02 марта 2007
839

Игорь Ретнев открывает раритеты музыкального барокко

Игорь Ретнев - челябинец, один из первых выпускников международной благотворительной программы "Новые имена", лауреат всероссийских и международный конкурсов. После окончания Челябинского училища и Московской консерватории по классу флейты Игорь Ретнев прошел обучение, как вокалист, в Институте старинной музыки в швейцарском городе Базеле. Исполнитель обладает контр-тенором - редким мужским голосом, для которого написаны главные партии большинства опер Генделя, Монтеверди, Перголези, Скарлатти. Музыкант выступил перед челябинской публикой и в новом качестве - взяв в руки дирижерскую палочку.

"Шедевры Барокко". Так музыканты назвали свою программу, в которой прозвучат произведения Генделя, Вивальди, Филиппа Эммануила Баха - одного из сыновей Иоганна Себастьяна Баха - и других великих западноевропейских мастеров прошлого. Долгие годы эта музыка в России почти не исполнялась и была мало знакома российским слушателям. Знакомство и интерес к ней пришел сравнительно недавно - 10-15 лет назад. На протяжении нескольких лет настоящие раритеты музыкального барокко слушателям Южного Урала открывают Игорь Ретнев и камерный оркестр "Классика".

Это четвертый концерт с тех пор, как Игорь Ретнев уехал из Челябинска. Но каждый раз в программе - новинки старинной музыки, так полюбившейся музыканту. "В Челябинске исполнялись только одно или два произведения. Некоторые - звучат впервые не только в Челябинске, но и в России: например, концерт Филиппа Эммануила Баха - прекрасная музыка", - говорит лауреат международных конкурсов Игорь Ретнев.

С приездом музыканта и без того обширный репертуар камерного оркестра "Классика" пополняют новые сочинения. Теперь, когда коллектив, наконец, обрел филармонический статус, появилось больше возможности делать программы не только на заказ. Адик Абдурахманов, художественный руководитель камерного оркестра "Классика", поясняет: "Сейчас мы можем играть даже элитарную программу. Например, сегодня мы будем играть Респиги. В Челябинске эта музыка никогда не звучала. Может, и в России мы первые ее играем. Эти произведения нам как раз привез Игорь".

Свое музыкальное обучение Игорь Ретнев начинал в вокально-хоровой школе "Мечта" под руководством Владимира Шереметьева. После ломки голоса петь перестал, сосредоточив свои интересы на флейте. Блестяще окончил Челябинское музыкальное училище, а затем - Московскую консерваторию. В годы учебы в Москве Игорь вернулся к пению. Обладатель контр-тенора - редкого мужского голоса, он продолжил вокальное образование в одном из ведущих европейских Центров старинной музыки в Базеле, в Швейцарии. Сегодня в России можно насчитать не более десятка контр-теноров. Хотя именно для такого голоса были написаны главные партии большинства опер Генделя, Монтеверди, Перголези и других мастеров Барокко. Уже более 10 лет Игорь Ретнев специализируется в области старинной музыки. Окунулся в это прекрасное искусство, признается, с головой. Теперь - еще один поворот интересов. "Я начал заниматься дирижированием. Летом прошел мастер-класс у Юрия Симонова, бывшего главного дирижера Большого театра. И снова вернулся к современной музыке", - рассказывает Игорь Ретнев.

И вокал, и флейта - все предыдущие занятия, по признанию музыканта, вели к дирижированию. Не столь важно, какими средствами, главное - ради чего. "Я думаю, в первую очередь, нужны музыкантские идеи, которые можно передавать дальше. Какими средствами - дело второе. Важен сам замысел, идея, сама эмоция", - говорит Игорь.

Флейта, пение и, наконец, дирижирование. Разносторонний талант музыканта не перестает удивлять земляков своей щедростью. "Игорь - необыкновенно интересный музыкант, он - интеллектуал. Что важно, очень щедрый человек", - рассказывает про Игоря Ретнева Тамара Либерман, координатор программы "Новые имена".

Напряженный концертный график Игоря Ретнева уплотнила учеба в Цюрихской консерватории на отделении симфонического дирижирования и работа в двух оркестрах и хоровых коллективах. Выкраивать время для Челябинска становится непросто. Но эти концерты значат для музыканта много. В зале - друзья, коллеги, близкие и родные. "Эти люди знают меня много-много лет. Чего-то ждут от меня. Поэтому для них выступать очень волнительно", - признается музыкант.

Его приезду рады все - и слушатели, и музыканты "Классики". Играть и музицировать, и просто общаться с ним - интересно. Солист признается: без "Классики" в Челябинске ничего бы не состоялось. "В первую очередь, без моего старшего коллеги - учителя Адика Оскаровича Абдурахманова, который очень много мне дал", - говорит Игорь Ретнев.

Ученик и учитель - на одной сцене. Прекрасная традиция положена. Все надеются на ее продолжение. Новые идеи на этот счет уже есть. Адик Абдурахманов объясняет: "С одной стороны - ученик. С другой - уже мастер. Когда он приезжает, для нас это большой праздник".

02.03.2007
Елена Пилипенко, Владислав Отрыванов
chelyabinsk.rfn.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован