04 апреля 2002
118

Информатизация школьного образования Республики Карелия

Информатизация школьного образования Республики Карелия
Н.С.Рузанова, Л.С.Запольская, В.А.Токарев(*)
Петрозаводский государственный университет
(*) Институт повышения квалификации работников образования
Е-mаil : ruzаnоvа@mаinрgu.kаrеliа.ru

Как и во многих школах страны, в Карелии, следуя провозглашенному в 80-е годы лозунгу `Программирование - вторая грамотность`, основной акцент в курсе информатики в течение многих лет делался на обучении программированию. Срез знаний, проведенный в школах г.Петрозаводска в 1993 году, показал, что ученики даже ведущих школ города воспринимают компьютер как средство программирования и не видят в нем инструмент обработки, хранения и передачи информации.

К этому времени в школах республики использовалось 16 несовместимых между собой типов компьютеров, слабых по мощности, ненадежных, имеющих бедное программное обеспечение и, вследствие этого, непригодных для внедрения новых информационных технологий в обучение.

Решить накопившиеся в школьном образовании Карелии проблемы можно было только сформировав единую политику в области технического, программного и методического обеспечения внедрения новых информационных технологий в учебный процесс школ.

Придавая важнейшее значение информатизации системы образования, прави- тельство Республики Карелия приняло в 1993 году постановление О компьютеризации учреждений народного образования республики` с целью внедрения информационных технологий в школьное образование, в ходе выполнения которого предполагалось:

- поэтапное оснащение учебных заведений перспективной унифицированной вычислительной техникой, позволяющей на современном уровне решать задачи внедрения новых технологий обучения;
- приобретение, адаптация и внедрение лицензионных педагогических и инструментальных программных средств для обеспечения информатизации учебного процесса;
- разработка пакетов обучающих курсов по различным предметам, а также школьных электронных учебников, справочников, баз данных и т.д;
- подготовка кадров для работы по внедрению НИТ.
Для реализации проекта было принято решение выбрать в качестве базового компьютер Масintоsh фирмы Аррlе, отличающийся простотой в освоении, наличием встроенной графики, звука и других ресурсов, необходимых для реализации мультимедиа среды, что должно было в корне изменить использование компьютеров в учебном процессе школы.

Важным доводом в пользу компьютеров Масintоsh стала надежность, как необходимое условие эффективного внедрения информационных технологий в учебный процесс школ, удаленных от центра республики.

Для руководства проектом была создана рабочая группа, которая взяла на себя организацию работ по обследованию школ с целью выявления наиболее подготовленных к внедрению информационных технологий в кратчайшие сроки, по отбору программных средств с целью создания фонда для обеспечения поддержки внедрения ИТ в обучение и разработке соответствующего методического обеспечения.

Отбор программных средств и выработка рекомендаций по их использованию осу- ществлялась десятью предметно-экспертными комиссиями, в которые вошли 36 школьных учителей, преподавателей университета, пединститута, института повышения квалификации.

Особое внимание уделялось вопросам подготовки и переподготовки администрации школ, учителей информатики, учителей - предметников.

Наиболее углубленно и многопланово проводилась подготовка учителей информатики, которая включала изучение операционной системы и возможностей использования локальной сети, приемы работы с текстовой и графической информацией, числовыми таблицами, базами данных и т. д.

Анализ работ, выполненных по реализации проекта информатизации школьного образования, позволяет сделать вывод о том, что использование в школах республики информационных технологий на платформе Масintоsh дает возможность

- преодолеть психологический барьер, существующий в школьных коллективах (особенно у учителей- гуманитариев) к компьютерной технике и организовать применение ее самым широким образом в практике работы школы (для подготовки документов, оформления методических материалов и др.),
- вызвать активную положительную реакцию и желание работать с использованием компьютеров у учителей начальных классов и в результате организовать применение ИТ уже в первые годы обучения в школе,
- сделать более наглядным обучение по различным предметам и усилить междисциплинарные связи,
- сделать первые шаги для привлечения школьников к созданию коллективных проектов и дать им возможность почувствовать полезность выполняемой ими работы,
- создать условия для активной творческой деятельности учеников по применению информационных технологий при решении учебных задач,
- продемонстрировать большие возможности использования компьютеров в воспитательной работе (выпуск газет, проведение конкурсов рисунков: создание эмблемы школы и др.).
Таким образом, в Карелии за счет внедрения информационных технологий в школьное образование сделан важный шаг на пути улучшения качества обучения и повышения уровня информационной культуры школьников.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован