18 июля 2007
5660

Игорь Семенихин: `Доступное жилье для офицера: вопросы все еще остаются.`

Услышал недавно по радио тему беседы "Жилье для военных" и заинтересовался. Гостем в студии был заместитель председателя комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы, председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил Александр Николаевич Каньшин.
Безусловно, решение проблемы обеспечения военнослужащих жильем первостепенная задачей во взаимоотношениях армии и общества, армии и государства. Проводимые анонимно в войсках социологические опросы показали, что данный вопрос сегодня волнует офицеров даже больше, чем уровень денежного довольствия.
Гость радиопрограммы напомнил слова первого вице-премьера Сергея Иванова, сказанные в бытность того министром обороны, что решение проблемы жилья для военнослужащих - задача необычайно сложная, и именно глава военного ведомства добивался у президента принятия дополнительных решений и субсидий.
Недавно Каньшин побывал в войсках на Дальнем Востоке, в Северо-Кавказском и Московском военных округах, и везде офицеры, как он заметил, разделены на две большие группы. Одни - это те, кто ждет квартиры и для кого получение квартиры является судьбоносным вопросом. И другие - те, кто получил квартиру и теперь думает, как жить дальше, и начинает готовить себя к увольнению. В настоящее время сложилась такая ситуация, что офицер имеет возможность получить квартиру только перед завершением службы, что не совсем правильно, ибо не стимулирует его к военной службе.
Боятся ли военные руководители того, что офицер, получив квартиру, уйдет из армии из-за низкого уровня денежного довольствия? Да. Но в то же время есть очень много офицеров в звании подполковника и полковника, прослуживших по 30 и более лет, которые хотели бы продлить срок своей военной службы, ибо уже не мыслят себя вне армии.
По мнению Каньшина, более всего тревожит то, что среди офицерского состава наблюдается апатия, офицеры не верят в то, что сегодня можно решить жилищную проблему, не верят, что они кому-то нужны. Хотя вроде бы у них есть все основания верить. Закон о статусе военнослужащих предписывает и государству, и обществу заботиться о вооруженных силах. Кроме того, принято немало нормативных актов, есть приказ Минобороны РФ No 80 об обеспечении жильем военнослужащих.
Но все дело в том, что приказ министра обороны, Жилищный кодекс и Закон о статусе военнослужащих в определенной степени противоречат друг другу. В настоящее время возникла некоторая неразбериха. Раньше, 10 лет назад, офицер становился на очередь, просто подав рапорт командиру части. А сейчас, чтобы получить квартиру, одного рапорта мало, необходима куча справок и документов. Многие офицеры просто не могут собрать все справки и документы, так как у них либо изменился состав семьи, либо произошли иные изменения в судьбе. В результате офицер оказывается в подвешенном состоянии.
Еще более серьезная проблема - это когда офицеры увольняются из Вооруженных Сил, но жильем не обеспечены. Их не исключают из списков части, они получают денежное довольствие, ходят на службу для галочки, занимают служебное жилье, которое необходимо офицерам, которые реально работают. Подобная ситуация складывается во многих гарнизонах, не давая частям нормально существовать.
Что касается жилищных сертификатов, то их иногда просто не хватает (на Дальнем Востоке обеспеченность ими составляет лишь 10 процентов от потребности), во-вторых, наполняемость сертификатов в размере 17-19 тысяч рублей за метр никак не соотносится со стоимостью жилья даже в таких не самых крупных городах, как Оренбург, Самара и других, где квадратный метр меньше 1.000 долларов уже не стоит. Вот и получается, что практически офицеру на сертификат купить жилье невозможно.
Ипотека тоже пока начинает работать с большим скрипом. А ведь главное, что офицер не должен думать ни об ипотеке, ни о квартире, он должен служить. Иначе получится так: общество будет делать вид, что оно заботится о своих офицерах, а офицеры начнут делать вид, что они это общество будут защищать...
Весьма показательным в этой связи стало прошедшее недавно в Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны России заседание Межведомственной рабочей группы по проведению эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В заседании приняли участие представители правительства, силовых ведомств, а также банковских, строительных и страховых компаний.
На данный момент Федеральным управлением накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих открыто 42,6 тысячи именных накопительных счетов, где учтено 2,8 миллиарда рублей. Как известно, в январе нынешнего года начался эксперимент, в ходе которого планируется предоставить ипотечные кредиты 311 военнослужащим. Основной целью эксперимента является отработка механизма ипотечного кредитования для его запуска в полномасштабном режиме с 2008 года, когда свыше 20 тысяч военнослужащих будут иметь право на приобретение квартир по ипотеке.
Участниками эксперимента приобретено 118 квартир в 35 регионах страны. Наибольшее количество квартир приобретено в Омской, Челябинской, Новосибирской и Воронежской областях и Республике Татарстан. Подавляющее количество квартир приобретено по месту службы участников эксперимента.
По результатам заседания члены Межведомственной рабочей группы наметили конкретные меры, выполнение которых позволит придать эксперименту еще большую активность и эффективность. В частности, принято решение об издании массовым тиражом методической брошюры по ипотечному кредитованию.
В целом до 2010 года будут выпущены сертификаты на сумму 157 миллиардов рублей. Ими будут обеспечены 133 тысячи семей, то есть 26 процентов от всей очереди. С начала программы уже было выдано 30 тысяч сертификатов и реализовано 20 тысяч сертификатов. Всего приобретен 1 миллион 100 тысяч квадратных метров жилья.
В конце июня мне довелось побывать на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС начальника "Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ" Росстроя Анатолия Мишанова, где речь шла об увеличении бюджетного финансирования механизма государственных жилищных сертификатов.
Как известно, с 2006 года в рамках целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы действует подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Реализацией данной программы является хорошо известный механизм - государственные жилищные сертификаты. Они выдаются у нас в стране с 1998 года и в основном использовались для обеспечения жильем увольняемых в запас военнослужащих.
Впервые в рамках данной подпрограммы удалось объединить все категории граждан, перед которыми у государства есть обязательства. Это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, уволенные с военной службы; граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур"; граждане - участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица; вынужденные переселенцы.
На момент принятия программы таких граждан было задекларировано 708 тысяч. С момента начала реализации программы Росстрой начал проводить инвентаризацию очереди. Она продолжается и на сегодняшний день. Сегодня у нас порядка 530 тысяч граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками программы.
Всего на реализацию подпрограммы было выделено около 133 миллиардов рублей. Но в бюджет на 2008 - 2010 годы внесены поправки в части увеличения финансирования для обеспечения жильем ряда категорий граждан. В частности дополнительно предусмотрено выделение около 3 миллиардов рублей на решение жилищной проблемы граждан, проживающих на загрязненных радиацией территориях. Раньше они участниками программы не были.
Большой проблемой было и остается обеспечение жильем граждан, которые подлежат отселению из районов Крайнего Севера. Всего их 217 тысяч семей. Они подразделяются на пять категорий - граждане, проживающие в закрытых городках и поселках, которые закрываются по решению правительства, инвалиды первой и второй групп, пенсионеры, безработные и граждане, прожившие в этих регионах более 15 лет. Всего на программу было предусмотрено 8 миллиардов рублей, на которые можно было обеспечить жильем только 8,5 тысячи семей, что составляло около 4 процентов от общей очереди. Поправки в бюджет предусматривают дополнительные ассигнования в сумме около 18 миллиардов рублей - по 6 миллиардов рублей ежегодно - на предоставление жилищных субсидий гражданам первых двух групп - гражданам, проживающим в закрытых городках и поселках, которые закрываются по решению правительства, и инвалидам первой и второй групп.
В связи со стремительным ростом цен на недвижимость Минрегион вынужден увеличивать значения норматива стоимости квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации. Сейчас значение норматива более чем в полтора раза превышает аналогичный показатель 2005 года и составляет 17,46 тысячи рублей за квадратный метр. При этом в ближайшее время планируется его увеличение.
Несмотря на очевидную необходимость, подобная мера может привести к очередному повышению цен на жилье, в связи с чем пострадают не только участники подпрограммы, но и другие граждане России, желающие решить свою жилищную проблему. Более того, несмотря на выделение дополнительных бюджетных средств, некоторые граждане - участники подпрограммы - вообще не смогут получить сертификат из-за сокращения количества выдаваемых жилищных субсидий.
В связи с увеличением стоимости сертификатов в проекте бюджета предусмотрено увеличение объема финансирования подпрограммы на 2,5 миллиарда рублей, что явно недостаточно. Общий объем финансирования подпрограммы увеличен на 24 миллиарда рублей.
"Что касается граждан, увольняемых с военной службы, и сотрудников МВД, то мы обеспечиваем их жильем по заявкам, которые предоставляются в Росстрой. На сегодня, исходя из заявок, граждане этой категории будут обеспечены жильем на 34 миллиарда рублей. Первые две группы "северян" будут обеспечены на 100 процентов. По остальным группам "северян" пока решение не принято, а их получается очень много - около 190 тысяч семей, именно они и увеличивают процент", - заявил в конце пресс-конференции Александр Мишанов.
Как видим, наконец-то военный жилищный вопрос хоть как-то сдвинулся с места. Правительству России удалось приостановить рост и начать постепенное снижение количества военнослужащих, нуждающихся в жилье, за счет увеличения темпов строительства и приобретения жилья.
Конечно, не все еще сделано.
Счетная палата недавно указала на недостатки в организации ипотечной системы, что негативно отразилось на эффективности формирования и использования накоплений военнослужащих. Более того, значительное число военнослужащих, имеющих право на ипотеку, остались вне ее, - сообщила Счетная палата. По мнению ее специалистов, существующий механизм формирования и ведения реестра участников системы недостаточно эффективен, а действующий порядок установления размера накопительного взноса на одного участника не учитывает всего спектра изменений на рынке жилья.
Что ж, стартовавшей в январе 2005 года программе ипотечного кредитования военнослужащих предстоит заработать, как полагают эксперты, на полную мощность лишь с начала 2008 года. В течение трех лет на личном счете военнослужащего - участника накопительно-ипотечной системы (НИС) - накопится сумма, достаточная для первоначального взноса при получении кредита на покупку собственного жилья. Начиная с будущего года около 20 тысяч военнослужащих получат право на целевые жилищные займы. Впрочем, не дожидаясь назначенного срока и учитывая острую потребность семей военнослужащих в постоянном жилье, Правительство Российской Федерации приняло постановление "О проведении эксперимента по ипотечному кредитованию участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Недавно в интервью "Российской газете" министр обороны Анатолий Сердюков заявил: "Будем менять и систему обеспечения военнослужащих жильем. Надо понять наконец, что армия начинается с офицера. От тех условий, в каких он находится, в каких условиях служит и отдыхает, во многом зависит то, как он будет относиться к службе и подчиненным. Вот почему социально-правовой защищенности военнослужащих и членов их семей мы будем уделять первостепенное внимание. Ведь у нас есть Спецстрой России, есть своя земля, свои предприятия по производству бетона, конструкций и комплектующих. Мы сейчас с военными строителями рассматриваем варианты типовых и не слишком затратных проектов жилых зданий и других объектов инфраструктуры. Армии не требуются архитектурные излишества. Это может быть легко возводимое жилье. Натовцы, кстати, свои военные городки в основном так и обустраивают. Все быстро возводится и так же быстро демонтируется. Причем речь идет как о служебном жилье, так и о постоянном".
Обеспечение военных жильем является, подчеркнем, одним из направлений нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". И от успеха его реализации зависит и социальное благополучие в Вооруженных Силах. Как заявил в этой связи первый вице-премьер Дмитрий Медведев, "обеспечение жильем военнослужащих должно стать главной заботой государства".
Первые сдвиги есть, но хочется, чтобы программа жилье для военных заработала в полную силу и принесла конкретные результаты уже в ближайшие годы. Военнослужащие России так заждались жилья, отвечающего их социальному статусу и напряженности труда.

Газета "Красная Звезда"

http://redstar.ru/2007/07/18_07/3_01.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован