16 февраля 2007
2061

Илья Константинов. Власть и гражданское общество

В последнее время российские власти все чаще говорят о гражданском обществе. На эту тему постоянно высказываются Президент В.Путин, первый вице-премьер Д.Медведев, руководители президентской администрации. Высшие руководители страны затрагивали эту проблематику и в прошлые годы, но любой непредвзятый наблюдатель согласится, что только в 2006 году она вышла на авансцену международной политики.
Причины таких перемен понятны: приближаются Большие выборы, которые определят судьбу России на годы, а, может быть, и на десятилетия.
И при том, что внутри страны установилась относительная политическая стабильность, внешнеполитическая ситуация заметно обостряется. Все чаще и чаще наши западные друзья - противники обвиняют российское руководство в отступлениях от демократии и нарушениях прав человека.
Все отчетливее просматривается пренеприятная перспектива непризнания западным сообществом легитимности предстоящих выборов. А в роли "подающего" в этой ситуации могут выступать представители гражданского общества, т.е. ряда неправительственных организаций. И хотя Россия - не Грузия и не Украина, и "оранжевый" сценарий в нашей стране не пройдет, подобное развитие событий способно серьезно подорвать международные позиции Российской Федерации. Так что, стремление Кремля подстраховаться и взять под контроль наиболее заметные структуры гражданского общества, вполне понятно и оправдано.
Однако, кроме кратковременного политического эффекта на предстоящих выборах, "роман" государства и общества может иметь и долговременные последствия, на которые хочется обратить внимание читателя.
Выступая на заседании Общественной палаты, первый вице-премьер Дмитрий Медведев вновь заговорил о развитии человеческого капитала: "Разумеется, эта тема имеет непосредственное отношение к той проблематике, которой вы занимаетесь, ведь гражданская инициатива всегда являлась и является источником экономического роста, источником подъема гуманитарной и социальной сфер, фактором повышения качества госуправления, оптимизации государственных расходов".
Так оно и есть, тем более что в развитых странах совокупная стоимость услуг, предоставляемых гражданскими институтами, составляет от 2% до 5% ВВП. Но это только вершина айсберга: современное гражданское общество составляет питательную среду, оптимальную для развития экономики знаний, о которой так часто в последнее время говорит Дмитрий Медведев.
Дело в том, что постиндустриальная цивилизация требует постоянных инноваций, изменений, развития... А носителем инновационного потенциала является творческая и свободная личность. Свобода личности - одно из фундаментальных требований современного научно-технического прогресса.
В этом отношении либеральные оппоненты В.Путина совершенно правы, отстаивая приоритет прав и свобод личности. Другое дело, что человеческую свободу они трактуют однобоко, как независимость от государства, игнорируя другие формы зависимости. Экономическую, например, социальную, психологическую, иными словами - зависимость человека от человека.
А государство, собственно, для того и существует, чтобы обеспечить права и свободы личности. Именно об этом, на мой взгляд, и говорит Д.Медведев: "...гражданское общество является эффективным только в том случае, если оно состоит из зрелых и подготовленных к демократии личностей. Вот поэтому прямой задачей любого демократического государства является создание благоприятных условий для развития и самореализации людей, для развития того, что несколько наукообразно именуется человеческим капиталом".
Таким образом, только гармоничное сочетание государства и гражданского общества способно обеспечить весь комплекс условий, необходимых для всестороннего развития человека, а значит и для развития инновационной экономики общества знаний.
С государством в последнее время у нас все обстоит более или менее благополучно, по крайней мере, по сравнению с ситуацией 90-х годов.
Развиваются и институты гражданского общества. В недавно обнародованном Докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в Российской Федерации приводятся впечатляющие данные: на 1 октября 2006 года в стране было зарегистрировано более 359 тысяч различных организаций, относящихся к структурам гражданского общества. Их число довольно быстро увеличивается. Так, с начала 2001 года оно возросло на 34%. В расчете на 1000 жителей в нашей стране приходится 2,5 зарегистрированных некоммерческих организаций. В сравнении с другими постсоветскими странами это неплохой показатель. Для сравнения, в Польше на 1000 жителей приходится 1,4 НКО, а в Болгарии - 1,1.
Существуют, конечно, и проблемы. В том же докладе говорится: "Формализованные и неформализованные структуры гражданского общества пока еще не образуют плотную общественную среду". То есть, они разобщены и недостаточно информированы друг о друге. Да и население имеет весьма поверхностное представление о деятельности некоммерческих организаций.
Быстрому развитию институтов гражданского общества в нашей стране препятствуют недоверие населения, недостаточное внимание СМИ и, главное, проблемы с финансированием.
По данным Общественной палаты три четверти НКО испытывает постоянную нехватку средств. Кстати, не в последнюю очередь это связано с сокращением масштабов зарубежной помощи некоммерческому сектору - на треть, по сравнению с 2003 годом. Средства международных благотворительных фондов начинают покидать Россию.
Связано это, по мнению экспертов, не столько с политикой российских властей, сколько с изменением общего представления о России: страна перестает выглядеть в глазах мировой общественности нуждающейся в помощи. Так что, развивать гражданское общество нам придется своими силами! И без существенной поддержки государства здесь не обойтись.
Речь должна идти не столько о прямом финансировании, сколько о создании соответствующей законодательной базы и благоприятных информационных условий деятельности НКО.
Следует признать, что кое-что в этом направлении уже делается. Предоставим слово Дмитрию Медведеву: "Вы знаете, в прошлом году мы довольно подробно обсуждали один из важных законопроектов - закон о так называемых целевых фондах, о целевом капитале или об эндаументах, если говорить на английский манер, который должен стать дополнительным источником поддержки для социальных учреждений: для образования, для науки, для культуры. Этот закон только начинает работать и государство, конечно, очень заинтересовано в том, чтобы вы, как общественные коммуникаторы, следили за тем, каким образом этот закон реализуется".
Действительно, пока еще трудно сказать, насколько закон об эндаументах изменит ситуацию с частным финансированием институтов гражданского общества, но отрадно уже то обстоятельство, что высшие руководители России понимают актуальность этой проблемы и ищут пути ее решения.
В заключении, хочется вспомнить известную русскую поговорку: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Кто знает, может быть, если бы Запад не повернулся к России спиной, если бы не известное обострение международной ситуации, напоминающее некоторым аналитикам времена холодной войны, в нашей стране не наблюдалось бы такого всплеска интереса к гражданскому обществу?!
Так или иначе, но "роман" государства и гражданского общества в России быстро развивается. Дай Бог, чтобы он завершился счастливым "браком".


15.02.2007 г.

Илья Константинов

www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован