Эксклюзив
20 февраля 2013
4167

Игорь Богданов: Роль наблюдателей в комиссиях нужно отдать общественным организациям

По материалам круглого стола Общественного комитета "За честные выборы!" от 07.02.2013

Дискуссия, которая происходит между партиями, имеет большое значение. Мы как общественная организация остаемся несколько в стороне. У нас есть одна площадка. Это Общественная палата и там дискуссия по этому поводу тоже происходила не так давно. Мы все свои предложения на сайте тоже излагаем. Я попытаюсь некоторые предложения от Российского Фонда Свободных Выборов озвучить на нашем круглом столе. Я согласен с высказанной здесь мыслью о том, что 500 человек для партии это слишком волюнтаристское решение. В результате этого мы получили все то, что сейчас имеем. Есть проблемы, о которых чуть ниже буду говорить, но мне кажется, коллеги, уменьшение барьера проходного для партий, формирование на этой основе Государственной Думы, будет тоже волюнтаристским решением и приведет к недееспособности Государственной Думы в первое время, пока она будет определяться, блокироваться или что-то делать. Хотя я не против его уменьшения до определенных каких-то процентов. Мы, прежде всего, исходим из того, что мы выступаем за честные, справедливые выборы, за повышение объективности, независимости, прежде всего, подсчета результатов голосования, подведения итогов голосования. В этой связи я являюсь человеком, имеющим отношение к статистике, к социологии, к психологии. Я не знаю другого варианта повышения объективности подсчета результатов, нежели применения технических средств, в том числе, и технических средств в избирательном процессе. Я знаю, что многие представители партий, присутствующих здесь и не присутствующих, доверяют техническим средствам - КОИБам, КЭГам. Я всегда считал, что КОИБы - это некоторый переходный вариант, а КЭГи - это будущее нашей избирательной системы и вообще будущее всего цивилизованного мира. Мы не можем от этого отказаться. Мы сейчас переживаем пятую или шестую информационную революцию, связанную с Интернетом, с электроникой, с техникой. А мы здесь с вами будем выступать за то, чтобы КОИБы уничтожить, что не нужно их использовать. Мне кажется, что здесь КОИБ как раз та вещь, которая повышает доверие избирателя. Это гордость, что у нас есть КОИБ и КЭГ и это техника, которая в избирательном процессе повышает объективность подсчета результатов голосования, объективность выборов вообще. Поэтому я за то, чтобы технику оставить. И в ситуации, когда мы имеем больше 50 зарегистрированных партий при условии, что 500 человек и партия, мы будем иметь постоянно возрастающий поток образования различных политических партий. Если мы будем присваивать номера, как предлагают коллеги вместо избирательного бюллетеня, первая, вторая и навсегда оставлять, то у нас 13-я пропадет, 22-я пропадет, потом 900-я появится, 1021-я и простые избиратели не будут ориентироваться во всем этом пространстве. Во-первых, не стоит сегодня так пугаться этого роста многопартийности, потому что не все партии способны выйти на выборы и зарегистрировать своих кандидатов. Все-таки на предстоящих выборах в единый день голосования 8 сентября не так много будет партий, участвующих в выборах. С другой стороны, мы общественники, предлагаем следующий вариант выхода из сложившейся ситуации. Здесь прозвучала мысль. Бюллетень - книжка, бюллетень - карточка с номерами партий, которые навсегда присвоят. Есть третий альтернативный вариант. Избирательный бюллетень, как информационный листок партии стандартного размера. Каждая партия на этом информационном листке размещает свою символику. Этот информационный лист контролируют избирательные комиссии. Он установленной формы. Этот информационный листок любой партии КОИБ проглатывает, считывает и определяет, какой партии он принадлежит. Каждая партия разрабатывает свою символику, но он стандартного размера. Издание этих информационных листов можно перенести на партии. Каждая партия участвует в выборах, сама их раздает. Этот же информационный листок использует и в агитационный период. Граждане привыкают. Люди могут прийти и на избирательный участок. Этот информационный листок приносят или с собой, или получают его не в избирательной комиссии, а в избирательной комиссии рядом с информационным стендом в ячейках под партиями, которые участвуют в выборах лежат эти информационные листы. То есть партии или кандидаты заинтересованы в распространении своего информационного листа. А люди для того чтобы спрятать тайну своего волеизъявления я возьму три информационных листа и только один в комиссии зарегистрирую. На него приклеивается марка или ставится две подписи членов комиссии или печать, и он превращается в тот избирательный бюллетень, который тыльной стороной наверх представляется в КОИБ и КОИБ его считывает и есть контрольные цифры, которые человек видит. Как выход из ситуации, зато это существенно снизит затратную часть на изготовление избирательных бюллетеней. Варианты с книжкой. В 10-15 раз, по мнению Леонида Ивлева, возрастет стоимость избирательного бюллетеня. Карточки тоже совершенно запутают наших избирателей. Это вариант, который мы выносим на обсуждение. Взяв на вооружение этот вариант, мы отсеем мелкие партии, которые не имеют никакого ресурса под собой и не могут не то, чтобы обеспечить своими представителями избирательные комиссии, но не могут даже напечатать нужный тираж этих информационных листов. По поводу формирования участковых избирательных комиссий. По-моему, позиция достаточно объяснима, что парламентские партии имеют перевес перед всеми остальными участниками. Я считаю, что слишком много для политических партий, которые участвуют в выборах, которые сами себя контролируют в избирательных комиссиях, быть и членами комиссий и с правом решающего голоса и членами комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателями. Поэтому, наверное, нужно партиям предоставить возможность членства в комиссиях. Парламентские партии могут быть членами комиссий с правом решающего голоса, те партии, которые принимают участие в выборах, наверное, могут быть членами комиссии с правом совещательного голоса на период проведения избирательной кампании. А роль наблюдателей в комиссиях нужно отдать общественным организациям, средствам массовой информации. Не всем, а, прежде всего тем, которые имеют в своих уставах форму деятельности, касающуюся наблюдения за выборами или избирательной сферы. Если это федеральные выборы - федерального масштаба, региональные - регионального масштаба.

Комитет "За честные выборы!"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован