18 марта 2005
1154

Игорь Шувалов: Кремль категорически против изменения российской Конституции

На недавней встрече с иностранными журналистами помощник президента РФ Игорь Шувалов категорически отверг возможность преобразования России в парламентскую республику. "Конституция не будет меняться, Россия останется президентской республикой. Никаких дополнительных полномочий премьер не получит и к парламентской форме правления мы не перейдем", заявил Шувалов. По его словам, идея парламентской республики в России не может быть реализована "ни при каких условиях и обстоятельствах", а дискуссия на данную тему является надуманной.

Слова Шувалова не подлежат двойному истолкованию: Кремль не будет сам инициировать конституционные поправки, касающиеся перераспределения властных полномочий на федеральном уровне, и не поддержит их, если они будут предложены кем-то еще. Что означает при сегодняшнем раскладе голосов в парламенте, что такие поправки не пройдут.

Собственно, что на протяжении последних лет президент России Владимир Путин неоднократно публично заявлял о своем негативном отношении к идее парламентской республики и внесения изменений в Конституцию. "России опасно иметь какой-то иной вариант устройства государственной власти, кроме президентской республики", сказал он, например, на пресс-конференции в Кремле 20 июня 2003 года в присутствии более чем 700 российских и иностранных журналистов. Говорил Путин об этом и при других обстоятельствах - на торжествах по случаю годовщины принятия российской Конституции, в интервью зарубежным корреспондентам.

Однако существуют, видимо, вопросы, на которые политикам в разных странах приходится отвечать постоянно. Велика ли опасность неонацистского реванша в Германии? Не пора ли ликвидировать институт монархии в Великобритании? Не угрожает ли межрасовая и межэтническая напряженность существованию США? Несмотря на кажущуюся очевидность отрицательных ответов, эти вопросы живут своей самостоятельной жизнью и периодически обязательно задаются.

Вероятно, для этого есть основания.

Вопрос о перспективах парламентской республики в России связан с проблемой преемственности и стабильности политической власти в стране. Смена личностей на политическом Олимпе очень часто приводила здесь к крутым и непредсказуемым переменам. Государство, а вместе с ним и государственную политику кардинально перестраивали в ходе своего правления Горбачев, Ельцин, а отчасти и сам Путин. Отсюда и настойчивый вопрос: не проще ли заранее изменить законы, чтобы потом не пришлось внезапно столкнуться со слишком резким изменением политики?

Задающие этот вопрос, вероятно, ждут от Путина следующего маневра: проведя конституционные поправки, сделать пост президента номинальным, а основные властные полномочия передать утверждаемому парламентом премьер-министру. После этого Путин, чьи президентские полномочия истекают весной 2008 года, мог бы стать премьер-министром и продолжать проводить свою политику на новом посту.

Ошибка заключается в том, что стабильность политической системы, которую создавал Путин все пять с лишним лет своего пребывания в Кремле (и которую, очевидно, он будет укреплять дальше), зависит не столько от личности президента, сколько от конституционного института президента. Для Путина сменить приоритеты, сместить акцент с института на личность - значит перечеркнуть свои основные успехи в государственном строительстве, достигнутые за эти годы.

"Российская Федерация - это сложная многонациональная и многоконфессиональная страна", не уставал повторять Путин в течение своего первого президентского срока. Именно из этого фундаментального факта, по идее Путина, и вырастает необходимость в России сильной президентской власти, только и способной обеспечить единство государства. Такая власть должна получать свою легитимность от народа и возвышаться над правительством, парламентом и региональным уровнем управления, которые в силу специфики России сами по себе не могут быть ключевыми факторами ее единства.

Именно такую систему президентской власти Путин строил и строит до сих пор. Ее логичными элементами, появление которых было ускорено обострением террористической угрозы, стали новая процедура наделения полномочиями глав регионов (с усилением возможностей федерального Центра) и переход к пропорциональной системе выборов в Государственную думу, которая должна укрепить общенациональные партии.

Президент государства в этой системе власти играет ключевую роль, без него она не имеет смысла. Непонятно, как можно активно выстраивать эту систему (а она еще не достроена) и одновременно думать о ее сломе и о построении новой.

В плане же той политической преемственности, которая касается личностей, у Путина есть главное полномочие, которое не зафиксировано ни в законах, ни в Конституции. Он имеет полное неформальное право предложить и поддержать на предстоящих выборах кандидатуру человека, которого хотел бы видеть своим преемником. Путин уже говорил, что намерен этим неформальным правом воспользоваться. И это, в рамках того, что он делал до сих пор, будет весьма логично.

Вероятно, Игорь Шувалов весьма удивился прозвучавшему из уст зарубежного журналиста вопросу о парламентской республике и поправках в Конституцию: сколько же можно об одном и том же. Но ничего не поделаешь, профессия политика во многом и заключается в том, чтобы постоянно подтверждать одни и те же вещи.

Что же касается политического будущего самого Владимира Путина, то он, вероятно, ответит на этот вопрос сам, без помощи толкователей. Очевидно, что и этот ответ будет весьма логичным и продуманным.


http://pda.rian.ru/analytics/20050318/39538227.html

18-03-2005

Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован