21 марта 2011
867

`И вечный бой...

И задумаешься, ведь каждый малыш - итог жизни огромной семьи.
Он - словно надводная видимая часть айсберга.
А что под водой?
В наших детях, словно на лакмусовой бумажке, проявляется то,
что мы на самом деле из себя представляем...

Иерей Александр Дьяченко

Читаешь про старые времена, как раньше детей крестили, и удивляешься. Какая-нибудь одна тётка могла быть крёстной для всей деревни. Дитя родится, она его - за спину, и километров десять пешком через лес - в ближайший храм. Окрестит батюшка малыша, всё чин по чину. И терпит младенец, пока крёстная двадцать километров пешком туда-сюда преодолеет. Видать детишки были раньше посговорчивее, и не особо кричали, оказавшись на руках у чужого человека.

Да и в начале 1990-х, когда духовник мой, отец Павел, крестил зараз человек по семьдесят, и больших и маленьких, - мне кажется, что в храме тише было. Но сегодня младенцы орут так, что нам, крестящим отцам, за вредность - молоко давать нужно.

Порой несколько малышей окрестишь, а чувствуешь себя после радостно и удовлетворённо, а бывает, один - всю душу вымотает, отходишь потом от купели, еле ноги волочишь...

Встречаются малыши, которым видимо очень нравится посидеть в тёплой водичке. Достаёшь такого голубчика из воды, а он кричит, требует:
- Верните меня назад!

Несколько лет назад крестил мальчика месяцев девяти. Все его коллеги в это время рыдают, а этот молчит, ему некогда отвлекаться, - он думает. Первый раз я видел девятимесячного исследователя. Ребёнка интересовало всё, что его окружало. Ему обязательно нужно было до всего дотянутся и потрогать. Конечно, заинтересовала его и сама купель. Единственный раз за всю свою практику видел малыша, который перед крещением настоял на предварительном исследовании купели. Мама держит его за ножки, а он, свисая головой вниз, своими маленькими пальчиками ощупал края и ручки купели, потом забрался внутрь и попробовал поцарапать металлическую стенку. В конце концов, дотянулся до воды и похлопал по ней ладошками. Очень обрадовался разлетавшимся брызгам. Думаю, если бы его не прервали, молодой человек долго бы ещё веселился. Потом мы его крестили, а дитя радовалось. На следующий день он точно так же улыбался мне во время Причастия. Смотришь на такого и думаешь, может это ангел Божий воплотился?

А вот другой случай, прямо противоположный. Отслужил, помню, воскресную Литургию и просит меня отец настоятель окрестить годовалого младенца. Я уже и крест людям дал, думаю, сейчас народ разойдётся, поставим купель в боковом приделе и начнём крестить. А церковь полна, такое впечатление, что никто не собирается уходить. Спрашиваю у старосты:
- У нас что, собрание, что ли какое?
- Нет, - отвечает, - это на крещение люди подошли.
- Так мне настоятель сказал, что крестить будем всего одного младенчика.
- А это всё его родственники собрались, у них здесь в округе каждый второй - родственник.

Ладно, начинаем крещение. И как подал я возглас, так маленький человечек и "включился". Годовалый мальчик, а кричит на весь храм таким ровным хриплым басом. Никогда ничего подобного не слышал. Поскольку народу собралось много, то и купель мы поставили посередине храма, напротив аналойной иконы. Обращаюсь к крёстным и прошу их повернуться лицом на запад, и вижу как вдруг разом весь храм, словно по команде, встаёт спиною к алтарю. Думаю, станешь их поправлять, нарушится торжественность момента, ладно, пусть так стоят. Потом задаю положенный вопрос:
- Отрицаешилися сатаны?
И весь храм на одном выдохе: - Отрицаюся!

Знаете, это надо видеть, у меня даже мурашки по коже побежали. С одной стороны человек больше ста взрослых, стоящих ко мне спиной, отрицающихся от сатаны за младенца, с другой - малыш, непрерывно ревущий басом. Я только что отслужил Литургию, у меня после службы на душе тишина и покой, а этот маленький мальчик за полчаса вымотал меня и превратил в "тряпку". Как только его воцерковили и крещение окончилось, ребёнок немедленно замолчал.

И задумаешься, ведь каждый малыш - итог жизни огромной семьи. Он - словно надводная видимая часть айсберга. А что под водой? В наших детях, словно на лакмусовой бумажке, проявляется то, что мы на самом деле из себя представляем...

Как-то готовил к крещению женщину средних лет. Давал ей книжки читать, несколько раз с ней встречались и говорили на евангельские темы. На крещения она одела специально пошитую для этого случая рубаху. Не учёл я только одного, вместе с ней собиралось креститься ещё восемнадцать младенцев. И хотя во время таинства кричит, как правило, не больше половины ребятишек, в тот день дружно заорали все восемнадцать.
Не забуду лица той бедной женщины. В её глазах было столько страха. По-моему, всё время крещения она мечтала только об одном, поскорее бы уйти. И ушла, да так, что больше мы её не видели. С тех пор не крещу детей вместе со взрослыми.

Читал: в древнем Константинополе была практика крещения детей с трёх или пяти лет. Детей собирали со всех храмов города. Ночью они, держа в руках горящие свечи, стекались крестными ходами к единому на весь город баптистерию, где их крестил сам митрополит. Такое торжественное действо оставалось в их памяти на всю оставшуюся жизнь. Читаю и не пойму никак, дети что ли тогда были другими?

Крестил я тут на днях одного такого молодого человека трёх лет от роду. Поначалу он вёл себя смиренно, словно овечка. Но вот наступил "момент истины": он запротестовал и категорически отказался раздеваться. Почему-то больше всего он не хотел разлучаться со своей майкой. Снять маечку - мальчика уговаривали все: и папа, и мама, дедушки и бабушки.
Но он заявил категорически:
- Не хочу.
- Павлик, тебе не будет больно, не бойся батюшку, он добрый, сними маечку!
- Не хочу.
Но всё-таки, совместными усилиями родных и близких, маечку сняли.

Когда малыша уже поднесли к купели, и я, было, протянул ему руки навстречу, чтобы окунуть его в воду, он закричал:
- Уйди, убью!
Я - отцу: - Держите его сами, и ставьте ребёнка ногами в воду.

Но не тут-то было. Трёхлетний мальчик неожиданно оказался не по возрасту сильным! Но все же дружная семья снова постаралась, и ноги малыша опустились в воду.

Павлик не плакал, он молча раздавал нам оплеухи - налево и направо.

Неожиданно ребёнок смирился, может потому что устал? Но он стоял, и подозрительно спокойно. Наконец я смог к нему подойти, и зачерпнув воды, стал из пригоршни поливать ему на головку:
- Крещается раб Божий Павел. Во имя Отца. Аминь.
Мальчик закричал: - Не хочу!
- И Сына. Аминь.
- Не хочу-у!
- И Святага Духа. Аминь.
- Не хочу-у-у-у-у!

Потом, воспользовавшись тем, что крещаемый мирно сидел на руках у крёстного отца, я подошёл к нему со спины и мгновенно одел ему крестик на шею. Дитя, не ожидая такой фамильярности, с возмущенным воем сорвал с себя верёвочку с крестиком, и если бы не подоспевшие вовремя родители, мне пришлось бы разыскивать его где-нибудь в углу баптистерия.

Только горящая свеча, которую я с подхалимской улыбкой вложил в его ручонку, заворожила Павлика, и он с торжественным видом проследовал за мной вокруг купели. Не стану утомлять подробностями обряда воцерковления, но на Литургии в воскресный день мальчик причастился мирно.

Девочки во время таинства ведут себя спокойнее, они могут кричать, но драться, - как это делал трёхлетний Павлик, - не дерутся.

Мальчики, подрастая, становятся осторожными и подозрительными, да и нам уже приходится считаться с их мнением. Пятилетнего ребёнка не станешь крестить насильно, и если он заупрямится, нужно уважать его волю.

Бабушка с мамой приводят на крещение мальчика пяти лет. Оформили свидетельство, внесли "пожертвование", а мальчик в это время гуляет по храму. Маленький мужичок, ручки в карманах. Ходил, ходил рядом с купелью, потом обращается к маме и категорически заявляет:
- Я креститься не буду.
- Как это не будешь!? - возмущаются взрослые, - ещё как будешь! Мы и в кассу уже оплатили.

Тоже интересное наблюдение. Уже лет пять, как минимум, перед крещением детей - провожу встречи с родителями. Всякий раз, заканчивая беседу, сообщаю о размере "пожертвования", которое мы просим. И всякий раз произношу такую фразу:
- Дорогие мои, если у вас сложности с финансами, а вы хотите крестить дитя, или креститься сами, то подойдите ко мне перед крещением и предупредите. Отсутствие денег - не причина отказываться от крещения. И, пожалуйста, не стесняйтесь этого.
И за все пять лет один единственный человек попросил меня об отсрочке внесения "пожертвования".

Взрослые суетятся, - как быть?
- Батюшка, но он же маленький ещё, глупый. Не обращайте внимания на слова мальчика. Мы его подержим, а вы - крестите.

Пятилетний человечек смотрел на меня так, что было понятно: живым он не сдастся!

- Нет, мамочки, ничего у нас с вами не получится. Мальчик уже в таком возрасте, когда может отвечать за свои слова. Забирайте ваше "пожертвование" и приходите, когда молодой человек сам изъявит желание креститься.

Пяти-шести летний ребёнок, вроде ещё и маленький, но желание может выражать вполне ответственно, хотя многое происходящее вокруг него и воспринимает как игру.

Звонит мне один знакомый предприниматель. Человек состоятельный, иногда немного нам помогает, хотя сам в Бога и не верит. Долгое время у них с женой не было детей, и вот уж когда обоим исполнилось хорошо за тридцать, у них родилось долгожданное дитя. Понятно, что взрослые баловали ребёнка, и мальчик, по-моему, вообще не знал, что есть такое слово "нельзя". А если отсутствие этого "нельзя" помножить ещё и на его повышенную двигательную активность, то берите этого ребёнка и снимайте продолжение "Вождя краснокожих" (О`Генри). Лучшего кандидата не найти, ему и в роль вживаться не нужно.

Вопрос о крещении ребёнка в семье не стоял до тех пор, пока кто-то из старшего поколения бабушек не возмутился этим и не потребовал чтобы мальчика, наконец, отвезли бы в церковь. Но как объяснить малышу пяти лет, что его собираются крестить, и что такое "крестить", если сами родители этого не знают?
Поэтому папа нашёл простой и оригинальный способ просветить ребёнка:

Он сказал сыну, что батюшка приглашает его в храм поиграть в игру, которая называется "крещение".
Вот этого "вождя" и привезли в наш храм. Правда меня о том, что они приехали "играть", заранее никто предупреждать не стал.

Войдя в церковь, многочисленные сопровождающие лица немедленно рассредоточились по всему внутреннему пространству храма. Было непонятно, зачем они так сделали? Обычно родственники стоят здесь же, возле купели, и сопереживают действу...

Только начинаю читать молитвы, как чувствую, что кто-то сзади дёргает меня за подрясник. Оборачиваюсь, а это мой крещаемый:
- Давай играть!
Не успеваю я и рта открыть, а он уже кричит:
- Догоняй! - и побежал.

Такого крещаемого у меня больше никогда не было - ни до, ни после!

Конечно я остался стоять на месте и продолжил чтение положенных молитв, зато родственникам пришлось побегать. Теперь стала понятна цель их рассредоточения. "Вождя" ловили и всякий раз возвращали на место рядом с крёстными родителями. Крёстный папа, мужчина большой и сильный, боясь причинить вред ребёнку, не мог удержать крестника, тот вырывался, - и игра начиналась снова!

Мальчик, видимо, заранее выбирал, куда ему побежать, просчитывал возможные действия со стороны родственников-ловильщиков, и всякий раз проходил маршрут очень ловко, посрамляя превосходящие силы противника.

Предупредив взрослых, чтобы ни в коем случае не допускали ребёнка в алтарь, я продолжал таинство Крещения. Пока "вождя" в очередной раз отлавливали где-нибудь на солее, крёстные в это время добросовестно отрекались от сатаны и даже плевали в его сторону. Самообладание изменило мне один раз, когда с хоров полетели на пол богослужебные книги, и самое главное - любимый матушкин камертон. Пришлось прерваться и пойти собирать минеи.

Одна из бабушек, преследуя непослушного внука, запнулась ногой о ковёр и упала. Вместе с ней упал подсвечник, а масло из лампадки растеклось по её одежде. И надо отдать должное, в этой ситуации внук показал себя с самой лучшей стороны, - он прекратил беготню, и как мог, помогал бабушке подняться.

В течение всего этого времени я не представлял, как мы будем уталкивать мальчика в купель. В пять лет ребёнок уже достаточно сильный, попробуй с ним справиться. Да и со стороны это будет мало похоже на благочестивое действие.

Но мои опасения оказались напрасными, - мальчик с удовольствием переключился на следующий уровень игры. Теперь ему предстояло побороться с водной стихией. Забравшись в купель, он плескался оттуда водой и всё пытался ухватить меня за крест. Зато никуда не убегал. Уходил от нас новоиспечённый христианин очень довольный проведённым временем, напоследок сказав мне с чувством:
- Я ещё приду к вам креститься, мне у вас очень понравилось.

Правда, с тех пор мы его больше не видели.

Так что, мой вам совет: крестите младенчика - в первые месяцы его жизни, когда он совершенно безпомощен и серьезного сопротивления оказать еще не может. Недаром, - в нашей древней традиции, - крестили преимущественно на восьмой день от рождения. Конечно вполне допустимо крестить детей и постарше. Только их бы предварительно поводить в храм, дать ребёнку пообвыкнуть, и чтобы не боялся священника. Ну да кто же это будет делать?

Сегодня редко кто обращает внимание на то:
- Какие мысли крутятся у него в голове? Что он говорит и что делает?

И не задумывается современный человек, что всё дурное откладывается где-то на уровне наших генов, и потом через одну единственную крошечную клеточку передаётся детям. Мы им радуемся, появляется на свет Божий родной тебе человечек, уж не знаешь чем его накормить и напоить, даже касаешься-то его осторожненько, чтобы не навредить. И сами же через свою греховную жизнь делаем жизнь безконечно любимых нами детей и внуков порою невыносимой. Дитя - итог рода, белая шапка на вершине высокой горы. И все, кто в основании этой горы, все эти многочисленные "пра-пра-пра", определяют своим бытием будущее того, кто сейчас на высоте.

Мои знакомые долгое время собирались крестить своих внуков, но да всё откладывали. Им хотелось, чтобы оба сына, у которых дети родились почти одновременно, стали бы ещё и крёстными друг у друга. Только жили тогда братья в разных городах. И наконец, когда деткам исполнилось по полтора годика, вся многочисленная семья собралась в одном месте. Тогда и решили, что вот это самый подходящий момент для крещения. В то праздничное утро в крестильной часовне "яблоку было негде упасть". Родственники в праздничных одеждах стояли вдоль её стен и умилялись на двух братьев, молодых красивых мужчин с замечательными детками на руках.

Начинаем таинство. Как обычно, читаю вступительные молитвы, нарекаем детям имена. Батюшка во время действа трижды накладывает на крещаемых крестное знамение и начинает читать заклинательные молитвы. И вот в этот момент, один из малышей стал не то, чтобы плакать, а как-то подвывать. Сперва то, что от него исходило, напоминало скорее гул далеко летящего самолёта. Потом "самолёт" приблизился, и гул перерос в подобие горлового пения. Ребёнок кричал, но не заходясь в истерике, а монотонно на одной ноте.

Я, полагая, что таким образом мальчик реагирует на то, что его разлучили с отцом, велел последнему взять сына на руки. Но гул не прекратился. Одно время мальчик только кричал, а потом, сидя на руках у отца, вдруг закружился вокруг невидимой внутренней оси. Сперва дитя стало вращать головой, поначалу медленно, а потом всё более и более ускоряя темп. Затем к голове подключились плечи, а вскоре всё его тельце во вращении превратилось в одну воронку с центром у пояса, то есть там, где его держал отец. Младенец быстро вращался и продолжал кричать всё тем же изматывающим нервы гулом на высокой ноте.

Я посмотрел на присутствующих в крестильной часовне. На их лицах уже не было того первоначального радостного выражения... Напротив, все были обезкуражены происходящим, и главное - никто не понимал что происходит!

Перед тем, как погрузить мальчика в освященную воду, когда я уже было взял его на руки, младенца начало всего выворачивать наружу. И мне чудом в этот момент удалось избежать осквернения купели. А когда рвота прекратилась, немедленно окунул его в воду. Поскольку мальчуган был ещё маленький, он практически и не сопротивлялся.

После того, как я достал его из купели (после третьего погружения), малыш уже не кричал и не раскачивался, его тельце обмякло, и он обезсиленный повис на руках у отца. Потом мы совершили миропомазание и закончили крестить. На следующий день во время воскресной Литургии ребёнок безропотно причастился и вёл себя в храме на удивление тихо.

Можно было бы и закончить на этом рассказ о крещении мальчика, если бы не последующие события в их семье. Поскольку я хорошо знаком с этой семьёй, то и всё, что потом происходило, происходило у меня на глазах.

Буквально через несколько дней после крещения у отца ребёнка, который держал тогда мальчика, внезапно случился гнойный аппендицит, его чудом успели спасти от перитонита. Только-только молодой человек пришёл в себя после операции, как он немедленно ломает ногу! Но семью нужно кормить, а основным его занятием была шоферское дело. Отцу приходилось практически через день возить какие-то грузы в Москву. И он, на свой страх и риск, водил машину с одной здоровой ногой, пока, в конце концов, не попал в аварию и не лишился средства к существованию. Правда всё, слава Богу, закончилось благополучно, семья помогла приобрести другой автомобиль, но мужчина так и не понял причину происходящих с ним несчастий и в храм не пришёл. А через пару лет его семья распалась...

Собираешь родителей на беседу перед крещением. Во время разговора смотришь на лица:

кому-то интересно, но таких немного,
кто-то просто просиживает время - потому что иначе ребёнка не окрестят,
а кто-то откровенно зевает.
И думаешь порой, может не надо проводить эти встречи, ведь для подавляющего числа родителей это чистая формальность?

Хотя, здесь на днях разговорился с одной знакомой. Она далека от веры и церкви. Не так давно от неё ушёл муж, и она ещё остро переживала случившееся:
- Ты знаешь, я, наконец, увидела эту "фифочку", к которой он ушёл. Так, ничего особенного. Поначалу смотрела на неё и думала, где же я её раньше видела? И вспомнила: мы с Вадимом ходили к нашим друзьям, они как раз крестили у тебя ребёнка, и вечером "обмывали ножки". Так эта "фифочка" была у них крёстной мамой. Даже помню, как она говорила:

"Ничего, так себе, миленькое действо, мне даже понравилось ходить там с зажженной свечой. Одно только напрягает - эта никому ненужная встреча с родителями и крёстными накануне. Батюшка нёс такую ахинею! Представляете, он говорил, что в семье главным является мужчина. А жена должна ему повиноваться! Как вам это нравится? И ещё все эти непонятные слова, некоторые я даже запомнила: "причастие", "исповедь", "воскресная школа". Ещё он говорил, что жена должна молиться о своём муже".

Ей так ловко удавалось тебя пародировать, что мы хохотали, не умолкая.
А сейчас думаю, может ты и прав, молилась бы я о своём Вадиме, она бы его и не увела.

Священник Александр Дьяченко
http://af0n.ru/Tainstvo-Kresheniya-Vzglyad-iznutri-I-kak-detej-krestit-Pravoslavnyj-rasskaz-I-vechnyj-boj-batyushki-otca-Aleksandra-Dyachenko
viperson.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован