13 июля 2006
822

Игорь Шувалов: Россия: энергобезопасность - учет взаимных интересов

Разногласия сторон в сфере энергетики усугубляются, поскольку Россия и страны Запада демонстрируют разные подходы к пониманию того, что же означает понятие энергобезопасность.

Партнеры России по "восьмерке", являясь преимущественно импортерами энергоресурсов, подходят к проблеме с точки зрения потребителя. А Россия в ответ вынуждена отстаивать свои права производителя и поставщика. Отсюда возникает множество противоречий. Страны ЕС, высказывают сомнения в надежности этих энергопоставок. И стремятся диверсифицировать источники энергоресурсов и маршруты их доставки. Со своей стороны, стремясь обеспечить свои экономические интересы, Россия анонсирует возможность увеличения поставок в Азиатско-тихоокеанский регион. Помощник президента РФ Игорь Шувалов говорит, что Россия должна быть уверена, что сможет продать свой продукт. Поэтому, по его словам, диверсификация поставок должна работать в обоих направлениях - не только для потребителя, но и для производителя.

Точно так же с разных сторон Россия и ее партнеры по "восьмерке" смотрят на проблему либерализации энергетических рынков. Запад сетует, что российские "жесткие законы" ставят преграду на пути иностранных инвестиций и говорит о необходимости получения доступа для иностранцев к российскому энергетическому сектору. Помощник министра энергетики США по политическим и международным вопросам Карен Харберт подчеркнула, что, по мнению американской стороны, энергетический сектор России испытывает сейчас нехватку в иностранных инвестициях во многом из-за существующих законодательных и нормативных ограничений. Российские власти в ответ упрекают партнеров в том, что те с большой неохотой пускают российские компании на свои собственные рынки. "Пока мы не ощущаем готовности стран и компаний "Большой восьмерки" к изменению своих правовых норм, которые позволили бы российским компаниям инвестировать свои средства на Западе", - говорит Шувалов.

Еще один камень преткновения между Россией и европейскими членами "восьмерки" - проблема ратификации Энергетической хартии. По словам главы Еврокомиссии в России Марка Франко, лучший способ обеспечить энергетическую безопасность заключается в ратификации хартии, которая предусматривает доступ к резервам и инфраструктуре, создает конкуренцию и увеличивает эффективность. Однако Москва настаивает на доработке этого документа перед ратификацией, заявляя, что транзитный протокол договора Энергетической хартии не учитывает ее интересов и не отражает условий реального рынка.

В принципе тот факт, что Россия и страны Запада по-разному понимают термин "энергетическая безопасность" удивления не вызывает. Однако, по словам замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова, когда партнеры России понимают энергобезопасность как полный контроль над ее трубопроводной системой и недрами, в самой России ее понимают по-другому.

Российские власти заявляют, что Москва всегда уважала интересы Европы как потребителя углеводородов. Поставки газа в Европу осуществляются уже более 40 лет. Президент РФ Владимир Путин отметил, что, несмотря на свои внутренние политические, экономические сложности начала и середины 90-х годов, Россия ни разу не допустила никакого сбоя в поставках энергоносителей. Поэтому, видимо, Москва считает, что она вправе рассчитывать, что ее интересы как поставщика энергоресурсов будут учтены.

До сих пор энергетическая безопасность понималась многими как энергетическая независимость отдельной страны. Такой подход привел к тому, что конкурентная борьба за ресурсы в мире постоянно усиливается и вызывает множество конфликтов. Хотя немалое количество угроз в области энергетической безопасности, которые уже давно стали глобальными, должно бы заставить стороны перейти к выработке концепции глобальной энергобезопасности.

Хорошо известно, что глобальный спрос на энергоресурсы продолжает расти темпами, опережающими рост инвестиций в энергетический сектор. В первую очередь из-за быстрого роста экономики в развивающихся странах (Китай, Индия и др.), которые все больше зависят от импорта энергии. По оценкам Международного энергетического агентства, в предстоящие 25 лет энергопотребление возрастет примерно на 65%, с темпом роста около 1,7% в год.

Нарастает и проблема энергетической бедности. По данным ОПЕК, в настоящее время около 2 млрд. человек на планете испытывают энергетический голод, и вопрос борьбы с энергетической бедностью становится одним из наиболее актуальных. Кроме того, нестабильность на Ближнем Востоке, экологические проблемы, терроризм, климатические изменения, наконец, проблема исчерпаемости ресурсов только увеличивают вызовы энергетической безопасности.

Поэтому очевидно, что необходимо создание такой глобальной энергетической системы, которая бы минимизировала риски нарастания этих угроз. Россия в рамках своего председательства в G8 выступает с позиций, что энергетическая безопасность - это не только безопасность потребителя от поставщика, но и взаимосвязанность интересов, которая обеспечивает стабильное сотрудничество сторон.

По словам президента РФ, Россия выступает за объединение усилий всего международного сообщества для решения целого ряда задач в энергетической сфере. Среди них - преодоление дисбаланса спроса и предложения; принятие всеми странами на себя общих обязательств на энергетической арене с добровольным разделением прибылей и рисков; а также необходимость строительства мировой энергетической структуры, не допускающей возникновения конфликтных ситуаций. В основу глобальной энергетической безопасности должны быть заложены принципы долгосрочного, надежного, экологически приемлемого энергоснабжения по обоснованным ценам, - считает Путин.

Когда на политическом уровне создадутся благоприятные условия и возникнет понимание, что наша безопасность - во взаимововлеченности, тогда и законодательства можно будет менять, не обеспечивая национальные приоритеты, а давать возможность на взаимной основе инвестировать друг в друга, - говорит Шувалов. Должна быть построена такая система, где у всех - и у поставщика, и у потребителя - будет свой коммерческий интерес и заинтересованность в успехе партнера, - добавляет он.

Вопрос о том, насколько все эти аргументы приемлемы для партнеров России по "восьмерке", пока остается открытым. Однако шанс, что ведущие экономики мира прислушаются к ним, все же есть.

Во-первых, усиливается тенденция к интеграции в мировой энергетике, где Россия объективно занимает ведущие позиции, обладая одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Это позволяет ей взять на себя обязательства в обеспечении глобальной энергетической безопасности.

Во-вторых, особенности экономического развития России таковы, что она балансирует на грани великодержавной экономической политики и опасности скатиться в разряд сырьевых придатков развитого мира. Пока она таковым не стала, однако, опасность этого все еще существует. Не стала Россия пока и по-настоящему экономически развитой державой, к чему, однако, тоже есть предпосылки. Поэтому именно Россия, которая с одной стороны, понимает специфику развития сырьевого придатка и не хочет таковым оказаться, а с другой - видит все вызовы и возможности качественного экономического роста, способна объективно разработать принципы глобальной энергетической безопасности.

Россия отстаивает свои экономические интересы, что является естественным для суверенного государства. В этой связи ее призывы к более тесному объединению усилий международного сообщества по обеспечению энергетической безопасности должны быть услышаны ее партнерами по G8.

http://pda.rian.ru/analytics/20060713/51308989.html

13-07-2006

Экономический обозреватель РИА Новости Нина Куликова.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован