот бренд, и сегодня мы ведем речь о том, чтобы именно наша область была "янтарным краем" всей Прибалтики.

Нам удалось добиться, чтобы разрабатываемый международный туристический маршрут "Всемирный путь Янтаря" начинался и проходил через Калининградскую область. Туристы, путешествующие по этому маршруту, смогут побывать не только на двух событийных мероприятиях - фестивале янтаря Amberfest и российском этапе Чемпионата мира по ловле янтаря, но и познакомиться с другими "янтарными" достопримечательностями региона. Это и Музей янтаря в Калининграде с его богатейшей коллекцией произведений искусства из янтаря и инклюзов (кусочки янтаря с включениями объектов фауны), и смотровая площадка над карьером Янтарного комбината, где ведется промышленная добыча знаменитого минерала и расположена янтарная пирамида.

- Потенциал Балтийского побережья понятен. Но если смотреть на карту области, бросается в глаза то, что она расположена между двух больших заливов. Читал, что по одному из них вы ходили на катере, выясняя причины неразвитости судоходства.

- От прежних хозяев бывшей Восточной Пруссии нам досталась обширная сеть судоходных каналов и рек, не говоря уже о просторах Калининградского и Куршского заливов. Можно смело говорить, что у нас рай для развития малого судоходства и речного туризма, яхтинга. Но в прежнее время пограничная политика страны не позволяла области развиваться в этом направлении. И только в последние годы нам удалось добиться заключения соглашений с Польшей и Литвой о судоходстве в заливах, приступить к первым шагам по речному туризму и яхтингу.

Сегодня у нас идет разработка проектно-сметной документации для строительства трех марин, где будут размещаться яхты и катера. Более того, мы приглашаем инвесторов, которые бы не только обслуживали, но и строили маломерный флот всех классов.

Если же говорить о моем путешествии по Куршскому заливу на катере к берегу Литвы, то мы посмотрели на то, как работают пограничники и таможенники наших стран при обслуживании маломерных судов в рамках заключенного соглашения. И теперь нам понятно, что надо делать для превращения акватории залива в место активного судоходства и яхтинга.

Аналогичная ситуация сложилась и в Калининградском (Вислинском) заливе, часть которого принадлежит Польше. Там такое соглашение уже работает, но не в полную силу. Я договорился с первым заместителем министра МВД Польши Петром Стаханчиком, что в будущем году пройдем вместе с ним на катере, посмотрим, что мешает активному судоходству.

Отмечу, что правительством области впервые разработана концепция развития инфраструктуры водного туризма, которая позволит региону "вписаться" в систему международных водных путей. Мы считаем, что у нас есть все возможности, чтобы через некоторое время органично включиться в международные водные пути Е-70, Е-60 и Е-41, которые проходят по нашей территории. А их потенциал велик. К примеру, маршрут Е-70 начинается в Голландии, проходит через Германию, Польшу, российский анклав, а затем идет в Литву.

Географическое положение, климатические условия Калининградской области позволяют более семи месяцев в году использовать прибрежные воды Балтийского моря, заливов, рек. И если сегодня регион имеет лишь 1250 стояночных мест для судов, которые можно задействовать для водного туризма, то к 2020 году планируется оборудовать 4000 таких мест.

- Яхтсмены, туристы, да и просто отдыхающие из России будут желать чего-то особенного от Калининграда, такого, чего они не смогут получить в других регионах и ближайших странах. Есть ли в этом плане какие-то задумки?

- Рассуждая о туризме, о том, сколько человек мы хотели бы у себя принять через, скажем, пять лет, мы мечтаем о прорывном, "якорном" проекте. В этом плане мы говорим о необходимости иметь в регионе парк развлечений мирового уровня. Сегодня в стране нет ни одного такого. Я считаю, что надо принять единственно правильное политическое решение и разместить такой парк в Калининградской области. Для большинства россиян, не имеющих заграничных паспортов, это будет достойным подарком. И в этом вопросе мы надеемся на некий лоббизм и сигнал со стороны федерального правительства потенциальным инвесторам и операторам таких парков. А мы, власть, сделаем все и без всяких проволочек, чтобы такой проект был реализован. Вопросы с землей, электричеством, дорогами, инженерной инфраструктурой будут решаться нами в приоритетном порядке.

Завершая тему туризма, хотел бы отметить, что ее значимость для региона очень высока. Именно поэтому я на днях принял решение о реорганизации Агентства по туризму в министерство, которое эффективно и активно будет решать весь этот комплекс масштабных задач.

- На форуме в Сочи область подписала инвестсоглашение по многострадальному аэропорту "Храброво", который сегодня, честно говоря, не привлекает, а пугает своими недостроенными формами.

- Действительно, нам удалось наконец-то решить серьезную проблему, которая появилась у региона вместе с банкротством авиакомпании "КД-авиа". Соглашение с ООО "Аэроинвест", которое инвестирует в развитие "Храброво" 2,4 млрд рублей, является прорывным для развития не только авиационного сообщения Калининградской области с Россией и зарубежными странами, но и для всего транспортного комплекса.

Мы поставили инвестору задачу: к 2017 году вывести пассажирский оборот аэропорта на уровень 5 млн человек в год. Для этого будет реконструирован не только аэровокзал, но и инфраструктура аэропорта. В 2013 году начнутся работы по удлинению взлетно-посадочной полосы, которая будет способна принимать самолеты самого тяжелого класса.

Более того, мы уже сегодня занимаемся вопросом расширения возможностей "Храброво" по грузовым перевозкам. Формируется земельный участок, на котором со временем будет строиться грузовой хаб, что также расширит потенциал области в вопросах транзита грузов.

Помимо этого мы не оставляем своих попыток создания, а точнее сказать, "привода" в Калининградский аэропорт региональной авиакомпании, которая бы могла наладить недорогое сообщение не только с основными городами России, но и зарубежными портами. Мы это уже имели, когда "Храброво" являлся базой для авиакомпании "КД-авиа", которая при всех ее недостатках постепенно приучила жителей области, да и отдаленных регионов России, к тому, что не надо летать в Берлин или Рим через Москву или Санкт-Петербург, когда есть такие рейсы из Калининграда.

Нас не устраивает, когда в сезон цены на билет от Москвы до Калининграда и обратно повышаются до 30 тыс. рублей. Только реальная конкуренция поможет нам это ликвидировать. Мы не можем согласиться с тем, что сотни и тысячи калининградцев предпочитают выехать на машинах и автобусах в Гданьск, Варшаву или Вильнюс для того, что вылететь оттуда в другие страны. Потому мы вели, ведем и будет вести переговоры с различными авиакомпаниями, в том числе и зарубежными лоукостерами, о возможности их базирования в "Храброво". И сегодня интерес таких компаний несколько больше, чем два года назад, когда наш неприглядный аэропорт был никому не нужен и казался явным захолустьем.

Но через некоторое время, когда здание аэровокзала будет реконструировано, а взлетно-посадочная полоса удлинена и усилена, появятся новые рулежные дорожки и стоянки самолетов, такие переговоры, уверен, увенчаются успехом. Тем более, в этом заинтересовано не только региональное правительство, но и инвесторы.

- Рассказывая о Стратегии развития области, а затем о туризме, вы говорили о янтаре. Это ведь огромный пласт экономики, которую, как я понял, вы намерены развивать более активно, чем прежде.

- Проблемы янтарной отрасли и ФГУП "Калининградский янтарный комбинат" обсуждаются уже лет 20, но все это время не было серьезных действий со стороны владельца комбината в лице министерства финансов РФ и федерального центра. Сначала была попытка приватизировать предприятие, затем попытка обанкротить.

За последний год мы прошли большой путь для возрождения предприятия и всей отрасли. Во-первых, я был вынужден пригласить Счетную палату для проведения аудита комбината. В области работало и Контрольное управление администрации президента. После этого появилось поручение президента РФ о разработке Стратегии развития янтарной отрасли, где основным показателем ее эффективности и работоспособности является переработка минерала на территории Калининградской области.

Сегодня в области объем переработки янтаря составляет чуть более 50 тонн из 340-350 тонн, добываемых комбинатом. Переработать всё и продать уже изделие - вот наша задача и цель.

Мы считаем, что государство должно быть монополистом в добыче янтаря. При этом необходима эффективная работа правоохранительных органов по пресечению незаконной добычи янтаря, его контрабанды в соседние страны. По некоторым оценкам, нелегальная добыча янтаря в регионе составляет от 60 до 150 тонн в год.

После легальной добычи янтаря должна идти его прозрачная продажа либо на аукционе, либо на бирже. На экспорт минерала мы предлагаем сделать 20-25% таможенную пошлину, которая будет защищать наших производителей по сравнению с переработчиками Литвы и Польши. Далее мы создаем для наших производителей благоприятные условия для работы с "солнечным камнем", помогая открывать новые мастерские, обучая молодое поколение обработчиков и ювелиров. Уже в этом году выпущена первая группа из 30 человек, подготовленная в художественно-промышленном колледже.

Определенным стимулом для тех, кто работает с янтарем, станет, по нашему мнению, патентная система, которую мы вводим. Люди, которые сегодня подпольно обрабатывают нелегально добытый камень в подвалах и гаражах, могут легализовать свое дело, заплатив за патент один раз в год небольшую сумму.

Сегодня мы должны убрать все ограничения на вывоз янтарных изделий из области. Переработкой янтаря сейчас занимается порядка 3-3,5 тыс. человек. Мы считаем, что предлагаемые нами меры и усилия позволят создать и легализовать еще около 5 тыс. рабочих мест. Это позволит постепенно отвоевать у поляков и литовцев рынки торговли янтарными изделиями. Более того, мы готовы принимать и размещать иностранных переработчиков янтаря и ювелиров в области, перенимая их опыт и технологии.

- Принято считать, что экс-губернатор региона Георгий Боос лишился этой должности из-за того, что, сосредоточившись на крупных проектах, не хотел слушать и слышать простых людей, недовольство которых и вылилось в серьезные протестные настроения. Как вам видится ситуация сегодняшнего дня, удается ли вам вести диалог с оппозиционными силами?

- Специфика нашей области заключается в том, что калининградцы сравнивают свою жизнь и быт, окружающую действительность не с тем, как живут сограждане в Новгороде или Омске, и даже в Москве, а условиями, которые сегодня созданы для людей в Польше, Литве и даже Германии, Швеции и Дании. И побывав в отдаленных уголках России, их уже не устраивает, что у нас лучше, чем там, но гораздо хуже, чем у ближайших соседей за границей.

Для региональной власти эта ситуация должна постоянно быть тем стимулом, который заставляет ее работать именно так, чтобы условия жизни в Калининградской области постепенно, медленно, но все-таки соответствовали высоким европейским стандартам. Мы должны ставить перед собой амбициозные задачи, для решения которых приходится мобилизовать и напрягать все свои силы и возможности. И это касается всех сторон нашей жизни, в том числе и общественно-политической.

И потому мы постоянно сверяем свою работу с этими "народными" требованиями, среди которых есть и голос оппозиционных сил. Заседания Общественно-политического совета, встречи с фракциями депутатов в областной Думе, руководителями региональных отделений партий, другие мероприятия позволяют нам держать руку на пульсе общества.

Люди выходят на улицу, когда их не слышат. Но за пять предыдущих лет работы в должности главы муниципалитета я научился не бояться говорить с людьми не только в кабинетах, но и на улице, в магазинах, в обычной жизни. Должность губернатора не лишила меня этих способностей, наоборот - заставила более остро чувствовать свою ответственность уже за более широкий круг своих обязанностей, главная из которых - обеспечить согражданам нормальную жизнь.

Можно смело говорить, что сегодня у нас есть постоянный диалог, пусть и не простой и не всегда конструктивный, но нацеленный на один результат - люди должны жить с каждым годом все лучше и лучше.

Это мы очень хорошо почувствовали во время обсуждения той же Стратегии, когда все политические партии и движения региона имели возможность откровенно сказать власти о недостатках и проблемах, внести свои предложения. Причем это касалось не только вопросов экономики, но и социально-политических аспектов. По многим из них правительством принимались решения, которые отчасти или полностью удовлетворяли запросы общества.

Наверное, поэтому сегодня в регионе нет ярко выраженных протестных настроений и акций. И мы намерены проводить свою деятельность именно в таком ключе, призывая все партии и движения к конструктивной работе на благо всех жителей области.

Другим моментом, который, как мне кажется, оказал определенное воздействие на общественно-политическую ситуацию в области, стало то обстоятельство, что за два года моей работы в должности губернатора правительством не совершено серьезных стратегических ошибок.

В ближайшее время я планирую совершить поездки во все муниципалитеты области и провести встречи с жителями. Буду держать перед ними отчет о том, что сделано мною за два года губернаторства. В ходе этих поездок я надеюсь на обратную связь, которая поможет увидеть и понять запросы и проблемы людей, скорректировать усилия властей для их решения.

http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/print.asp?id=351830&type=exclusive
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован