16 июня 2008
3165

Имущество академии: как избежать рейдерских атак


Развитие государственно-частного партнерства в области науки напрямую связано с вопросами управления имущественным комплексом государственных научных учреждений. Мы обратились к заместителю руководителя Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом Юрию Медведеву с просьбой прокомментировать некоторые аспекты этой темы. Предлагаем ответы, официально предоставленные STRF.ru пресс-службой Агентства.

Какие возможности по управлению имуществом и учреждению коммерческих структур появились у Российской Академии наук (РАН) в связи с принятием новой редакции Устава РАН? Как Вы оцениваете эти изменения?

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года No 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 года No 308-ФЗ) Российская академия наук (РАН), отраслевые академии наук являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, данным Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций.

Реестры федерального имущества, передаваемого академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени указанные реестры не утверждены Новая редакция Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" не изменила объем полномочий РАН в отношении федерального имущества, по сравнению с предыдущей редакцией этого Федерального закона. Кроме того, положения устава РАН не могут противоречить положениям Федерального закона и каким-либо образом расширять предоставленные РАН полномочия по управлению федеральным имуществом, в связи с чем утвержденный Правительством Российской Федерации устав РАН нельзя рассматривать как документ, изменяющий или расширяющий полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом, предоставленные РАН Законом.

Какие возможности по использованию своего имущества есть у научных организаций при переходе в форму автономной некоммерческой организации?

Необходимо отметить разницу в полномочиях бюджетных и автономных учреждений по использованию федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. При этом согласно статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Более детально полномочия автономного учреждения в отношении имущества регламентированы Федеральным законом от 3 ноября 2006 года No 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", в частности, статьей 3 указанного Закона.

Следует также учитывать, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В свою очередь, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Федеральным законом No 174-ФЗ установлено, что решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни.

Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан. Кроме того, Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению. Правила подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений утверждены постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 924.

Решение об изменения типа существующего федерального учреждения принимается Правительством Российской Федерации. При этом для принятия решения об изменении бюджетного учреждения на автономное должно быть представлено обоснование его создания, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг.

В случае вывода помещений научных учреждений из-под ведомственной принадлежности появляется опасность так называемых рейдерских захватов. Какие механизмы, на Ваш взгляд, сегодня могут противостоять им?

По мнению Росимущества, "перевод помещений в иную ведомственную принадлежность" не повышает опасность рейдерских захватов, поскольку правомерное прекращение вещных прав научных организаций, подведомственных РАН, на принадлежащее им имущество и "вывод помещений научных учреждений из ведомственной принадлежности" осуществляется Росимуществом при выявлении ненадлежащим образом используемого имущества, в том числе предоставленного третьим лицам по договорам аренды и иным гражданско-правовым договорам, не согласованным с представителем собственника имущества, а также в отношении излишнего, неиспользуемого имущества для его последующего закрепления за федеральными органами власти, федеральными организациями в целях использования имущества для федеральных нужд. Прекращение прав научных организаций направлено на законное и целевое использование федерального имущества.

Для минимизации риска "рейдерских захватов" необходимо принятие руководителями научных учреждений своевременных мер по внесению сведений об имуществе в реестр федерального имущества, а также по регистрации федерального недвижимого имущества и земельных участков. Указанные меры позволят обеспечить должную защиту имущественных интересов Российской Федерации, в том числе и в судах. Для минимизации риска "рейдерских захватов" необходимо принятие руководителями научных учреждений своевременных мер по внесению сведений об имуществе в реестр федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года No 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", а также по регистрации федерального недвижимого имущества и земельных участков. Указанные меры позволят обеспечить должную защиту имущественных интересов Российской Федерации, в том числе и в судах.

В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации установлен заявительный порядок внесения сведений в реестр об имуществе правообладателем, за которым федеральное имущество закреплено на соответствующем праве. Таким образом, при наличии в реестре федерального имущества полных и достоверных сведений об имуществе, Росимущество имеет возможность контролировать его использование, в том числе принимать непосредственное участие в судебных процессах.

Актуальна ли проблема рейдерских атак на имущество нестоличных научных организаций?

По результатам проведенного Управлением организации работы территориальных органов анализа поступивших в 2007-2008 годах обращений по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за РАН и подведомственными РАН организациями, обращения по вопросу рейдерских атак на имущество научных организаций не поступали.




http://www.ras.ru/news/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован