26 февраля 2007
2319

Интеллект на продажу

Как пишут "Новые известия", фестиваль интеллектуальной литературы Non/fiction, проходящий в эти дни в Центральном доме художника, едва ли не самое любопытное событие года в литературной жизни столицы. Мало того, что ЦДХ польстят своим присутствием литераторы такого уровня, как Том Стоппард и Чингиз Айтматов, - Non/fiction ежегодно собирает крупнейших представителей российского и зарубежного книжного бизнеса. Простые посетители, пришедшие на выставку, бродили в ее лабиринтах, теряясь от обрушивавшихся на них потоков информации.

В первый день ярмарки особенно страстные любители книг начали подтягиваться к Центральному Дому художника уже часа за два до открытия. Спешить действительно стоило. Хотя бы для того, чтобы услышать вторую строфу "Евгения Онегина" в интерпретации Дмитрия Александровича Пригова (именно так, с отчеством требует именовать себя этот известный художник-концептуалист). Правда, с творением Пушкина эти бессловесные завывания в течение 3-4 минут с каким-то рычанием глохнущего мотора в конце имели мало чего общего. Нашелся и остряк, попросивший исполнить все это на бис. Повторно мучить публику Пригов не стал. Ему и так есть чем заняться. Например, довести до конца дело написания 100 тысяч стихотворений (и тем самым, кстати, убить русскую литературу - такова уж задумка Пригова).

Обойти 4 тысячи квадратных метров, сплошь занятых книгами - да еще такими, от которых глаза разбегаются, не шутка. Для тех, у кого под конец осмотра стройные ряды со стендами издательств начинали двоиться и троиться в глазах, устроено Литературное кафе. Потратить там время можно было приятно и с пользой: не только посидеть, отдохнуть и выпить кофе, но также послушать стихи или поучаствовать в дискуссиях на литературные темы.

Не менее интересен проект "Два/Три", посвященный творчеству футуриста Велимира Хлебникова. Точнее, его восприятию мира, основанному на этих числах ("два движет, трется три"), сочетанию двух- и трехмерного. Об этом размышляли в своих инсталляциях, авторских книгах и медиапроектах современные художники. Сравнить их работы с работами русских футуристов - родоначальников феномена художественной книги - можно было этажом ниже, на ярмарке антикварной книги.

Зарубежные гости - литераторы и книгоиздатели Израиля - с удовольствием срывали бумажные листья с дерева, "посаженного" в кадке в самом центре зала. А затем читали написанные на них мудрые изречения, вздыхали и окидывали философским взглядом ярмарку. Писатели прогуливались возле стендов со своими книгами и охотно отвечали на вопросы. Правда, Андрей Волос почему-то упорно не хотел разъяснить, есть ли в России литературный процесс. И даже отказывался понимать, что это такое. Участник шорт-листа "Большой книги" Далия Трускиновская рассказывала о проблемах русскоязычной литературы в Латвии. Ольга Славникова пыталась подсчитать приблизительную "зарплату" усредненного писателя и для этого по-братски делила суммарные деньги литературных премий за год на всю "команду". Мария Галина вопрошала собравшихся на "круглый стол" российских фантастов, отчего же они комплексуют перед "большой литературой". Фантасты рычали и хорохорились.

Чингиз Айтматов ярмарку всячески хвалил. Правда, потом честно признался, что читает современную русскую литературу лишь от случая к случаю. Впрочем, это не мешает писателю самому пополнять ее фонды. К субботе Чингиз Торекулович пообещал наточить карандаши заново и в очередной раз встретиться с поклонниками, чтобы вновь раздать автографы.

01.12.06

Радио России

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован