08 июня 2006
3025

Илья Глазунов: Наш путь - вернуться к правде

НЕДАВНО Президент России наградил художника орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. В этом году "последний бастион европейского искусства" (так называет свой вуз Глазунов) отпразднует юбилей - 20-летие.

КАКИЕ художники и их творения нужны сегодня людям? За ответом корреспондент "АиФ" отправился в академию к ректору.

Малевич - хулиган

- ВАШ любимый поэт Пушкин с иронией писал о либералах-материалистах, что для них нет никакой пользы в статуе античного бога Аполлона Бельведерского, "печной горшок тебе дороже, ты пищу в нём себе варишь". Именно эти слова и стали девизом художников-авангардистов, которых вы так ненавидите.

- У них был ещё другой девиз: "Сапоги превыше Пушкина". Они хотели сбросить Поэта с "порта современности". Они избавлялись от сильных и талантливых конкурентов - старых мастеров. Отсюда чудовищные крики Малевича: "Уничтожим музеи - гробницы искусства". Я вообще с большим сомнением отношу Кандинского и Малевича к художникам. "Чёрный квадрат" - это хулиганство, профанация. Не понимаю, как может директор Русского музея Гусев утверждать, что Малевич - чуть ли не лучший художник всех времён и народов?! Можно взять в раму и знак дорожного движения "кирпич", обозначающий "проезда нет", и писать огромные монографии о зове космоса, о том, что красное - это кровь. Словоблудничать, возможно, даже получать премии в разных номинациях... А это просто "кирпич". Король-то гол!

В Швейцарии психиатры диагностируют "Симптом Кандинского". Если человек мыслит абстрактно, то есть "зашторивается" от реального мира, ему назначают уколы. Когда больной начинает рисовать домик и солнышко, значит, дело пошло на выздоровление.

Безумец Дали задавал шарады без ответов. Помните его картины - сидит Ленин в кепке, козырёк которой подпирают две палки, или горящую жирафу? Там нет мысли! Я бы назвал это формой шизофрении.

- Но почему тогда картины и Малевича, и Дали стоят ТАКИХ денег?

- Реклама и биржа сегодня решают всё. Авангард завоевал весь мир. Это - свидетельство глубокой душевной болезни общества нашего времени. Тот, кто любит живопись, не может её приобрести - слишком дорого. Покупают картины только так называемые новые русские, которые следят за конъюнктурой рынка. Они не заплачут от картины молодого художника, даже если она прекрасна. Скажут: "Ну, Пупкин! Ну и что? Нет бренда". Сегодня в моде и в цене русская классическая живопись - Шишкин, Айвазовский, мирискусники. Бизнесмены вкладывают деньги.

С моей точки зрения, сегодня торгуют не картинами, а бумажками - заключениями экспертов. Невооружённым глазом видно: на многих аукционах если не половина, так уж треть точно - подделки.

Всё сводится к чистогану. Если бы любили искусство, то помогали бы СОВРЕМЕННЫМ молодым художникам, как делали Третьяков, Мамонтов. Они не спрашивали никаких брендов-мендов. Понятие искусства сегодня убито, этим самым открыты настежь ворота для шарлатанства, мошенничества и голых королей во всех сферах культуры. Свои взгляды я изложил в книге "Россия распятая", второй том которой выйдет в сентябре.

Сегодняшнее искусство демократии - это возвращение военного коммунизма. Я был возмущён, когда по телевидению показали, как голый 35-летний идиот бегает по Москве, трясёт своими причиндалами и хватает людей за пятки. Это называется "современная инсталляция". Разве это не гаже "Чёрного квадрата"?!

Вот я сейчас разденусь и улягусь на столе. А нос накрашу вашей губной помадой. И это будет инсталляция. Это будет современно. Таких "мастеров", я считаю, надо или в дурдом сажать, или наказывать.

Большевики добились главного: свели всё к чёрному квадрату, к мнимому пролетарскому искусству. Даже Сталин сказал: "Народу это непонятно". Это правда - никто ведь до сих пор не понимает ни этих кубиков, ни шариков, ни коробочек. Авангард был сменён ложью соцреализма.
Зарплата - 3 рулона холста

- В ОДНОМ из учебников по живописи сказано: "Соцреализм - правдивое отражение жизни в революционном её развитии". Это как?

- Нужно было представлять то, чего нет. Мне говорили, когда был студентом: "Если ты в деревне увидишь керосиновые лампы в избах, что будешь рисовать?" - "Правду". - "Неверно! Ты должен написать лампочку Ильича, потому что через несколько лет наступит электрификация всей страны. А если будешь свои церквушки да всякое старьё рисовать - то ты не советский художник. У нас от завода по производству шарикоподшипников есть заявка на портреты лучших людей. Вот и шпарь по списку ударников труда".

Я возвратил России Академию живописи, ваяния и зодчества, где учат всех БЕСПЛАТНО. У нас строго догматическая программа Императорской академии, которая дала миру Врубеля, Сурикова, Иванова, Брюллова. Наш путь - вернуться к правде в живописи, которую прервал залп "Авроры". Сегодня все европейские академии прекратили своё славное существование - их задавил авангард. Я убеждён, что только тот, кто пройдёт столь трудную школу высокого реализма, станет художником. Школа - это крылья. Работа над натурой, изучение великих старых мастеров лежали и должны лежать в основе воспитания каждого будущего мастера.

Мои ученики ценятся во всём мире. Можно привести очень много примеров. Алёша Стиль возглавляет Союз реалистов Лос-Анджелеса. Окончивший несколько лет назад основанную мной академию Олег Супереко гремит в Венеции, где его называют "русский Тинторетто". А прекрасная художница Царькова, не изменив православию, стала главным художником Ватикана.

- А ведь вы скептически настроены по отношению к женщинам-художницам.

- Я всегда по-рыцарски относился к женщинам и, как грешный раб божий, не мог устоять перед их красотой. Но всегда этому предшествовало волнение души. Не так, как сейчас: "Давай займёмся сексом". Честно говоря, думаю, назначение прекрасного пола - вдохновлять мужчин на великие подвиги и рожать детей. Но не всем женщинам это дано. И потому были Жанна д.Арк, Шарлотта Корде, боярыня Морозова. Если имён великих художников-мужчин не счесть, как колосьев в поле, то женщин - раз, два и обчёлся. Ангелика Кауфман, Серебрякова, Остроумова-Лебедева...

- А Мухина?

- Сомнительно. Ведь она взяла идею "Рабочего и колхозницы" из римской скульптуры "Тираноубийцы".

Должен отметить: сегодня наши девушки-студентки работают порою гораздо сильнее и целеустремлённее многих молодых мужчин - их сверстников. Я радуюсь их успехам и таланту.

- Ваши студенты сказали мне, что один известный художник покупает у них за бесценок курсовые работы, пририсовывает женщинам, например, кошачьи морды и продаёт за баснословные деньги. Вам об этом известно?

- Каждый художник выбирает свой путь. Я знаю гораздо больше, чем вы думаете. Мои студенты обычно говорят правду. Но отвечать на ваш вопрос не стану. Всегда относился к коллегам с уважением. Жду от них того же.

- Что скажете насчёт мнения "Не признан - не гений"?

- В наше время "фабрик звёзд" любят поговорить на эту тему. Я не верю в непризнанных гениев. Настоящий творец напишет картину даже в тюрьме. Обычно до ХХ века всех гениев ценили при жизни. И эхо их величия множилось с веками.

- Микеланджело, Рембрандт, Тициан, Суриков навсегда остались в искусстве. Как вы думаете, Илья Глазунов уже вошёл в историю?

- А разве кто-нибудь сомневается в этом? Даже мои враги - нет. Почему ЮНЕСКО наградила меня за вклад в мировую культуру и цивилизацию? Тамбовский волк я этой ЮНЕСКО, у меня нет там ни дяди, ни тёти. Но объясните мне, пожалуйста, почему ни одно средство массовой информации России не рассказывает о том, что я все свои работы подарил государству? Моя галерея - на сегодняшний момент самая посещаемая. Но это умалчивается. Недавно была выставка Ильи Глазунова в Омске по инициативе любящего искусство человека - губернатора Полежаева. Музей имени Врубеля, в котором шла моя экспозиция, работал без выходных и допоздна.

В настоящее время я намереваюсь благодаря поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова создать из личного собрания икон, лубков, шедевров итальянской, русской живописи, мебели московскую усадьбу - дом-музей Ильи Глазунова.

- Ходят слухи о ваших баснословных заработках...

- На зарплату ректора можно купить 3 рулона грунтованного холста. А государственных заказов у меня нет.

За границей часто спрашивают, зачем я на своих студентов трачу столько душевных сил. Я чувствую великую ответственность за всех, кто был уничтожен во время геноцида моего народа. Именно поэтому я расцениваю свою работу художника как Служение, Долг Отечеству. Гениальный Васнецов сказал: "Я хотел бы, чтобы моё искусство было свечой, зажжённой перед ликом Божиим". И я, Илья Глазунов, мечтаю быть достойным повторить эти великие слова.

Автор: Ольга Шаблинская

Сайт: Аргументы И Факты

08.06.2006

www.peoples.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован