06 марта 2007
3291

Илья Глазунов: `Такой академии, как у нас, в мире больше нет!`

Сегодня в "Манеже" открывается уникальная выставка работ выпускников и педагогов Российской академии живописи, ваяния и зодчества, созданной ровно 20 лет назад народным художником СССР, профессором Ильей Глазуновым. Жаль только, что продлится она лишь по 9 марта; и у ценителей высокой живописи есть, по сути, только три дня, чтобы на нее попасть. Буквально за день, пока картины только развешиваются, мы поговорили с ректором академии Ильей Глазуновым.

СПРАВКА "МК"
Академия расположена на Мясницкой, 21, в здании, построенном по проекту Баженова в 1780-1790 гг. для генерал-поручика И.Юшкова. В 1843-м там было создано училище живописи и ваяния, где преподавали Перов, Саврасов, Левитан, Поленов... После событий 1917 года училище перестало существовать; в 20-х там открылись художественные мастерские. С 1953 по 1986 г. в здании располагались 22 различные советские организации, пока Глазунов не решил основать академию...

- 20 лет назад, задумываясь о перспективе воспитания нашей молодежи, я понял, что от нас уходит главное, - рассказывает Илья Сергеевич, - от нас уходит школа. Потому что школа - это крылья для художника. Кого ни возьмите - Пикассо, Тициан, Репин - все они обладали превосходной школой! Поэтому я и обратился к властям с предложением создать академию. Мы получили разрушенное здание на Мясницкой. Все надо было начинать с нуля. Например, все интерьеры были сделаны мною... А сегодня у нас учится уже более 500 человек!
- Что отличает вашу академию от всех прочих? В чем ее суть?
- Это единственная академия в мире, которая блюдет великие живописные законы Европы и России. Потому что школа духовного реализма всегда действует на людей: посмотрите, какие очереди в Третьяковскую галерею, в Пушкинский, в Эрмитаж! И в этом наша главная задача: дать людям школу высокого реализма, которая на Западе уничтожена, а у нас размывается. Потому что носителям высокого искусства у нас никто не помогает. А наши выпускники рисуют на уровне мировых стандартов минувших эпох и эпох будущих. Например, Алексей Стиль возглавляет в Лос-Анджелесе общество реалистов, а Олега Супереко, работающего в Венецианской академии художеств, называют "русским Тинторетто". Нашей школе все удивляются!
- Утрачивание высоких канонов - самая страшная проблема сегодня?
- Конечно! Классика утрачена! Гибнет театр, кино... А почему? Да потому что всем на все наплевать. В глазах - только зеленый цвет долларов. Какие "произведения" нам показывают на иных выставках? Поставят сапог, а к нему приклеено "Мальборо" - разве это искусство? Нет, все это очень легко сделать. А вот действительно масштабные полотна, сравнимые с "Утром стрелецкой казни", с наших выставок исчезли. Это ли не трагедия? Поехали тут наши молодые художники на учебу в Париж. А им на экзамене поставили поломанный мотоцикл, чтоб нарисовали. И они уехали в слезах... Потому что художник должен передавать внутренний мир человека, его красоту. А тут какая красота?
- Много талантливых ребят к вам поступает?
- Знаете, мое глубокое убеждение, что у нас - самые талантливые и художники, и актеры, и музыканты... Но начальная подготовка, увы, очень низкая. Абитуриенты зачастую не знают элементарных вещей. Например, кто такой Александр Невский. Мы же обучаем 6 лет. На первый курс, скажем, на факультет живописи берем 18 человек...
- Все они доходят до конца?
- Нет, 2-3 человека обычно отсеиваются. Мы всегда предупреждаем, что первый год обучения - это экзамен длиною в год. Главное - строгая система обучения. Чем строже школа, тем разнообразнее художники. Кстати, кроме традиционных у нас единственный в мире факультет по охране памятников культуры.
- Все ваши выпускники в дальнейшем придерживаются реалистического стиля в живописи?
- Нет, кого-то может потянуть на эти "кубики". И это называется предательством. Но таких, по счастью, мало.
Итак, на выставке представлено более 1000 произведений (более 800 - картины преподавателей и студентов). Каждый найдет здесь самые близкие для себя темы: вот портреты Скрябина, Рахманинова, Чайковского. Величественные пейзажи, исторические полотна... Равнодушным никто не останется.

Московский Комсомолец
от 06.03.2007
Отдел культуры.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован