27 сентября 2001
1502

Хотят ли русские летать?

Глава Комитета палаты Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко, который выступил главным организатором парламентских слушаний по проблемам авиапромышленности, пригласил на Охотный ряд руководителей министерств и ведомств, крупнейших авиационных производств, авиакомпаний-перевозчиков, представителей Министерства обороны и ВВС, ученых и экспертов.

Начали с ноты мажорной: на фоне других отраслей положение в авиастроении выглядит неплохо. Так, валовой объем продукции авиационной промышленности России в 2000 г. составил 73,8 млрд рублей, прибыль ? 17,1 млрд, темп роста объема выпуска продукции ? 41,4%. В результате деятельности авиационной промышленности РФ в 2000 г. поступления в бюджеты всех уровней и социальные фонды составили 16,6 млрд рублей. Это свидетельствует о высокой бюджетной эффективности отрасли: на каждый вложенный рубль из федерального бюджета приходится 2,9 рубля доходов.

Вместе с тем давно уже не секрет, что отрасль поразил жестокий кризис, вызванный отсутствием четкой и ясной политики в области развития отечественной авиации, резким сокращением оборонного заказа и его финансирования. При этом государственное финансирование на проведение НИОКР и закупку авиационной техники сократилось в 13?14 раз.

Владимир Катренко признает, что ?уровень обновления нашего гражданского авиапарка сегодня составляет мизерную величину ? всего 0,3% от общей численности воздушных судов, что по крайней мере в 20 раз меньше, чем в развитых странах?.

В то же время глава комитета видит и обнадеживающие признаки в развитии отрасли ? по его словам, благодаря политической воле президента, сформированной четкой государственной политике в области авиационной деятельности и схеме ее реструктуризации.

В этом году правительство России несколько раз рассматривало вопросы реструктуризации и развития авиационной промышленности. На заседании 11 мая глава Росавиакосмоса Юрий Коптев представил два варианта реорганизации авиапрома. Первый, который поддерживало Минпромнауки, ? создание специализированных холдингов из разработчиков и производителей военной техники (?Боевая тактическая авиация?, ?Тяжелые самолеты?, ?Российские вертолеты?) и трех холдингов из поставщиков оборудования (?Авиадвигатели и агрегаты?, ?Авиационное вооружение? и ?Бортовое оборудование?). Второй ? создание двух многопрофильных комплексов (на базе разработчиков и производителей самолетов ?Ту?, ?МиГ?, вертолетов ?Ка? и на базе разработчиков и производителей самолетов ?Су?, ?Ил? и вертолетов ?Ми?) и трех холдингов из поставщиков оборудования. Сам Коптев настаивал на втором варианте, к нему склонялись и члены правительства, однако документ тогда был отправлен на доработку.

В конце концов приняли план, по которому к 2004 г. в России будут созданы два универсальных многопрофильных самолето-, вертолетостроительных холдинга. Предполагается, что основу одного из них составят ?МиГ? и ?Туполев?, а другого ? ?Сухой? и ?Ильюшин?.

Главное условие реализации любой программы ? финансирование. И здесь есть обнадеживающие новости, касающиеся лизинга.

После состоявшегося в середине сентября совещания у Владимира Путина объявлено, что Министерство финансов РФ выделяет 4 млрд рублей для начала операций по лизингу российской авиатехники.

?Выделение денег Минфином означает начало решения вопроса по существу. Это существенная поддержка развития российского гражданского авиастроения?, ? отметил руководитель службы гражданской авиации России Александр Нерадько.

В связи с этим он подчеркнул, что число заказов от авиакомпаний, желающих приобрести отечественные самолеты, значительно превышает то количество самолетов, которое находится на заводах. Сбербанк готов участвовать в программе лизинга и приобретении одного самолета ?Ту-204?. В то же время ранее о готовности направить более 175 млн долларов на кредитование лизинга новейших пассажирских самолетов заявил президент?председатель правления Внешторгбанка Юрий Пономарев. По его словам, речь идет о долгосрочных кредитных ресурсах, которые Внешторгбанк готов предоставить лизинговым компаниям ?Ильюшин Финанс? и Финансовой лизинговой компании, которые, как уже сообщали ?Версты?, победили в конкурсе на право получения господдержки при организации лизинга отечественной авиатехники.

Компания ?Ильюшин Финанс? будет реализовывать проект лизинга десяти дальнемагистральных самолетов ?Ил-96-300?, включая шесть самолетов для авиакомпании ?Аэрофлот ? Российские авиалинии? и четыре самолета для ?Трансаэро?. Компания ФЛК будет реализовывать проекты лизинга десяти самолетов ?Ту-214?, в том числе шесть самолетов для хабаровской авиакомпании ?Дальавиа?, два ? для авиакомпании ?Третьяково? и два ? для аффилированной с ?Аэрофлотом? авиакомпании ?Версус-холдинг?.

Что ж, лиха беда начало. Но для коренного перелома нужны и другие предпосылки. В связи с этим, как отмечалось на слушаниях в Госдуме, предстоит решить круг проблем законодательного обеспечения реструктуризации отечественного авиапрома. В частности, необходимо рассмотреть возможные изменения в бюджетном, налоговом, таможенном законодательстве, касающиеся системы авиационного лизинга, а также поправки в Федеральный закон ?О государственном регулировании и развитии авиации?, направленные на стимулирование модернизации российского авиапарка.


27.09.2001
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2605
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован