11 сентября 2009
1549

Игорь Ермаченков: Совсем скоро российские авиакомпании могут столкнуться с новыми трудностями...

Совсем скоро российские авиакомпании могут столкнуться с новыми трудностями при полётах в страны Европейского Союза. Вслед за снижением уровня шума и повышением требований по безопасности "Аэрофлоту" и другим российским авиакомпаниям придётся заняться экологичностью и экономичностью эксплуатируемых воздушных судов. С 2012 года Евросоюз вводит систему распределения квот на выбросы углекислого газа транспортной отраслью.

Речь в данном случае идёт не только о российских авиакомпаниях, а обо всех компаниях, летающих в странах ЕС. Всего в перечне новой директивы ЕС порядка четырех тысяч авиакомпаний, из которых около ста российских. Для организации мониторинга выбросов каждая авиакомпания закрепляется за авиационными властями той страны Евросоюза, в которую совершает набольшее число полетов. Так, "Аэрофлот" закреплён за Германией и именно с властями этой страны будет решать вопросы топливной эффективности и самолётных выхлопов.

Уже 1 января 2010 года ЕС начнет контроль выбросов на основе предоставляемых отчетов. По итогам расчетов в 2012 году ЕС выделит авиаперевозчикам бесплатные квоты, при превышении которых недостающую долю авиакомпания сможет приобрести за деньги. Авиакомпании, которые не смогут удовлетворить условиям нового законодательства, могут быть ограничены в полётах в страны ЕС, говорится в директиве Евросоюза.

Ограничения выбросов и квоты имеют давнюю историю, просто раньше их действие не распространялось на транспортную отрасль. В 1997 году был подписан Киотский протокол, который обозначил задачу по сокращению концентрации парникового (в том числе углекислого) газа в атмосфере.
В Европейском Союзе с 2005 года действует европейская система торговли выбросами парниковых газов, которая с 2012 года изменится таким образом, чтобы учитывать выбросы двуокиси углерода, приходящиеся на долю транспортной отрасли. В феврале 2009 года вступила в силу директива Европарламента N 2008/101/ЕС о присоединении с 2012 года авиационной индустрии к программе торговли квотами на выбросы парниковых газов. Экономический смысл в том, чтобы установить предельный объем выброса парниковых газов за определенный период времени и распределить квоты на эти выбросы. Верхняя граница объема квот должна постепенно сокращаться, в то время как за выбросы, осуществляемые свыше отведенной квоты, предусматривается штраф. Квоты в размере 15% будут продаваться на аукционе, и цена на сертификаты будет определяться спросом на них, 82% будут предоставляться бесплатно, а 3 % - составлять резерв для новых авиакомпаний. Данные проценты будут высчитываться от выбросов базового года, которым признан 2006 год. В долгосрочной перспективе компании должны сокращать объем эмиссии, чтобы повысить экономическую эффективность своего бизнеса.

"Скорее всего, это приведёт к тому, что с 2012 года вырастут цены на авиабилеты в страны Евросоюза, этот налог на углерод будет учитываться в пошлинах и сборах на авиабилеты. Российские авиакомпании будут вынуждены подчиниться европейским правилам. Но при этом платить будут не они, нести издержки придётся покупателю билетов", - считает эксперт Российского регионального экологического центра (РРЭЦ) Юлия Добролюбова. "В отличие от жителей стран Евросоюза, российские потребители ещё не готовы к тому, чтобы платить дополнительный налог на СО2, который выбрасывают их транспортные средства. В Западной Европе уже существует такая система, когда сознательные граждане имеют возможность добровольно оплатить эмиссию парниковых газов самолёта или взятого напрокат автомобиля. Авиакомпании Lufthansa, Air Swiss и SAS указывают стоимость такой эмиссии на билетах, предлагая пассажирам осуществить этот добровольный платёж", - рассказала г-жа Добролюбова.

"Новые правила ЕС - один из первых звоночков новой глобальной тенденции, именно так будет устроен мир в будущем, - объяснил Алексей Кокорин, руководитель программы "Климат и энергетика" российского отделения Всемирного фонда дикой природы - WWF России. - Те страны, которые ввели у себя ограничения на выбросы парниковых газов, не хотят, чтобы их бизнес находился в менее выгодных условиях на глобальном уровне, и вводят те или иные защитные меры". Сейчас к защищающим своих производителей странам относятся ЕС, отдельные штаты США, Австралия, но скоро уже будут США целиком и Япония. При этом не совсем понятно, чего больше в новых правилах - экологии или протекционизма. Но в любом случае, указывает эксперт WWF, общий принцип таков: производство с низкими удельными выбросами CO2 поощряется, грязные технологии наказываются.

Именно поэтому России ни в коем случае нельзя быть вне нового Копенгагенского соглашения по климату, которое будет подписано в декабре 2009 года, считает г-н Кокорин: "Наши обязательства могут быть сильнее или слабее, но мы должны участвовать в глобальном климатическом процессе". В условиях, когда на глобальных рынках вводятся новые, "климатические" правила игры, Россия, которая к тому же не член ВТО, не должна оставаться в стороне, а должна иметь право влиять на принятие решений, а также блокировать то или иное решение.

Что касается "Аэрофлота", как крупнейшего российского перевозчика, то у него, скорее всего, проблем не возникнет. Авиакомпания присоединилась к программе Евросоюза по сокращению концентрации парникового газа в атмосфере и уже предоставила авиавластям Германии, над территорией которой совершается наибольшее количество полётов "Аэрофлота", план действий по введению системы постоянного мониторинга выбросов. В "Аэрофлоте" даже создан комитет по взаимодействию с авиационными властями Евросоюза по вопросу выполнения требований экологических директив Европарламента.

Кроме того, решение Евросоюза создаст предпосылки для модернизации российского авиапарка. "Российским компаниям, совершающим рейсы в Европу, придется соответствовать новым требованиям. В основном они летают на Airbus и Boeing, как и европейские авиакомпании, однако, на более старых моделях. Это может создать дополнительные конкурентные преимущества для нового российского самолёта SuperJet, который строился в соответствии с требованиями по энергоэффективности", - предполагает руководитель проекта по энергоэффективности WWF России Инна Грицевич.

Требования Евросоюза соответствуют общемировым тенденциям. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в качестве глобальной желательной цели рекомендует 2%-ное ежегодное повышение топливной эффективности эксплуатируемого парка воздушных судов. В этом случае в 2010-2012 гг. совокупное повышение эффективности составит 13%, в среднесрочной перспективе (2013-2020 гг.) - 26% и в долгосрочной перспективе (2021-2050 гг.) - около 60% относительно базового уровня 2005 года. "Этот план отражает твердую приверженность государств к сотрудничеству в целях принятия конкретных действий и мер, необходимых для решения остро стоящей проблемы изменения климата. Я уверен, что в результате реализации этого плана будет создана основа, которая позволит ИКАО эффективно реагировать на любые будущие глобальные соглашения об изменении климата", - считает Роберто Кобе Гонсалес, президент Совета ИКАО.

Что делать российским авиакомпаниям? Международная организация гражданской авиации предлагает корзину возможных мер по уменьшению объема эмиссии парниковых газов: развитие технологии производства воздушных судов, включая совершенствование конструкций воздушных судов, использование биологического топлива взамен ископаемых видов топлива, усовершенствование организации воздушного движения и инфраструктуры.

Login to post comments

11.09.2009

Finam.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован