28 июля 2008
7167

Илья Константинов: Кадровый голод

Предложения Президента РФ Дмитрия Медведева по совершенствованию кадровой политики вызвали столь сильный отклик в российском обществе, что уместно еще и еще раз возвращаться к этому вопросу.

Глава государства обратил внимание на проблему кадрового голода. Вот что он сказал по этому поводу: "Конечно, условия работы в административных структурах далеки от идеальных. И особенно это касается муниципального уровня, который воспринимается как самый не престижный, и потому, там наиболее острый кадровый голод". И далее: "По тем данным, которыми я располагаю, у нас сейчас 320 тыс. муниципальных служащих. Требуется еще практически почти половина от этого числа. Многие кадровые диспропорции складываются годами и, естественно, чтобы поправить их, потребуется время".

Таким образом, Дмитрий Медведев обозначил конкретную зону кадрового голода - служащие муниципалитетов.

Почему именно там сложилась самая напряженная обстановка с кадрами?

Причин тому не мало. Это и низкие зарплаты, и сложность работы непосредственно с населением, и высокая ответственность... Но главное, на мой взгляд - отсутствие полномочий, необходимых для решения всего комплекса муниципальных вопросов.
Эта старая проблема. Российское государство, в силу особенностей своего геополитического положения, всегда строилось сверху вниз, от центра к периферии. Максимальные полномочия концентрировались наверху, делегируясь вниз по ступеням административной лестницы.

Первую попытку сбалансировать суперцентрализованную государственную систему предпринял Александр II, в ходе так называемой земской реформы 60-70-х годов XIX века. Дело, хоть медленно, но пошло.

Революция 1917 года прервала поступательное развитие муниципальной власти в России.

В Советское время земства были заменены системой Советов всех уровней, юридически полновластных, но практически подконтрольных КПСС.
После распада Советской системы в России началось восстановление централизованного государственного аппарата вновь по принципу "сверху вниз".
На сегодняшней день на муниципальном уровне решается весьма ограниченный круг вопросов, причем под постоянным контролем властей Субъектов федерации и федеральных органов.

Особенно это наглядно видно на примере Москвы, где за выборными муниципальными органами закреплены минимальные полномочия, главным образом, санитарно-бытового характера.

Нет сомненья в том, что создание муниципального кадрового резерва будет способствовать смягчению кадрового голода на этом этаже власти.
Но едва ли ситуация изменяться радикально без коренного пересмотра статуса и полномочий муниципалитетов.

А главное - без развития муниципальной собственности, на которой держится местное самоуправление во всем мире.


Илья Константинов

28.07.2008

www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован