06 октября 2008
1718

Игорь Шадхан: `Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ ФИЛЬМ О ДАУГАВПИЛСЕ`

Режиссер Игорь Абрамович Шадхан - один из мэтров российского документального кино. За 46 лет работы он снял в общей сложности около 200 лент. Но есть слово-пароль, сразу же делающее его узнаваемым практически для любого человека. Ну, за исключением только очень юных. "Контрольная для взрослых". Вспомнили? С конца 70-х и до середины 90-х все прилипали к экранам, когда наступало время этой передачи. Ее рейтинг можно сравнить лишь с рейтингом фильма "Место встречи изменить нельзя".

В дни плэнера, посвященного 105-летию Ротко, Игорь Абрамович побывал в нашем городе, где он снимает фильм. И первый вопрос, конечно же, об этом...

- Итак, что за фильм вы у нас делаете?
- Можно сказать, я снимаю у вас сложную композицию - это фильм о Марке Ротко и одновременно о Даугавпилсе. И акцент я хочу сделать именно на вашем городе. Мне очень нравится идея создания художественного центра Ротко, который будет центром современной живописи, центром молодого искусства. А Даугавпилс я вижу провинциальным городом (провинциальность - хорошее слово, не надо его бояться) и таким духовным местечком, где и власть, и население любят искусство. Ну, население, по крайней мере, не сопротивляется искусству... Ваш город - не только город Ротко. Это еще и город Михоэлса, город великих раввинов, следовательно - и великой мистики. Я знаю о трагической судьбу местного еврейства, мы отсняли мемориал в Межциемсе, думаю, он тоже войдет в будущий фильм.

Мне кажется, для Латвии важно не быть узконационалистической страной. И Даугавпилс - особое место в Латвии...

- Вы много лет работали над "Контрольной для взрослых", созданная вами "Мастерская Игоря Шадхана" занималась видеуроками, самыми разными - тут и иностранные языки, и домашняя аэробика, и даже уроки самообороны. Почему вы так интересуетесь школой? Вы же не педагог...
- Я не педагог только по профессии. В любом нормально развитом человеке есть педагог, и отношение к детям - проверка любого из нас. В "Контрольной для взрослых" не было ничего про октябрят и пионеров, и программа некоторое время полежала на полке. Данный цикл передач - своеобразная защита детей. Я хотел сказать, что дети гораздо умнее, чем мы часто думаем, гораздо проницательнее, мне было интересно исследовать взаимоотношения детей и взрослых, выяснить, откуда берутся непонимание и разные проблемы. Мне близка мысль Корчака: "Дети только маленького роста, не надо бояться к ним наклоняться..." Наклониться, чтобы услышать.

- Вы снимали своих героев малышами, а потом доводили их до окончания школы...
- Некоторых я "довел" до 23 лет...

- А почему бы не снять продолжение? Сейчас вашим героям под сорок, самое время подвести предварительные итоги...
- Я знаю, что у многих судьбы сложились непросто. Не хочу бередить раны. Не хочу. Это противоречит моей гуманной педагогике.

- Игорь Абрамович, дальше у меня несколько вопросов с одинаковым началом "а правда, что..." Правда, что вы в детстве воровали, были подручным у профессионального карманника?
- Правда. Был такой вор в законе, очень виртуозный и обаятельный парень по прозвищу Вася Канарейка. И я у него в адъютантах ходил. Ну, представьте. Стоит на остановке женщина, прижимает к себе сумку. Подходит великолепно одетый Вася с букетом цветов и начинает женщину "кадрить". Цветами закрывает сумку, смотрит даме в глаза, говорит комплименты, второй рукой сумку вскрывает и берет деньги. Тут на подхвате появляюсь я, он мне все передает, я бегу в условленное место. Я не вызывал подозрений, я был "мальчик-гогочка", белый воротничок...

- То есть интеллигентный мальчик из интеллигентной еврейской семьи?
- Сложно все... Да, в семье была домработница, отец погиб в декабре 1941 года, мама, работая врачом, получала офицерский паек. Мое детство не было голодным. Но, с другой стороны, я рос во дворе. Там мат, драки, все курили с десяти лет. Я должен был вписаться в непростой послевоенный дворовый мир. Антисемитский к тому же мир. И Вася мне помогал, он меня, можно сказать, гармонично вписал туда...

- Через преступления?
- Я очень неоднозначно относился к этому. Мне он отдавал только всякую мелочовку. Однажды Вася украл сумку у какого-то мужчины, передал мне как обычно. Я прибежал в условленное место и зачем-то заглянул в сумку. Там лежали зарплатная ведомость и довольно много денег. Я понял, сколько людей не получат зарплату, я очень расстроился, заплакал. Что-то со мной случилось...

- И как же все закончилось?
- Вася Канарейка... влюбился. И девушка поставила ему условие: за вора замуж не пойду. И Вася как-то сумел уйти из воровского мира, я не знаю подробностей, но он "завязал". Я встретил его много лет спустя, уже будучи режиссером. Вася работал шофером, был женат на той девушке, у них трое детей... Он меня с трудом узнал - "это ты, курчавый?" Я в детстве был действительно очень кудрявым...

Вообще все детские послевоенные переживания мне многое дали. Именно дали, а не отняли. Я видел часто жестокий, даже страшный мир, но это был возрождающийся мир...

- Еще студентом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии вы работали на Воркутинском телевидении. Правда, что вас выгнали оттуда со скандалом?
- Тоже правда. На Воркутинской шахте случилась крупная авария. Погибли десятки шахтеров. Все в городе знали об этом, все говорили, было официальное соболезнование Хрущева. Я в эфире местного ТВ призвал поставить погибшим памятник. Меня обвинили в том, что я не посоветовался с начальством. Какой-то мальчишка так много на себя берет... И выгнали. Я потом стал в Норильске работать. Оттуда меня тоже выгнали...

- А что там случилось?
- Шла активная вербовка на строительные работы, строителям обещали золотые горы. На самом же деле условия были чудовищные, люди спали на столах для настольного тенниса. Я тоже сказал об этом, тоже на местном ТВ. Получил немедленно жесткое предписание - покинуть Норильск в течение 24 часов. Я так быстро не успел, но покинул.

- Вот слушаю вас и думаю - после всего такого - прямая дорога в диссидентство...
- Не стал я диссидентом. Разные люди меня окружали и хорошо ко мне относились. Вот был у меня знакомый, пятнадцать лет отсидел в ГУЛАГе, ему там ноги отбили, он еле ходил и снова стал секретарем парторганизации. Он говорил мне: "Игорь, партии нужны такие люди, как ты". А другой знакомый полностью отказался от прошлого и меня отговаривал от любых партийных связей. Я многое ненавидел, но я хотел работать, у меня много интересных замыслов появилось...

- А правда, что Владимир Путин - ваш хороший знакомый, приятель можно сказать? Вы сделали документальный фильм о нем "Вечерний разговор"...
- Ну, меня уже СМИ давно окрестили его личным режиссером... В 1991 году я должен был снимать Путина, тогда вице-мэра Санкт-Петербурга, заместителя Собчака. Я только что завершил работу над многосерийным фильмом "Снег - судьба моя", посвященным ГУЛАГу. Это был тяжелый материал, я устал и пришел к Путину отказаться. Просто я тогда не мог работать... Но Путин сказал, что хочет общаться именно со мной, потому что смотрел "Контрольную для взрослых". И я купился, я не смог отказать... Потом его президентство, мой фильм... Я совершенно не стесняюсь этого факта в своей биографии. Я работал с достойным человеком, я отдаю ему должное. Но многое не разделяю, особенно теперь...

Вот если говорить об интеллигентности. Интеллигент - ведь это не интеллектуал и не тонкий знаток этикета. Интеллигент прежде всего критически относится к действительности, он ее не охаивает, а анализирует. Если помнить об этом, многое в отношениях становится понятным, в том числе и в связи с вечным вопросом "художник - власть"... Есть вещи, за которые я очень благодарен Владимиру Владимировичу. У меня есть фильм "О милости прошу". Его героиня, мать троих детей, была осуждена за участие в убийстве мужа-изверга. И Путин подписал указ о ее помиловании. Теперь она на свободе, у нее новый брак, старший сын уже студент... У них все хорошо...

- Как вы оцениваете российско-грузинский конфликт?
- Прежде всего как трагедию. Погибли люди с обеих сторон, точнее - со всех сторон. Грузия все время дразнила Россию вступлением в НАТО, таким образом, НАТО вплотную приближалась к российским границам. Я понимаю действия Медведева и Путина. Вообще надо всегда стараться поставить себя на место тех, кого иногда легко осуждают. Американцы тоже слишком раздразнили Россию, так с современной Россией нельзя разговаривать... С другой стороны, очень жаль, что не удалось предотвратить кровопролития...

- Не хочется заканчивать разговор на такой грустной ноте. Давайте вернемся к фильму о Ротко и Даугавпилсе. Когда он будет готов?
- Думаю, в конце ноября - начале декабря. Я приеду к вам на его презентацию.

- Что же, будем ждать фильм и вас. Спасибо за беседу.

Людмила ВЕССЕЛЬ
www.dautkom.lv
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован