19 июня 2004
1068

Игорь Исаков о замене льгот денежными компенсациями.

10 июня 2004 года депутат Государственной Думы от Каннского округа No 049 Игорь Анатольевич Исаков встретился с жителями Нижнеингашского района Красноярского края. Во встрече также принимали участие депутат Законодательного Собрания края Александр Симановский, члены регионального исполкома партии "Единая Россия" и представитель краевого Управления соцзащиты населения.

Приезд депутата совпал с проведением всероссийской акции протеста профсоюзов, вопросы, которые задавали депутату, имели ярко выраженную социальную направленность. Особенно резонанс вызвал законопроект, внесенный Правительством РФ на рассмотрение Госдумы, предусматривающий замену льгот денежными компенсациями. Одной из основных целей приезда депутата Исакова в Нижний Ингаш как раз являлось разъяснение механизма реализации данного закона и определение позиции избирателей в отношении этого закона. Здесь приведет текст выступления И.А. Исакова, а также вопросы избирателей по данному вопросу, и ответы на них депутата.

Вводная часть
В настоящее время в РФ проводится реформа федеративных отношений и местного самоуправления. В рамках реализации первого этапа этой реформы подготовлены и приняты внесенные Президентом РФ федеральные законы от 04.07.2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" No 95-ФЗ ( вступает в силу с 01.01.2005 г.) и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 No 131-ФЗ. (вступает в силу с 01.01.2006 г.)

Данные законы посвящены разграничению полномочий между РФ, субъектами РФ и местным самоуправлением. Они четко разграничивают полномочия и, соответственно, уровни финансирования по вопросам ведения. Так как данные законы напрямую не касались отмены льгот и иных социальных вопросов, то их принятие предыдущим составом Государственной Думы прошло безболезненно.

На третьем этапе реформы предполагается принятие закона, предусматривающего приведение действующего законодательства в соответствие с вышеуказанными федеральными законами.

Постановление Правительства от 29.04.2004 года принято и передано в Государственную Думу РФ 31.05.2004 г. в виде проекта Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" No 58338-4.

Основная цель законопроекта - замена существующих льгот, большая часть которых не обеспечена финансированием, на меры социальной адресной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат.

Данный проект закона вызвал большой общественный резонанс, так как отменяет ряд льгот и гарантий, заменяет натуральные льготы на денежную компенсацию, переводит многие статьи расходов с федерального бюджета на бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления.

По поводу данного законопроекта сложилось отрицательное общественное мнение, однако по сведениям данный законопроект будет продавлен, искусственно создается положительное мнение (заказные статьи в СМИ ит.д.)

"Единая Россия" выступает за принятие данного законопроекта, однако в измененном виде - с внесением поправок (таких, как увеличение размера денежной компенсации в 2-4 раза, предоставление льгот при выходе на пенсию, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, льготный проезд).

Часть 1. Выступление И.А. Исакова
В нашей стране 70% населения, а это около 103 миллионов человек, имеют право на различного рода льготы. Поэтому сейчас одной из самых острых и обсуждаемых проблем является внесение Правительством РФ проекта Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Данный законопроект поступил в Государственную думу РФ. В самой Думе назначены ответственный комитет по разработке (доработке) данного законопроекта, отдельным депутатам предложено собрать необходимые документы и мнения заинтересованных лиц в регионах. В связи с этим я, не смотря на продолжающуюся работу в Государственной Думе, решил приехать в свой избирательный округ, для формирования позиции по данному вопросу, с учетом мнения граждан.

Хочу отметить, что законотворческий процесс в РФ строго регламентирован и предусматривает несколько этапов. В частности, проект закона проходит 3 чтения в Государственной Думе, затем одобряется Советом Федерации и Президентом РФ, причем на любом из этапов законопроект может быть заблокирован. На этапе принятия закона в Государственной Думе я, как народный избранник, депутат Государственной Думы и член фракции "Единая Россия", приложу максимальные усилия для того, чтобы интересы простых граждан ни только были учтены при принятии закона, но стали основополагающим критерием для его положений.

Сразу замечу, что мы собрались здесь не для того, чтобы спорить и доказывать необходимость принятия данного законопроекта либо недопустимость его принятия в предложенной Правительством редакции, а для того, чтобы прийти к общей позиции, выработке общей линии поведения. Именно поэтому, я, как депутат Государственной Думы, вместе с представителями партии "Единая Россия" и депутатами Законодательного Собрания Красноярского края находимся сейчас здесь и готовы выслушать и в дальнейшем отстаивать позицию граждан РФ. Но эта позиция должна быть конструктивной и обоснованной. Нашей задачей является, с одной стороны, поддержка реформ, проходящих в нашей стране в соответствие с предложенной Президентом РФ программой, в частности реформы разграничения полномочий власти на различных уровнях (на федеральном, на уровне субъектов федерации, на местном уровне), а с другой стороны, сохранение и улучшение жизненного уровня и благосостояния граждан, в том числе работников социальной сферы. В рамках указанной федеративной реформы происходит децентрализация властных полномочий и их финансового обеспечения. Впервые на региональный уровень передаются 47 полномочий и делегируются 20, причем не декларативно, а с наделением регионов соответствующими налоговыми доходами, которые будут определены соответствующими изменениями и дополнениями к Бюджетному и Налоговому кодексам.

В настоящее время, в том числе и федеральным законодательством, предусмотрен ряд льгот для различных категрий граждан, однако не предусмотрена ответственность за их исполнение и их финансовое обеспечение. Вернее, ответственность размыта, и фактически получается, что льготы имеют лишь декларативный характер, и не обеспечиваются финансированием. Такая ситуация сложилась из-за того, что большинство установленных в начале 90-х годов льгот носили вынужденный характер, что объяснялось дефицитом бюджетов всех уровней. Государство не справлялось со своими обязательствами, и было вынуждено перейти к предоставлению многочисленных натуральных льгот. В частности, действие нормативных актов, предусматривающих некоторые льготы, приостанавливается сразу же после их принятия, и фактически эти льготы не действуют. Кроме этого, финансирование по вопросам, которые находятся в соответствии с Конституцией РФ в ведении Российской Федерации, зачастую возлагается на бюджет субъектов РФ и местные бюджеты. Одним из положительных моментов законопроекта является четкое разграничение полномочий между органами власти различных уровней, по вопросам их ведения, определения источников финансирования и определения круга ответственных лиц за исполнение принятых решений (нормативных актов).

Как уже было сказано, действующее законодательство предусматривает большое число натуральных льгот, что имеет ряд негативных моментов. В частности, не все граждане, имеющие право на получение льгот, могут реально ими воспользоваться. Так, 90% льготников не имеют возможности получать санаторно-курортное лечение, 70% не пользуются льготами на городском транспорте. Особенно это касается сельских жителей. В тысячах российских деревень ЖКХ отсутствует в принципе, аптек и телефонов нет и в помине. В результате одна часть льготных категорий граждан, главным образом проживающих в крупных городах, получает весь спектр льгот, другая же не пользуется ими вовсе. Также законодательством не определен конкретный круг лиц, ответственных за исполнение данных законодательных положений.

Предложенный Правительством вариант нового закона также не является идеальным, и я выступаю противником его принятия в предложенном виде. В свою очередь, обсуждаемый законопроект еще во время разработки его Правительством находился под пристальным вниманием фракции "Единая Россия". Так, в процессе подготовки проекта указанного закона в Государственной Думе, уже удалось в 2-4 раза увеличить размер денежной компенсации по сравнению с вариантом, предложенным Правительством РФ (с 250-900 до 500-3500 рублей в зависимости от категории льготников), предоставить льготы при выходе на пенсию, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, льготный проезд, отнести к числу льготников, социальная поддержка которых будет осуществляться из средств федерального бюджета, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы и приравненных к ним категорий, а также лиц, награжденных знаком "Почетный донор России".

В частности, можно привести пример, что в случае принятия данного законопроекта денежная компенсация составит для:

инвалидов войны - 2000 руб. (Правительство предлагало 900 р.)

участников Великой Отечественной войны - 1500 руб. в месяц (Правительство - 700 руб.)

ветеранов боевых действий - 1100 руб. в месяц (Правительство - 500 руб)

инвалидов 3 степени - 1400 руб. в месяц,

инвалидов 2 степени - 1000 руб. в месяц,

инвалидов 1 степени - 800 руб. в месяц,

детей инвалидов - 1000 руб. в месяц.

Кроме этого, для данных категорий граждан при выходе их на пенсию предусмотрены льготы по медицинскому обслуживанию в поликлиниках, льготы по пенсионному обеспечению, по изготовлению и ремонту протезно-ортопедических изделий, по оплате жилищно-коммунальных услуг, - и все это только за счет федерального бюджета.

Еще недоработанный законопроект имеет ряд значительных преимуществ. Во-первых, все граждане, имеющие право на получение льгот будут иметь равные возможности на получение денежной компенсации, не зависимо от того, житель ли это г. Москвы, либо житель Нижнеингашского района. Во-вторых, будут определены лица, на которых будет возложена ответственность за исполнение законов. В-третьих, отменяются не все натуральные льготы, к примеру, останутся льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые будут компенсироваться путем предоставления субвенций из Федерального фонда компенсаций. Также предусмотрена возможность выделения дотаций из федерального бюджета на осуществление социальных программ. В-четвертых, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ, регионы имеют право и должны устанавливать дополнительные льготы.

В итоге можно сказать, что льготы в денежной форме будут предоставляться всем, а воспользуется ли каждый конкретный гражданин этими льготами и израсходует эти деньги или нет, уже его личное дело. С другой стороны, будет в обязательном порядке определен круг социально незащищенных лиц, которые вынуждены, к примеру, покупать дорогостоящие медицинские препараты. Данные затраты будут компенсироваться из федерального бюджета путем предоставления адресных субсидий. Одним словом, не выйдет так, что диабетики, вынужденные приобретать инсулин на сумму 4000 рублей в месяц, окажутся в ситуации, когда они будут вынуждены оплачивать его из собственного кармана.

В сегодняшней ситуации рядовому гражданину, а тем более сельскому жителю, выгоднее регулярно получать определенную денежную сумму наличными, за выплату которых будут отвечать конкретные лица, чем призрачную возможность воспользоваться льготами, зачастую финансово не обеспеченными бюджетными средствами.

Так, около 50 % жителей Нижнеингашского района имеют право на различного рода льготы. Причем 30% льготников получают льготы из федерального бюджета, а 60% - из краевого. Замена льгот на денежные компенсации для всех очень выгодна, так как в Красноярском крае наверняка останутся те льготы, которые действуют в настоящее время, и дополнительно будут выплачиваться определенные денежные суммы.

Также хочу заметить, что буквально вчера я присутствовал на координационном совещании профсоюзов Красноярского края. В совещании, кроме представителей профсоюзов, участвовали представители Законодательного Собрания края, партии "Единя Россия". В рамках этой встречи была выработана программа действий по отстаиванию прав граждан при принятии данного закона. Сегодня проходит всероссийская акция протеста. Я, как депутат от Красноярского края, активно участвую в работе профсоюзов. В рамках этой работы планируется возродить трехстороннюю комиссию с участием в ней представителей администрации Красноярского края. Кроме этого, представители администрации выразили свою предварительную позицию по рассматриваемому законопроекту, и заместитель губернатора Красноярского края Кузубов В.Ю. заверил, что все льготы, которые установлены сейчас в Красноярском крае, будут сохранены в случае принятия обсуждаемого законопроекта.

Красноярский край по сравнению с иными регионами находится в достаточно выгодном экономическом положении. Поэтому отнесение полномочий по установлению и распределению льгот отдельным категориям граждан, в какой-то степени даже нам выгодно. Мне кажется, что взаимодействовать с депутатами Законодательного собрания Красноярского края будет намного проще и эффективнее, чем добиваться от Правительства финансирования номинально закрепленных льгот. Поэтому я буду активно отстаивать позицию об установлении (восстановлении) льгот на уровне субъекта РФ. В частности, считаю необходимым сохранение повышенной заработной платы работников образования, работающих в сельской местности, а также сохранение за этой категорией граждан права на бесплатную жилую площадь.

Согласно данному законопроекту субъекты РФ будут освобождены от многих обязательств по финансированию программ, входящих в компетенцию РФ (оборона, безопасность, прокуратура, судоустройство), что позволит перенаправить данные денежные средства на установление социальных льгот.

Итак, основной своей задачей в этом направлении я вижу установление денежных компенсаций в размере, соответствующем тем затратам, которые несут граждане, пользующие на настоящий момент натуральными льготами, а также установление (восстановление) на местном уровне и уровне субъекта РФ тех льгот, которые планируется отменить указанным законопроектом.

Часть 2. Вопросы И.А. Исакову
- Игорь Анатольевич, Вы сейчас рассказали об одной стороне закона, по которой будут заменены льготы на компенсации. Ваша позиция по данному вопросу вызывает одобрение, однако если этот закон будет принят, то образовательные учреждения будут финансироваться из местного бюджета, заработная плата учителям будет устанавливаться местной властью, а возможности местной власти всегда меньше, чем федерации. Кроме этого, планируется внести изменения в закон о гарантиях и компенсациях лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, согласно которым льготы и компенсации будут устанавливаться и выплачиваться теми органами власти, к ведению которых относятся организации и предприятия, где работают и учатся граждане. Какова Ваша позиция по данному вопросу?

- Как бы нам этого не хотелось, но данный закон будет принят. И будет принят он потому, что основан на Конституции РФ, в которой четко распределены полномочия федерации, субъектов федерации и местного самоуправления. Другое дело, что нельзя допустить принятие закона в той форме, в которой предложило его правительство.

То, что финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении края и местного самоуправления, а также предоставление льгот северянам будет осуществляться за счет регионального и местных бюджетов, выглядит на первый взгляд ужасно и нелогично. Однако, с другой стороны, как я уже говорил, принятие данного закона - это часть проводимой федеративной реформы. В рамках этой реформы будут внесены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, в регионе и на местах будут оставаться дополнительные налоговые отчисления. Кроме этого, мы будем настаивать, и администрация Красноярского края дала свое предварительное согласие, на том, чтобы после принятия данного закона льготы и социальное обеспечение сохранились на том уровне, на котором оно находится сейчас.

Поэтому я считаю, что в результате проводимых преобразований должен быть как минимум сохранен прежний жизненный уровень населения, и в то же время нужно проводить новые реформы, которые в перспективе позволят повысить благосостояние народа.
Вообще, почему все видят угрозу в том, что такие большие полномочия переходят к органам субъектов РФ и органам местного самоуправления? Ведь, например, определяя льготников на федеральном уровне, берутся средние цифры по России, а определяя льготников на местах, можно учитывать конкретную социальную и демографическую картину региона, и выделять средства на те цели, которые для этого района имеют наибольшую социальную значимость.

Допустим, по всей России не так уж много лиц, реабилитированных и пострадавших от политических репрессий, а только в вашем районе их 367 человек. Это уже серьезная социальная группа, однако сейчас имеется не так уж много льгот данной категории граждан. После принятия закона у местных властей появиться возможность реально повысить их благосостояние. Нужно просто быть активнее при разработке законов на местном уровне, чтобы местные власти законодательно закрепляли те положения, которые действительно необходимы населению.

Также отмечу, что в соответствие с данным законопроектом размер заработной платы в муниципальных учреждениях будет устанавливаться органами местного самоуправления, но ниже нормативов установленных на уровне субъекта РФ, поэтому в Красноярском крае практически всем работникам образования заработная плата будет начисляться по единым нормативам.

- Как Вы относитесь к тому, что вносятся поправки в Трудовой кодекс и отменяется минимальный размер оплаты труда? Вместо того, чтобы сделать заработную плату не ниже прожиточного минимума, мы отдаем установление заработной платы на усмотрение работодателей. Какова Ваша позиция по данной проблеме?

- В действительности это предложение, внесенное Правительством, для меня до конца не понятно. Данное предложение в озвученном варианте приведет просто к катастрофе. Я предполагаю, что фракция "Единая Россия", поддерживающая курс Президента, не допустит того, чтобы благосостояние населения России опять существенно снизилось. Поэтому я заявляю, что приложу все усилия, чтобы не допустить принятия данных поправок в Трудовой кодекс.

19.06.2004
http://www.igorisakov.ru/publication/view.html?id=2758
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован