27 ноября 2008
2982

Илья Соломатин, вице-президент ОСАО `Ингосстрах`: `В страховой отрасли произойдет естественный отбор`

"В страховой отрасли произойдет естественный отбор" Страховая отрасль пока не пострадала от финансового кризиса в столь сильной мере, как фондовый рынок или банковский сектор. Однако, как прогнозирует вице-президент ОСАО "Ингосстрах" Илья Соломатин, страховым компаниям также придется затянуть пояса потуже и пересмотреть стратегии развития: избавиться от нерентабельных региональных офисов, сократить персонал, снизить издержки и строже контролировать выплаты страхового возмещения.
- Илья Петрович, как вы оцениваете влияние финансового кризиса на страховую отрасль?
- Откровенно говоря, сейчас сложно дать однозначную оценку. Финансовый кризис отразится на страховании в той мере, в которой он уже затронул фондовый рынок, бизнес инвестиционных и коммерческих банков, по разным прогнозам, в конце года или в начале следующего. Пока же, согласно статистике, собранной Федеральной службой страхового надзора, за прошедшие девять месяцев во всех сегментах отмечался рост страховых премий. Впрочем, некие отголоски финансового кризиса заметны в страховой отрасли уже сегодня: страховые компании полностью свернули инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг. Не секрет, что на протяжении предыдущих двух лет средства, вложенные в инструменты фондового рынка, приносили хороший доход, и страховые компании размещали в ценных бумагах и собственные средства, и страховые резервы в допустимых пределах. Как известно, на Западе именно инвестиционная деятельность, а не собственно оказание услуг по страхованию приносит страховым компаниям основную прибыль. Сейчас, в связи с падением фондовых рынков, необходимо вновь переориентироваться на получение дохода исключительно от страховой деятельности.
- Насколько серьезна угроза, нависшая над страховой отраслью? Стоит ли ожидать череды банкротств страховых компаний?
- О массовом исходе страховых компаний говорить пока рано, хотя не исключено, что до конца следующего года их число сократится вдвое. Больнее всего кризис ударит по компаниям, которые специализировались на долгосрочном страховании жизни, в значительной мере ориентируясь на получение дохода за счет инвестиционной деятельности. Впрочем, таковых немного, все-таки подавляющее большинство российских страховых компаний специализировались на рисковых видах страхования. Сложно придется компаниям с незначительной клиентской базой или закрепившимся в узком сегменте рынка страховых услуг. В выигрышном положении окажутся страховщики с развитой сетью и сбалансированным портфелем - это позволит диверсифицировать риски: даже если одно направление даст сбой, убытки можно будет компенсировать за счет прибыльных направлений. В страховой отрасли произойдет естественный отбор, в результате селекции выживут сильные и наиболее профессиональные компании.
- На ваш взгляд, будут ли федеральные компании стремиться усилить свои позиции в отдельных регионах, в том числе и за счет скупки местных игроков?
- Консолидация страховой отрасли продолжается на протяжении последних двух лет, и во время кризиса число сделок M&A только возрастет. Однако прежде приобретение сильных региональных компаний происходило по достаточно высокой цене, сейчас же многие компании, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, будут вынуждены уступать страховые поля за бесценок. Необходимо отметить, что тяжелая ситуация, в которой оказываются небольшие региональные страховые компании, связана не только с кризисом, но и с постоянным ужесточением нормативов по величине уставного капитала, требований по размещению страховых резервов в рамках политики по укрупнению и оздоровлению страхового рынка, которую проводит ФССН.
- Нет ли планов по приобретению региональных страховых компаний у "Ингосстраха"?
- В долгосрочной стратегии компании до 2012 года, которая пока остается без изменений, это не исключается. В любом случае, возможность приобретения той или иной страховой компании будет рассматриваться отдельно в каждом конкретном случае, с учетом реального состояния страховой организации на текущий момент.
- Создан ли в компании некий "антикризисный пакет мер"?
- Прежде всего, в последнее время стало уделяться повышенное внимание оценке рисков при размещении активов компании, показатели пересматриваются буквально в ежемесячном режиме. Кроме того, разработана достаточно жесткая система урегулирования убытков.
- Одним из наиболее "проблемных" видов для страховых компаний сегодня становится ОСАГО. Предпринимаются ли в компании "Ингосстрах" меры по снижению доли данного вида в страховом портфеле?
- При существующих страховых тарифах развитие направления обязательного страхования ответственности автовладельцев приносит страховой компании прибыль лишь в первые два года, а затем становится заведомо убыточным или в лучшем случае "нулевым" бизнесом. По прошествии трех-четырех лет люди начинают осознавать, что пострадавший в дорожной аварии вправе получить возмещение не только за "железо", но и за утерю товарной стоимости автомобиля, а также компенсацию за полученный в аварии синяк и ушиб. Сейчас, в условиях финансового кризиса, люди будут готовы судиться со страховой компанией за каждую копейку. Поэтому реальная убыточность ОСАГО стремительно растет. В сегменте ОСАГО уже нет демпинга, который был в первые годы принятия обязательной "автогражданки". Большая доля ОСАГО заводит страховые компании в глубокую яму убыточности, из-за перекоса страхового портфеля уже произошел ряд банкротств. В особенно тяжелом положении оказываются страховые компании, занимающие сильные позиции в автостраховании в отдельном регионе - велика возможность столкновения машин, которые застрахованы в одной страховой компании по ОСАГО и каско. "Ингосстрах" в сегменте автострахования придерживается сбалансированного подхода, основанного на многолетнем опыте, накопленной статистике и выработанной системе адекватной тарифной политики.
- Какие сегменты, виды страхования станут новыми "точками роста" рынка страховых услуг?
- В кризисные времена наиболее динамично будут развиваться, в первую очередь, обязательные виды страхования. К сожалению, у российских граждан сознательная потребность в страховых услугах возникает, лишь когда удовлетворены основные потребности: человек уже купил машину, квартиру, положил сбережения на счет в банке - тогда и возникает желание сохранить нажитое имущество. Согласно результатам маркетингового исследования, человек начинает задумываться о приобретении страхового полиса, когда он может свободно располагать хотя бы 300-400 долларами в месяц. Пока неизвестно, насколько глубоко окажется дно финансового кризиса, как сильно обесценятся сбережения и снизится уровень реальных доходов населения. Это и определит динамику развития добровольных видов страхования.
- Внес ли кризис коррективы в планы развития компании "Ингосстрах"?
- На сегодняшний день компания только пересмотрела планы по развитию региональной сети. Сегодня по уровню проникновения "Ингосстрах" находится на одном уровне с компанией "РЕСО-Гарантия", уступая по числу открытых точек продаж лишь Росгосстраху. На протяжении последних двух лет компания активно открывала региональные офисы, сейчас пришло время собрать статистику и сделать выводы о перспективности дальнейшего развития в тех или иных регионах и городах.
Изменения произойдут и в кадровой политике. Волна сокращений уже прошла по всему финансовому сектору, докатилась и до страховой отрасли, о планах по сокращению значительного числа сотрудников объявил ряд крупных компаний. И "Ингосстрах" не стал исключением. Правда, сокращение в большей степени коснется не полевых подразделений, а технических служб.
- Совсем недавно казалось, что основную угрозу для российского страхового рынка представляет вступление страны в ВТО, которое сделает возможным открытие прямых филиалов иностранных страховых компаний. Сейчас риски уже нивелированы?
- Проблема не исчезла полностью, а, скорее, приобрела латентный характер. Россия наверняка вернется к обсуждению вхождения в ВТО, когда пройдет пик кризиса.

27 Ноя, 2008 г.
Источник: allinsurance.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован