Эксклюзив
01 декабря 2011
4834

Интеллектуализация образования современного общества знания: роль и перспективы

Беляева О.В. - Ставропольский государственный университет

Новый тип общества идентифицируют как постиндустриальное (термин конца 60-х - начала 80-х гг.), информационное (или общество знаний), в котором основным ресурсом является мобильный высококвалифицированный человек. Формирование таких высококвалифицированных кадров - задача системы образования. Это требует достижения нового качества образования, качества, которое соответствует требованиям новой системы общественных отношений и ценностей. Интеллектуализация образования способствует повышению качества образования, формированию интеллектуального потенциала современного общества.

В современном обществе информация превратилась в коллективный продукт человечества, продукт его глобализации, ставшей основным вектором его исторического развития. По мнению А. Торкунова, "индустриальная эпоха уходит в прошлое, на смену приходит эпоха глобальной информационной революции и принципиально иной информационной открытости. Стратегическим ресурсом XXI века становятся знания и умение человека пользоваться этими знаниям. Самым значимым социальным аспектом глобализации стало расширение возможностей для раскрытия человеческих потенций. Мы больше не можем создавать закрытые системы и модели, будь то политика, экономика, культура, наука и образование" .

По мнению Г.К. Ашина, будущее нашей страны будет определяться не нефтяными и газовыми богатствами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки и образования, высоких технологий .

В отечественной литературе есть несколько определений понятия "интеллектуальный потенциал". По мнению Ю.П. Лежниной, интеллектуальный потенциал определяется "как совокупность условий, обеспечивающих способность системы (государство, регион, предприятие, организация и т.п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере" .

По мнению автора, интеллектуальный потенциал - это, с одной стороны, характеристика богатств внутренних личностных сил людей, их творческих способностей; с другой - характеристика возможностей раскрытия и использования обществом интеллектуальных способностей и талантов.
На уровень интеллектуального потенциала комплексно влияют многие факторы социальной среды. Один из таких комплексных социальных факторов - образование. Образование в обществе XXI века стало играть решающую роль. Для формирования интеллектуального потенциала общества требуется достижение нового качества образования. Это заставляет переосмыслить цели среднего и высшего образования, по-новому сформулировать планируемые результаты в обучении. В этой связи основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной и прочих сферах.
При этом многомерные, многофункциональные компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критичности мышления и других показателей. Достижение компетентности требует включения различных интеллектуальных процессов и интеллектуальных умений (аналитических, критических, коммуникативных и др.
Статус проблемы "интеллектуализации" в настоящее время является одним из наиболее значимым в социокультурном аспекте. По мнению Суртаевой Н.Н., Егоровой Г.И., Пандериной Н.А., интеллектуализация - это целенаправленный, систематический процесс, направленный на формирование интеллектуальной культуры личности и приводящий к значительному изменению в жизнедеятельности человека, общества, социума .

По мнению Ю.Я. Клехо, интеллектуализация является императивом выживаемости человечества XXI века. Лидирующей нацией будет та, которая создаст наиболее эффективную систему школ, колледжей, чтобы максимально развить интеллектуальный потенциал своих молодых сограждан. При этом конечной стратегической целью образовательной реформы России, в отношении высшего образования, должно стать создание системы подготовки интеллектуальной элиты страны . Ученый поясняет, почему такая формулировка наиболее полно подходит как цель реформы высшего образования и выделяет три аспекта.
Во-первых, задача подготовки интеллектуального потенциала определяет весь дальнейший путь развития многих стран. "...Будущее принадлежит интеллектуалам. Базой подготовки интеллектуалов является общее среднее образование, создающее ту основу, на которой проявляется талант. Высшая школа выделяется как система, в рамках которой эти таланты получают окончательную доводку .
Во-вторых, эффективный и качественный уровень подготовки интеллектуального потенциала в большей степени зависит от действующих систем организации этой подготовки, т.е. от механизма формирования интеллектуальной элиты.
В-третьих, необходимо, чтобы стратегическая цель реформы была одна и имела ключевой характер.

Все указанные цели являются актуальными. Создание общества знаний в России, формирование нового поколения и интеграция Российской высшей школы в мировое образовательное пространство реализуется в случае создания действенной системы отбора и подготовки интеллектуальной элиты.

По мнению Ю.С. Васильева, В.И. Козлова, интеллектуальность общества представляет собой способность достаточной части общества формировать интеллектуальные продукты, обеспечивающие гармоничное развитие государства по основным гарантирующим направлениям деятельности. Интеллектуальные продукты в широком смысле определяют широкий спектр гарантирующих объектов существования государства в различных сферах государственной и прикладной деятельности .
Важной составляющей интеллектуализации является генерация знаний как категория, определяющая процесс, приводящий к новым знаниям. По мнению О.С. Новиковой, интеллектуализация различных областей деятельности осуществляется посредством развития интеллектуальных возможностей специалистов, а установки на развитие интеллекта осознаются как интеллектуальная потребность, условием удовлетворения которой оказывается развитие своего рода интеллектуального вкуса и интеллектуальной эстетики. Интеллектуализация идет по различным направлениям, главными из которых выступают формирование интеллектуального самосознания и интеллектуальной культуры специалистов, приобретение ими когнитивной грамотности и овладение методологической культурой. Комплекс этих направлений характерен только для современного уровня интеллектуального развития как отдельных личностей и коллективов, так и общества в целом .

Анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы показывает, что немаловажное значение имеет феномен "интеллектуализации" в плане разрешения проблемы в системе человек - компьютер. В последнее время появились установки на интеллектуализацию в различных областях умственного труда. Однако данные установки носят декларативный, формализованный характер и связывают феномен "интеллектуализации" с использованием и распространением математических методов, с глобальной компьютеризацией в мире. "...В последнее время возрос интерес к автоматизации, проектированию, конструированию как ведущим направлением интеллектуальной деятельности. Эта проблема имеет большое значение в народном хозяйстве. Дальнейшая интеллектуализация САПР как системы человек- машина должна осуществляться на основе антропоцентрического подхода, обеспечивающего разработчикам новой технологии наиболее естественные условия для проявления творческой активности. При этом необходимо отметить, что каждое общество, может эффективно использовать новые средства умственного труда только при условии максимального развития интеллектуальных возможностей специалистов" .
Интеллектуализация и образование - два взаимосвязанных процесса. Через призму их единства можно правильно осознать ключевую роль образования как важнейшего механизма для интеллектуального развития, формирования интеллектуального потенциала.
В числе важнейших характеристик современного высшего образования может быть названа степень интеллектуализации его содержания, суть которой заключается в развитии интеллектуально-творческой направленности личности путём формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств. Для этого требуется реализовать ряд требований: во-первых, насытить образование современным научным мировоззрением, стимулирующим интеллектуальное развитие и обогащающим мышление методологией научного познания; во-вторых, создать систему знаний, в которой основную роль играют качественные параметры - системность, динамичность, уровень обобщения, познавательная ориентация, в-третьих, развить механизмы мышления, связанные с постановкой цели и выработка концепции её достижения, со способностью к оценочным действиям .

Одна из специфических черт современного этапа интеллектуализации содержания высшего образования - единство системного стиля мышления с моделирующим познанием, которое выражается в расширении тенденции, универсализации методов моделирования. При этом важнейшими интеллектуальными качествами выступают: самостоятельность, гибкость мышления, продуктивность ассоциирования, связанная с творческим воображением, критичность .

Другой путь интеллектуализации - через развитие интеллектуальных показателей - указывают П.И. Пидкасистый, М.Л. Фридман, М.Г. Гарунов и др. Интеллектуальное развитие личности является основным компонентом готовности человека к самообразованию, которая проявляется в следующих наиболее значимых способностях :
o в конкретном видеть общее;
o из общего выявлять конкретное;
o видеть внутренние связи различных научных понятий;
o осознать единство и целостность научной картины мира;
o уметь соотносить научные категории с объективной реальностью;
o уметь анализировать, обобщать;
Важными характеристиками являются также гибкость мыслительной деятельности, осознанность, устойчивость, самостоятельность мышления; прочность имеющихся знаний, умений, навыков, и их восстанавливаемость.

Таким образом, анализ феномена "интеллектуализация" позволил выявить различные точки зрения на данную категорию. С одной стороны, он получает довольно широкое распространение в социокультурном пространстве, а с другой стороны, данный термин малоизучен, неопределён в известных философских, психолого-педагогических, социальных словарях. Широкое распространение феномена "интеллектуализации" означает его восприятие индивидуальным и общественным сознанием. Порождение таких значимых процессов как интеллектуализация образования, позволяют говорить о возможности формирования интеллектуального потенциала общества, взращивания высококвалифицированных кадров, выживаемости всего человечества в новом тысячелетии.

http://www.allrus.info/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован