19 января 2007
1085

Ильдус Хайбуллин: Практики помогут академикам

Вчера Президент Академии наук РТ Ахмет Мазгаров и ученый секретарь АНТ Ильдус Хайбуллин комментировали для журналистов Указ Президента РТ "О стратегии развития научной и инновационной сферы Республики Татарстан".

Новаций, заслуживающих внимания, в этом документе немало. В их числе новый порядок формирования Президиума Академии наук РТ, в состав которого отныне будут включаться наряду с учеными руководители государственных органов и ведущих предприятий и организаций. Кандидатуры их (25 процентов от общего числа членов Президиума) предлагает Президент республики. Так, на этот раз в состав Президиума предложены кандидатуры Равиля Муратова, первого заместителя Премьер-министра РТ, Раиса Шайхелисламова, министра образования и науки РТ, Алевтины Кудрявцевой, первого заместителя министра экономики и промышленности РТ, директора Центра экономических и социальных исследований при Кабмине и другие.

Выборы Президиума, в состав которого теперь войдут 29 членов, а не 16, как сейчас, состоятся в апреле. 49 процентов Президиума (14 человек) будут избираться не из членов Академии. Для чего это нужно? Ахмет Мазгарович считает, что это поможет сократить путь от научной разработки до практической ее реализации, упрочит связи между наукой и производством.

Кроме того, на Президиум Академии отныне возлагаются функции и полномочия Комиссии при Президенте РТ по госпремиям в области науки и техники, Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам, научного совета при Совете безопасности РТ. Правда, как сказал А.Мазгаров, ряд функций уже устарел, поэтому АНТ возьмет на себя лишь наиболее значимые сегодня функции.

Президиуму АНТ поручается за три месяца внести на утверждение Президента республики проект Стратегии развития научной и инновационной сферы РТ, предусматривающий новые формы финансирования. Примерная схема финансирования науки (оно составляет 0,2 процента валового регионального продукта) такова: средства распределяются в трех направлениях - в фонд науки, из которого финансируются некоммерческие фундаментальные исследования прорывного характера, поисковые инициативные проекты, лизинг уникального оборудования, а также исследования в области естественных и технических наук; в бюджетную программу фундаментальных и прикладных исследований, в рамках которой будет идти целевое финансирование приоритетных исследований и оплачиваться гуманитарные исследования; и в инвестиционно-венчурные фонды, которые будут заниматься финансированием опытно-конструкторских работ и инновационных проектов и исследований в интересах приоритетных научно-производственных кластеров.

Зашла речь и о материальной поддержке ученых. С 1 января этого года ученым республиканских академических институтов вводится доплата за степень, также как и их российским коллегам. Кандидатам наук будут доплачивать 3000 рублей, докторам наук - 7000 рублей. В республиканском академическом сообществе, также как и в российском, начинают переходить на новую систему оплаты труда. К 2008 году старший научный сотрудник академического института (кандидат наук) должен получать 30 тысяч рублей. Плюс к этому будет работать система грантов. Для сравнения: зарплата таких сотрудников до 1 января 2007 года составляла 3,5 тысячи рублей. Повышение зарплаты коснется примерно 400 сотрудников академических институтов республики.

Зашла речь и о создании академического института образования. На взгляд академиков, он позволит мгновенно переносить научные открытия в учебники и школьную практику. Хотя, честно говоря, эта затея представляется сомнительной. В свое время подобные исследовательские институты в СССР были, и все они в совокупности не могли угнаться за такими практиками, как Виктор Шаталов. Педагогическая наука - особая вещь, в ней нельзя создать ничего путного в отрыве от ребенка, от школы. Поэтому-то, наверное, откровениями в этой области мы обязаны таким практикам, как Макаренко, которые делились своим опытом работы с детьми, а не строили отвлеченные теории. Что же до учебников, то лучшие из них написаны в соавторстве со школьными учителями. Все, наверное, помнят, как за написание учебников взялись в свое время академические мужи, они стремились приблизить школу к вузу. На деле - отдалили. Над их учебниками школьники горючими слезами рыдали. Да и родители мало что могли в них понять. С тех пор, по-моему, и начали у нас хромать знания по точным наукам.

А.Мазгаров поделился планами взять под свое крыло одаренных детей, построив для них специнтернат, в котором будут преподавать академики, по образцу новосибирского, и общество "Знание", которое сейчас влачит плачевное существование. Между тем научный подход в обществе все больше заменяется мистикой и суевериями. Дело ученых - щедро делиться знаниями.



Выпуск: 7-8(2462-2463) от 19.01.2007 года
Рубрика: Общество
Автор: София САЙГАНОВА, "ВиД"

http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-16686.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован