10 ноября 2008
4343

Информационно-психологическая безопасность: проблемы обеспечения и законодательного регулирования

Проблема
Современные возможности науки и техники позволяют создавать средства и методы информационного воздействия на системы управления живых организмов, изменяющие их функционирование. Оборотная сторона прогресса - потенциальная опасность применения технологий искусственного изменения поведенческих реакций человека, ограничения свободы его волеизъявления, а также воздействия на его здоровье. Именно потому, что специфика зондирования и изменения внутреннего мира человека основана на возможности несанкционированного проникновения в его психику, необходимо жесткое законодательное регулирование применения психотехнологий. Однако в России этот сложный и важный вопрос пока находится в правовом вакууме.


Дистанционное облучение и зомбирование:
бред или реальность?
Этот материал так и хочется начать с хрестоматийной фразы: В редакцию пришло письмо Письмо действительно пришло - жительница г. Долгопрудный Московской области просила о помощи. Суть ее письма такова: она и вся ее семья подвергается дистанционному облучению и воздействию психофизиологических технологий, зомбированию; невидимое "бинарное" оружие поражает ничего не подозревающих людей, причиняя боль и меняя психику. В результате человеческое подсознание изменяется до неузнаваемости. Автор письма подавала по этому поводу заявления в прокуратуру, СЭС, штаб ГО. Ответы из официальных органов сводились к тезису "Докажите, что вас излучают".
Можно по-разному относиться к подобным письмам, но нельзя не задуматься над тем, чем обернется сила, которую принесет человечеству доступ к инструментальному измерению и контролю психических функций. Ведь такой контроль не подлежит воле сознания и, следовательно, может быть осуществлен без согласия человека.
Так получилось, что не столько само письмо, сколько затронутая в нем проблема подвигла нашего корреспондента Людмилу Грудцыну исследовать этот вопрос. За профессиональными разъяснениями она обратилась к заведующему кафедрой психоэкологии Российского университета дружбы народов, академику Российской академии естественных наук Игорю Викторовичу Смирнову.
Однако прежде определимся со специальными понятиями и терминами, которые будут использоваться в беседе.
Бинарное оружие - новое химико-биологическое средство, образующееся в момент смешивания исходных компонентов. Бинарное оружие образуется при соединении и взаимодействии двух или более частей, каждая из которых в отдельности практически безвредна. Этот метод, предназначенный в основном для производства нервно-паралитических веществ, имеет то преимущество, что упрощаются хранение и ручные операции с ядовитыми веществами, поскольку исходные компоненты боевого средства безвредны.
Информационно-психологическая безопасность - состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Психозондирование - наиболее эффективный из известных науке инструментов исследования психической деятельности человека, использующий неосознаваемые реакции и стимулы.
Психоэкология - совокупность научных знаний и практических приемов, касающихся состояния и поведения человека в информационной среде его обитания.
Специальные средства воздействия - технические и программные средства, используемые для негативного информационно-психологического воздействия на человека или группу лиц.
Стандарты информационно-психологической безопасности - утвержденные в установленном порядке параметры информационно-психологического воздействия, не вызывающие негативных последствий для психики человека.

Комментарий специалиста
Игорь Викторович, что Вы как специалист может сказать об этом письме и об изложенном в нем?
- Это письмо - типичный клинический случай, но определенная связь с современными реалиями в нем есть. Действительно, имеется широкий спектр средств, способных гарантированно изменять способ мышления человека, программировать его поведение, нарушать адекватность реакций и искусственно прививать синдром зависимости. В последние годы мы наблюдаем быстрое развитие компьютерных технологий, увеличение количества и существенное изменение качества информационных потоков и как следствие - изменение менталитета всего общества. В этих условиях поведение человека начинает незаметно для него и окружающих меняться. В первую очередь это сказалось на психиатрических больных - произошла серьезная модификация структуры бреда. Если раньше некоторые больные предполагали, что на них воздействуют с Марса гипнотическими лучиками, то сейчас жалобы в основном на психотронное оружие. Я уже много лет активно занимаюсь психофизиологическими технологиями, позволяющими создавать средства и методы скрытого дистанционного воздействия на психику и физиологию человека или группы людей. И каждый раз жалею о сказанном в интервью, потому что всякий раз после публикации наблюдается всплеск активности больных людей, не вызывает. Обидно, но чаще всего только они и реагируют на такие публикации - по-своему, конечно.
А какой реакции и от кого Вы хотели бы дождаться?
- От государства, конечно. Сейчас в России нет ни одного закона, мало-мальски регулирующего несанкционированное воздействие на психику человека. На Западе такие вещи категорически запрещены. Только в США принято и действует более 1800 нормативно-правовых актов, начиная с Закона Келли 1956 г. Создается такое впечатление, что российские государственные структуры мало волнует законодательное урегулирование этого вопроса. Им не до этого. Когда речь идет о счетах в банках, машинах, квартирах и коттеджах, здесь есть понятная каждому конкретика. Задумываться же о каких-то эфемерных и неосязаемых вещах сложно и не каждому хочется.
Федеральным законом от 26 июля 2001 года N 103-ФЗ в статью 6 Федерального закона "Об оружии" было внесено дополнение, согласно которому запрещается оборот оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового или ультразвукового излучения. Получается, вот уже два года как оборот подобного оружия запрещен
- Это не снимает проблему законодательного регулирования недозволенного вмешательства в жизнь человека, которой, повторю, в России никто всерьез не занимался. Ментальность русских такова, что проблема зондирования сознания не относится к разряду насущных, а потому и не обсуждается в обществе. Американцы и англосаксы боятся доступа в их внутренний мир, отсюда и принцип "Мой дом - моя крепость". У нас этого принципа никогда не было, нет и думается не будет. Нет обсуждения - нет должной государственной политики в этой сфере. Нужен закон, четко и однозначно (не заумно) регулирующий пределы несанкционированного зондирования человеческой психики. Разработка концепции законодательства в области информационно-психологической безопасности была начата еще в 1990 г. в парламентской комиссии Верховного Совета СССР по проблемам национальной безопасности под руководством академика Ю.А. Рыжова. Комитет Государственной Думы по безопасности два года назад подготовил законопроект об информационной безопасности и прислал его нам в клинику им. Корсакова. Его чтение ничего кроме гомерического хохота специалистов не вызвало. Лично я написал проект длиной в полторы страницы, суть которого можно свести к одной мысли - все исследования и применение несанкционированного воздействия на личность должны стать прерогативой государства. Однако столь ясный законопроект оказался никому не нужен.
Что, на Ваш взгляд, должно быть законодательно запрещено?
- Использование несанкционированного воздействия на человека в коммерческих или политических целях. Разрешено должно быть только контролируемое научное и лечебное использование.
Если бы законопроект "Об информационно-психологической безопасности" был принят, была бы создана система учреждений, которая в идеале призвана ограждать россиян от зомбирования и психозондирования. В частности, статья 11 проекта предусматривает обязательное лицензирование в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Согласно этой статье государственные органы имеют право на деятельность по обеспечению информационно-психологической безопасности без лицензии в пределах своей компетенции. Возникает вопрос: не станет ли лицензирование легализацией купли-продажи психотехнологий?
- Да, конечно, как и все в нашей стране. Вспомните мудрое высказывание Салтыкова-Щедрина о том, что жестокость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Тем не менее, я считаю, что даже такое законодательное регулирование намного лучше царящего сейчас полного беззакония, когда правила игры могут в любой момент поменяться. Главным игроком должно быть государство. Именно оно и должно установить обязательные для всех правила и обеспечить механизм ответственности за их нарушение.
Согласно статье 15 законопроекта применение специальных средств и методов информационно-психологического воздействия без согласия субъекта, в отношении которого применяются такие средства и методы, разрешается при проведении антитеррористических операций. Все мы помним, что было при освобождении заложников на Дубровке: от газа, примененного против террористов, погибли десятки людей. Учитывая этот факт, согласны ли Вы с подобной нормой?
- Согласен, потому что из практики знаю особенности организации семантических воздействий и знаю, как отделить зерна от плевел (заложника от террориста).

В чем проблема?
Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности чрезвычайно актуальна для России и мирового сообщества в целом, поскольку напрямую связана с вопросами национальной безопасности. Например, в Америке интенсивные разработки методов и средств специального воздействия на психику начались еще в середине прошлого века. По данным ФАПСИ, за последние 15 лет расходы США на разработку и приобретение средств информационной борьбы выросли в четыре раза и занимают первое место среди расходов на все военные программы. С семидесятых годов XX в. исследовательские программы проводятся в лучших лабораториях университетов всего мира: США, Германии, Австрии, Франции, Италии, Японии, Израиля, Китая. В опубликованных в США результатах исследований авторитетной комиссии Американского Физического общества за 1993 г. делается вывод, что подобные системы вооружений (Psychophysical Arms System) могут эффективно использоваться для решения обширного круга военных задач, а точнее - для создания принципиально новых средств и методов ведения войны, в том числе для создания стратегического оружия нового вида.
Такое информационное оружие имеет целью массовое внедрение в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов, распространение недовольства или паники среди населения, а также провоцирование деструктивных действий различных социальных групп.
Бытует мнение, что психотехнологии используются некоторыми государственными организациями, корпоративными группами и отдельными людьми. Однако доказать подобное еще никому не удавалось. Например, в информационно-аналитическом обзоре Московского комитета экологии жилища "О преднамеренном использовании антигуманных средств спецтехники в Российской Федерации", представленном в Генеральную прокуратуру РФ и Государственную Думу, говорится о массовых обращениях граждан за защитой. Ответ прокуратуры от 30 декабря 1996 г. N 32-5-14-95 весьма предсказуем: "К сожалению, принять какие-либо меры прокурорского реагирования по фактам, приведенным в представленных Вами документах, не представляется возможным из-за отсутствия законодательной базы по затронутой Вами проблеме. Вместе с тем, разделяя Вашу озабоченность, в Генеральную прокуратуру РФ представлена подробная информация по всем вопросам, содержащимся в обращении. В частности, направлены наши соображения о необходимости создания законодательной и нормативной базы по указанному вопросу".
Действительно, сегодня на законодательном уровне не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы его волеизъявления и манипуляция общественным сознанием.
Основным правовым актом, определяющим границы безопасного состояния индивидуального, группового и массового сознания, является Конституция России, которая провозглашает свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, массовой информации, литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44), свободу получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29), а также накладывает запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение конституционных прав и свобод граждан может быть установлено только федеральным законом "в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства". По существу, ограничительные нормы Конституции создают основу для определения объектов обеспечения информационно-психологической безопасности, выявления угроз этой безопасности и формирования государственной политики России в области противодействия этим угрозам1))).
(((1. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. 1999. N 3. С. 47-51.)))
Очевидно, что одних конституционных норм недостаточно, необходим рамочный закон, четко определяющий, что такое информационно-психологическая безопасность и специальные средства и методы воздействия, регламентирующий компетенцию органов контроля за обеспечением информационно-психологической безопасности и ответственность за нарушения.

Напрасные труды
Упомянутый в беседе с И.В. Смирновым проект Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности" вызревал в недрах Государственной Думы на протяжении нескольких лет и стал уже третьим по счету. Первые два - "О защите психосферы человека", предложенный депутатом В. Илюхиным, и "Об обеспечении энергоинформационного благополучия населения", подготовленный Комитетом Государственной Думы по экологии и активно лоббировавшийся Международной академией информатизации (МАИ) и Международной академией энергоинформационных наук (МАЭИН), - были "заморожены" на стадии обсуждения.
Третий законопроект неоднократно перерабатывался и дважды (в 1998 и 1999 гг.) рассматривался на заседаниях Экспертного Совета Комитета Государственной Думы по безопасности. Положения законопроекта обсуждались на парламентских слушаниях в 1999 г., на научно-практической конференции в рамках V Международного форума "Технологии безопасности" (2000 г.). Проект был опубликован для обсуждения в бюллетене "Безопасность" (1999 г.), а также в интернете.
Проект Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности" был подготовлен рабочей группой Комитета Государственной Думы по безопасности и внесен 3 декабря 1999 г. в порядке законодательной инициативы депутатом Государственной Думы второго созыва В.Н. Лопатиным, возглавлявшим это направление законодательной работы в российском парламенте.
В составе Государственной Думы третьего созыва законопроект поддержали и выступили в составе субъектов законодательной инициативы основные депутатские объединения и 16 депутатов, представляющие все профильные Думские комитеты (по безопасности, по обороне, по информационной политике, по охране здоровья, по законодательству): А.И. Гуров, С.В. Степашин, П.Т. Бурдуков, Н.Д. Ковалев, Ю.П. Щекочихин, А.И. Александров, Н.Ф. Герасименко, Б.И. Резник, Е.Ф. Лахова, Л.Н. Глебова, В.П. Воротников, Э.А. Воробьев, Е.А. Зеленов, В.П. Никитин, Г.Г. Майтаков, О.В. Морозов.
Однако на первом же рассмотрении законопроект был отклонен.
Концепция законопроекта базировалась на двух принципиальных положениях:
- любой человек, находящийся на территории России, должен быть защищен от негативных информационно-психологических воздействий на его психику;
- обеспечение информационно-психологической безопасности является одной из важнейших задач государства.
Проблема в том, что в законопроекте нет самого важного - конкретного механизма обеспечения безопасности. Создается впечатление, что основная его направленность перевести существующую незаконную куплю-продажу психотехнологий на иной - государственный - уровень путем "распределения" лицензий, сертификатов и контролирующих функций между несколькими структурами и организациями.
Положения некоторых статей законопроекта вызывают вопросы, чтобы не сказать недоумение. Например, согласно ст. 1 законопроекта "Субъектами настоящего Федерального закона являются лица, подвергшиеся негативному информационно-психологическому воздействию. Получается, что человек должен сначала доказать, что он подвергся такому воздействию и только после этого вправе требовать, в частности, привлечения виновных лиц к ответственности.
Доказывание информационно-психологического воздействия - очень сложное дело. Особенность негативных информационных воздействий состоит в том, что они могут быть выявлены только в результате специальной экспертизы. Несмотря на то, что законопроект устанавливает, что государственная экспертиза может проводиться как в заявительном порядке, так и по поручению органов государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности в порядке контроля, понятно, что "контроль" будет осуществляться за теми и над теми гражданами, кто обратится за проведением такой экспертизы.
Согласно ст.13 Законопроекта с заявлением на проведение экспертизы вправе обращаться лица, подвергшиеся негативным информационно-психологическим воздействиям, а также лица, действующие в их интересах, в соответствии с гражданским законодательством, в том числе их родственники, доверенные лица, работодатели, общественные объединения. Если в результате экспертизы выявлено негативное информационно-психологическое воздействие на психику человека, лицу, подвергшемуся такому воздействию, оказывается реабилитационная помощь в соответствии с действующим законодательством. Заключение экспертизы может быть обжаловано в суд.
Итак, третий по счету законопроект об информационно-психологической безопасности оказался неудачным и был отвергнут. О смехотворности проекта заявил известный российский академик И. Смирнов. Другой академик - нейрофизиолог академик П. Симонов даже направил инициаторам законопроекта короткий и точный комментарий: "Подобно тому, как право и законность действуют до тех пор, пока выполняется принцип презумпции невиновности, наука опирается на принцип презумпции доказанного. Она имеет дело только с явлениями, реальность которых доказана их закономерной повторяемостью, возможностью воспроизведения результатов эксперимента. Все остальное принадлежит царству веры, а верить можно во что угодно, поскольку свобода совести гарантируется законом". По его мнению, многие сформулированные (и постулируемые) в законопроекте положения в науке не доказаны, а следовательно, дискредитируют саму идею необходимости принятия подобного проекта.
Концепцию закона должны формулировать профессионалы, а дело законодателя - придать ей юридически грамотную форму. Однако мнения специалистов остались невостребованными.
Думается, законопроект об информационно-психологической безопасности - не последний. Хорошо, если законодатель, предпринимая очередные попытки создать серьезную правовую базу по этому вопросу, привлечет специалистов к разработке самой концепции или хотя бы попытается разобраться в сути явления, ознакомившись с недавно вышедшей в свет монографией И.В. Смирнова "Психоэкология".
Работа представляет собой плод многолетних концептуальных и экспериментально-клинических исследований автора и руководимого им научного коллектива.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован