Инновационный тип управления как основа ускоренного развития России

Статья опубликована в журнале "Государственная служба", N 5, 2005. - С. 125-133 и приводится в монографии Е.Е.Румянцевой "Политика, основанная на знаниях, в контексте роста международного авторитета России (статьи, лекции, выступления и экспертные оценки политических решений)". - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 76-85. Совершенствование российского законодательства в области инновационной экономики осуществляется без опоры на многолетние исследования ученых разных мира, которые уже в течение нескольких десятилетий используют в своих исследованиях единообразные трактовки основополагающих понятий инновационной экономики, таких, например, как "инновация" и "предпринимательство". Современный этап развития исследований в этой проблематике характеризуется потребностью использования междисциплинарных подходов с учетом изменения принципов мышления руководства той или иной страной мира - перехода с консервативного, бюрократического, в ряде стран - криминального и негативного типов мышления к позитивному опережающему, которое носит название "инновационного". Именно этим вопросам и была посвящена настоящая публикация 2005 г., ориентированная на повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в России на всех уровнях управления великой страной. За последние 70 лет мировая экономическая теория прошла значительный путь от узкого к широкому пониманию категории "инноваций", от ее трактовки в качестве главной характеристики предпринимательства к осознанию необходимости формирования массового инновационного мышления, начиная от уровня малого бизнеса и заканчивая управлением государством. В то же время четкой ясности по использованию понятийного аппарата новейшей науки об инновационном управлении пока не сложилось. Первоначально термин "инновация" большинством исследователей понимался как продуктово-технологическое нововведение. В соответствии с этим строилась теория предпринимательства, первоначально разработанная Й.Шумпетером - инновация - главная характеристика предпринимателя, которая отличает его от обычного управленца-непредпринимателя. Правда, при этом Й.Шумпетер трактовал инновацию именно в широком, а не в узком смысле. Однако данная строгость в понимании сути предпринимательской деятельности перестала соблюдаться в современной экономической теории и практике: сегодня термины "бизнесмен", "менеджер", "руководитель", "собственник предприятия" стали употребляться как синонимы понятия "предприниматель", а в официальной государственной статистике появились малые, средние и крупные предприниматели. Расширились подходы и к пониманию инноваций. В большинстве современных публикаций подчеркивается роль знаний в создании национальной инновационной системы, появился термин "экономика, основанная на знаниях". Например, Синов В.В. считает, что "современное производство и его инфраструктура уже не нуждаются в бюрократических (технократических) организациях...В современных условиях все большее число работ основывается на знаниях" . В то же время многие работы по-прежнему развивают лишь узкое понимание инноваций. Так, В.Ж. Келле подчеркивает, что "инновация, т.е. применение науки к разработке, производству и последующему широкому распространению новых технологий, новых продуктов является основой, стержнем, отличительным видовым признаком ее современной модернизации как процесса созидания общества, опирающегося на "экономику знания" . Более того, такой узкий подход в понимании "инноваций" ведет к недооценке роли экономической науки в формировании рациональной системы государственного регулирования экономикой и внедрения современных методов эффективного управления на уровне предприятий. Из этого узкого подхода как бы следует, что "экономика знания" - это экономика, основанная только на развитии прикладных технических наук, способствующих появлению новых продуктов и технологий. Возможно, именно такое методологически некорректное определение "экономики знаний" и является одной из причин того, что в России недооценивается роль экономической науки, в результате чего страна и общество несут огромные потери, оцениваемые в десятки миллиардов долларов, связанные: на уровне управления российскими предприятиями - перерасходом оборотного капитала и острым дефицитом инвестиций из-за применения неэффективных методов финансового менеджмента; на уровне управления государством - с нерациональностью структуры государственного бюджета, с проведением ошибочных реформ, с принятием неэффективных целевых программ, коррупцией, утечкой капиталов и т.п. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован