03 ноября 2006
1326

Илья Осколков-Ценципер ищет интересную работу

Гендиректор ИД "Афиша" Илья Осколков-Ценципер не часто становился владельцем бизнес-проектов, в которых ему доводилось участвовать. Но почти все из них связаны именно с его именем. Он говорит, что всегда брался за то, что интересно, а потом выяснялось, что на этом можно заработать.

Очередной учебный семестр 1968 года в университете города Кил в Северном Стаффордшире подошел к концу. Студент Тони Элиот, запрятав учебники подальше, строил планы на предстоящие летние каникулы. Приехав в Лондон, он, недолго поразмыслив, нашел себе непыльное дельце. Элиот решил лично продавать на одной из самых маргинальных лондонских улиц - Портобелло-Роуд - листки с расписанием рок-концертов. Газетенка, в которую изначально было вложено 70 "студенческих" фунтов, пользовалась спросом.

Тогда Тони Элиот особо и не надеялся, что затея выльется в высокодоходный бизнес. Сейчас оборот его издательского дома, выпускающего то самое "расписание" - всемирно известный журнал Time Out, - составляет более 20 млн фунтов.

Не подозревал Элиот и о том, что в далекой России почти 30 лет спустя серьезную конкуренцию его детищу составит местный журнал, создатели которого будут упорно спорить с его концепцией. "Мы с самого начала поняли, что дело не только в расписаниях и не столько в расписаниях. Time Out - это расписание с комментариями, а Афиша - комментарии с расписаниями", - заявляет гендиректор издательского дома "Афиша" Илья Осколков-Ценципер.

Он утверждает, что сами по себе расписания ничего не стоят, и их эпоха заканчивается, при наличии интернета и мобильной связи вряд ли кто-то будет специально искать журнал с анонсами событий. Поэтому медиаменеджер, заставив однажды совладельцев ИД согласиться на запуск сайта издания, сейчас активно развивает онлайн-проекты издательского дома, а саму "Афишу" превращает в журнал об образе жизни в большом городе. Но делать из издания гламурный глянцевый журнал и писать о приключениях, например, Ксении Собчак глава "Афиши" не собирается. Ему интересны совсем другие вещи.

Впервые на арене
Как-то в далеком 1986 году Илья Осколков-Ценципер попробовал себя в качестве музыканта. Играя на банке с гречкой - советском варианте маракасов, он обогащал композиции группы "Умка и броневичок". Он так проникся музыкой, что пошел по этому пути дальше, примкнув позже к "неадекватному балету мусульманского джаза" "Тупые". Похоже, для него это чуть ли не главная настоящая музыкальная страсть, во всяком случае, точно "главная русская панк-группа".

А вот кинематограф, уже постсоветский, его не впечатлил. Третья серия телефильма Кирилла Серебренникова "Ростов-папа" "Южный декамерон" показалась Осколкову-Ценциперу неправдивой. Он высказал режиссеру, что тот нарядил актеров под Феллини и заставил говорить на несуществующем языке. Возможно, Илье просто оказалось недостаточно второстепенной роли, которую он сыграл в этом фильме.

Впрочем, стоит ли гадать, если сам герой не жалеет об историях, в которых ему приходилось участвовать? "Я занимался вещами, интересными мне в тот или иной период, - объясняет свою жизненную философию Илья. - Я не особо задумывался о деньгах, хотя, конечно, люблю их, как все. Просто хотелось, чтобы дело было увлекательное".

Увлекать и увлекаться он научился в ГИТИСе, куда специально пришел послушать лекции по социологии искусства авторитетного театроведа Геннадия Дадамяна. Окончив отделение "Планирование и организация театрального дела", Осколков-Ценципер утверждает, что работает исключительно по специальности, ведь, по сути, директор театра или цирка - это тот же продюсер.

Лекции Дадамяна Осколков-Ценципер стал применять на практике сначала как главный социолог Союза художников СССР, а потом как совладелец "АРТ-МИФа" (МИФ - Moscow International Fair). "Артмифовцы" устраивали выставки и убеждали банки собирать коллекции картин. В 1991 году коллеги "отпустили" его в Париж учиться "культурной политике". Именно так назывался курс АНФИАК, совместный проект французских министерств культуры и иностранных дел, обучавший, по сути, администрированию культуры. Целый год Илья провел с 15 студентами из 14 стран, общаясь с "довольно качественными людьми в области культуры". "Провести три дня в обществе вице-президента Лувра равносильно годовому курсу лекций о том, что такое музей", - объясняет эффект французского образования Осколков-Ценципер.

Но применить в России полученные знания Илья не смог. Представление, которое ждало его на родине, заготовило другие роли. "Я вернулся домой в ночь с 3 на 4 октября 1993 года, - вспоминает Илья. - На кухне сидела мама и ругалась матом".

Господа все в Париже
После событий осени 1993 года Осколков-Ценципер со своими коллегами лишились бизнеса - один из соучредителей решил, что одного владельца и руководителя для фирмы будет достаточно. Но без дела и без "группы товарищей" Илья оставался недолго. Константин Эрнст, нынешний гендиректор "Первого канала", Александр Роднянский, занимающий сейчас пост президента "СТС Медиа", а тогда режиссер-документалист из Киева, и продюсер Геннадий Юзефавичус пригласили Осколкова-Ценципера в новый журнал "Матадор". В издании собралась очень сильная команда, в первый номер писали материалы все, в том числе и учредители. И это, по словам некоторых из них, было большим удовольствием. "Когда я делал выставки, я понимал, что не стану самым лучшим, у меня даже было подозрение, что я так никогда и не научусь этому ремеслу, - раскрывает свои секреты Илья. - Когда же я стал делать журнал, меня от этого дико перло. Тогда не было никаких глянцевых журналов (Cosmopolitan появился чуть позже, в 1994 году. - ИР), и я уверился в том, что делаю это лучше всех на свете".

Но журнал просуществовал недолго. По словам президента "СТС Медиа" Александра Роднянского, в процессе работы не возникло четкой бизнес-схемы, учредители не стали расширять список изданий, заниматься же выпуском только одного журнала с тиражом 15 тыс. экземпляров было невыгодно. К тому же в то время создатели "Матадора" увлеклись другими проектами, так, например, главного редактора журнала Эрнста ждал Борис Березовский, предложивший ему место генпродюсера на ОРТ.

Зарабатывать же на прессе в то время можно было, и у "матадоровцев" перед глазами стоял хороший пример, на фоне которого бессилие их собственного детища вполне могло раздражать. Примерно в те же дни 1993 года, когда Илья выслушивал родительское отношение к происходящим в стране событиям, в Россию приехал американец Эндрю Полсон, чтобы вывести из финансового кризиса журнал "Деловые люди", принадлежавший французской издательской группе Hersant. Его миссия была весьма успешна - только за первые два месяца работы под управлением Полсона убыточное издание заработало $400 тыс. рекламных доходов. Антикризисная деятельность сделала Эндрю Полсона заметной фигурой в российском издательском бизнесе. Познакомился с Полсоном и Осколков-Ценципер.

Через три года после прибытия в Россию Полсон попытался выкупить "Деловых людей", но его опередил главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев. Неудачным для Полсона оказался и запуск еженедельного журнала о политике и бизнесе "Понедельник" - инвестор издания побоялся накануне президентских выборов "высказывать" свои мысли на данные темы. Но в марте 1997 года Банк Москвы, владевший 51% акций ИД "Вечерняя Москва", пригласил Полсона в одноименный далекий от политики городской журнал. Эндрю же позвал на место главного редактора "очень талантливого, просто гениального" своего знакомого, Илью Осколкова-Ценципера. Тот не отказался, ведь он всегда искал работу "интересную и выгодную".

Создателям журнала "Вечерняя Москва", призванного стать чем-то вроде английского Time Out или французского Periscope, приходилось много раз выслушивать сомнения в жизнеспособности проекта: "О чем вы будете там писать и, главное, для кого? Людей, на которых вы рассчитываете, в России нет. Они есть в Париже, в Лондоне, но только не здесь". Но главный редактор и гендиректор опровергали сомнения. "Тогда для представителя среднего класса, для интеллигентного человека, интересующегося книгами, кино, музыкой, который при этом не нищ и не похож на своего папу, любителя Грушинского фестивал
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован