01 октября 2007
2046

Интернет-интервью председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексея Олеговича Александрова


1 октября в 12-30 часов в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексея Олеговича Александрова.

Тема интервью: "Тенденции миграционной политики города Москвы".

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".
Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущая интернет-интервью - Карпунина Наталия Ивановна (компания "Гарант").

Доброе день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего сегодняшнего гостя - это Алексей Олегович Александров - Председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.

Уважаемый, Алексей Олегович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Основной приток трудовой миграции концентрируется в крупнейших городах и, в первую очередь, в Москве. Объяснить это достаточно просто - именно здесь сходятся основные финансовые потоки, именно здесь за труд предлагается наиболее высокая оплата.

Несмотря на то, что с 15 января 2007 года действуют поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", упрощающие правила пребывания и работы иностранцев в России, многие принципиальные проблемы в сфере трудовой миграции так и не решены. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в Москве. Не отрегулирован механизм квотирования иностранной рабочей силы. До сих пор неясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.

Летом этого года на заседании московского правительства была рассмотрена новая городская миграционная программа на 2008-2011 годы. Недавно она подписана мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Программа содержит некоторые принципиально новые позиции по решению ряда миграционных проблем. Например, столица предлагает создать так называемый миграционный терминал. О нем и о политики города в сфере трудовой миграции в ближайшие три года расскажет в ходе интернет-интервью председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Олегович Александров.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущая: Уважаемый Алексей Олегович, расскажите, пожалуйста, об основных изменениях миграционной политики. Правда ли, что новое миграционное законодательство РФ является одним из самых либеральных в мире? Вопрос от Сергея Сергеевича из Московской области.

Александров А.О: Добрый день! Действительно, сегодняшнее законодательство РФ в сфере регулирования миграционных потоков является самым либеральным в мире. Любой гражданин иностранного государства, с которым у России заключен договор о безвизовом въезде может сесть на поезд, на самолет, на машину или пешком прибыть на территорию РФ. Принимающая сторона принимает уведомление о том, что он находится на территории того или иного субъекта в России. И данный гражданин уже легально находится на территории нашей страны. Затем он направляет заявление с просьбой получить разрешение на работу, и в течение 10 дней Федеральная миграционная служба должна выдать такое разрешение. Причем, иностранный работник, прибывший на территорию России, захотевший осуществлять трудовую деятельность, обречен на успех. Что это значит? Федеральная миграционная служба в любом случае должна выдать ему разрешение, независимо от ситуации на рынке труда. Единственным противопоказанием, если можно так выразиться, является законопослушание данного гражданина. Т.е. основанием для отказа в выдаче разрешения на работу может служить только какие-либо нарушения российского законодательства, незаконный переход государственной границы или проблема с правоохранительными органами, если они были в период предшествующий данному приезду. Таким образом, любой иностранный гражданин из стран с безвизовым режимом въезда может получить разрешение на работу в РФ. Чем вызван такой либеральный характер? По состоянию на прошлый год у нас на одного легального работающего, их всего было 187 тысяч в Москве, иностранных работников приходилось до 9-10 нелегальных иностранных работников. Сегодня с тем, чтобы навести прозрачность в этой сфере и, по крайней мере, понять размер миграционных потоков, которые необходимо государству регулировать, было принято такое законодательство. На сегодняшний день мы считаем, что число нелегальных работников в Москве уменьшилось практические на порядок. И сегодня на одного работающего, наверное, приходится 2-3 нелегальных иностранных работника - это экспертные оценки Федеральной миграционной службы.

Ведущая: Какие первые положительные результаты дало вступившее в этом году в действие новое миграционное законодательство? Если такие есть. Вопрос от Владимира Ивановича из Москвы.

Александров А.О.: Во-первых, сфера стала более прозрачной. Во-вторых, упрощен процесс легализации или постановки на учет на территории субъекта РФ. Если раньше это был разрешительный порядок и зарегистрировать иностранного работника можно было только по месту жительства, то сегодня этот процесс носит действительно либеральный характер, т.е. принимающая сторона направляет просто уведомление. И для получения разрешения на работу необходимо представить только три документа: паспорт, квиток от уведомления и госпошлину. Даже не нужно представлять какие-либо документы, подтверждающие квалификацию по той или иной специальности.

Ведущая: Новая миграционная политика Москвы на 2008-2011 гг. предполагает создание миграционного терминала. Расскажите об этом подробнее. Вопрос от Андрея Иванович из Москвы.

Александров А.О.: Действительно, я сказал, что эти законы носили в целом прогрессивный характер, но вместе с тем опыт из реализации, т.е. первые 9 месяцев работы, показали, что много проблем еще осталось не решенных. Те проблемы, по которым сегодня нужно принимать оперативные решения. Что это за проблемы? В первую очередь: сегодня нет четкой ясности с учетом иностранных работников на территории Москвы. О чем идет речь? Так на сегодняшний день выдано около 500 тысяч разрешений на работу иностранным работникам в городе Москве. По законодательству работодатель, принявший на работу иностранных работников должен в течение месяца уведомить Федеральную миграционную службу и Управление занятости населения по городу Москве о том, что он заключил такой трудовой договор. Так вот, на сегодняшний день таких уведомлений поступило 150 тысяч человек. Таким образом, получается 350 тысяч человек, т.е. это разница между 500 и 150, те которые получили разрешение на работу, но не трудоустроились. И вот получить четкий и внятный ответ на вопрос: "где они находятся", мы сегодня не можем. Почему? Потому что: Во-первых: идет постановка на учет по месту пребывания. Место пребывания, если мы заглянем в раздел дефиниций закона "О постановке на миграционный учет в России иностранных граждан", то там написано: "Местом пребывания может быть место жительства или иное другое место, где может находится мигрант". Т.е. это может быть и рабочее место, это может быть и нежилое помещение, это может быть и, если утрировать, телефонная будка. Вот с этим положением городские власти согласиться не могут.
Далее, по законодательству в течение 90 дней разрешение на работу, если иностранный работник не трудоустроился, аннулируется. Т.е. 350 тысяч человек не устроившихся должны: 1) либо выехать по истечению 90 дней после получения разрешения на работу из страны, 2) либо трудоустроится нелегально и быть нелегальными иностранными работниками на территории России, ну и 3) пополнить криминальные ряды нашей столицы. Это приезжают молодые мужчины, город полон соблазнов - не трудно предположить, что определенная часть идет в криминал. Вот с этим подходом мы согласиться не можем. Мы предпринимаем все меры, чтобы разрешить эту ситуацию - это первая проблема.
Вторая проблема: анализ прибывших иностранных работников. Вернее, не анализ, а анализ ситуации с санитарно-эпидемиологическим благополучием, или состоянием пребывающих иностранной рабочей силы показывает, что до 14% иностранных работников, пребывающих сегодня в Москву, больны опасными инфекционными заболеваниями. Это туберкулез, это сифилис, это лепра, это гепатит, это СПИД. Как вы понимаете, эти работники, наверное, не очень желательны для нашего городского сообщества. Они пользуются предприятиями общественного пользования - это и городской транспорт, это и столовые, это и кафе - это жизнь среди нас, москвичей. Каким образом решать эту проблему? В законодательстве сегодня предусмотрено, что получив разрешение на работу, иностранный работник в течение месяца должен пройти медицинское освидетельствование. Т.е. сначала он получает разрешение на работу, а потом приносит справку, подтверждающую, что он здоров. Если этой справки нет, опять-таки работодатель должен разорвать трудовой контракт и т.д. Но вот на сегодняшний день, с учетом вышесказанного, по поводу постановки на миграционный учет по месту пребывания, отловить вот этих больных достаточно сложно. Итак, 14%. Представляете, если у нас сегодня 500 тысяч получило разрешение, 14% - это достаточно большое число. Далее, по действующему законодательству, например, инфицированные вирусом СПИДа подлежат выдворению из страны. Мы не имеем сегодня ни одного примера, когда по этим медицинским показателям кто-то из иностранных работников-носителей СПИДа, был бы выдворен из страны. Т.е. четкого механизма, прописанного как это делать и как его применить в жизнь на сегодняшний день нет. Сегодня проблема заключается и в том, что в соответствии с Постановлением Правительства определен круг органов исполнительной власти федерального уровня, которые могут принять решение. И мы сегодня настаиваем, что это Постановление также необходимо корректировать, передав определенные полномочия Федеральной миграционной службе.
Следующий блок в этой же медицинской области. Подлежат депортации только иностранные работники-носители СПИДа. А, извините, открытая форма туберкулеза? А другие особо опасные инфекционные заболевания? В соответствии с нашей Конституцией и с действующим законодательством они подлежат лечению в учреждения здравоохранения города, т.е. Москвы, как субъекта РФ. В этом случае, наверное, целесообразно также рассмотреть вопрос о расширении этого перечня особо опасных инфекционных заболеваний, носители которых подлежат обязательному выдворению с территории страны. Такие предложения Правительством Москвы подготовлены и направлены для рассмотрения. Также возникает ряд вопросов по законодательству. Например, должны заключатся договоры с физическими лицами, выступающими как работодатели в органах местного самоуправления. О чем идет речь? О ремонте квартир, дач: И мы сегодня говорим, что до 30% нелегальных работников трудится именно в этой сфере. Т.е. москвичи, желая подешевле провести собственный ремонт, нанимают вот эту дешевую иностранную рабочую силу и без заключения соответствующих документов, не платя ни налогов, ни соответствующего оформления. Поэтому необходимо и в этой области навести порядок, внести изменения уже в городское законодательство, прописав четко механизм регистрации вот таких договоров между физическими лицами и иностранными работниками, физическими лицами, которые выступают в качестве работодателей. Для того, чтобы навести порядок во всем этом, Правительство Москвы предлагает создание такой структуры, носящей характер координационного центра, если хотите, миграционного терминала. Что это такое? Это подразделение на базе государственного учреждения Московский центр трудового обмена, которое будет включать в себя представительство федеральных структур. Т.е. приехал иностранный работник, ему надо встать по какому-то адресу на миграционный учет - вот он миграционный терминал, адрес миграционного терминала является адресом постановки на учет. Но с этого момента миграционный терминал несет ответственность за взятого на себя, или приглашенного иностранного работника.
Следующий блок: его поставили на учет. Работник должен получить разрешение на работу. Опять-таки, кто выдает разрешения на работу? Федеральная миграционная служба. Значит, в этом миграционном терминале должно быть представительство Федеральной миграционной службы, осуществляющего постановку на учет и выдачу разрешений на работу.
Следующее: медицина. Должен быть медицинский отдел, дающий направление на обследования. Сегодня в городе практически в каждом округе определены учреждения здравоохранения, которые проводят вот эти вот медицинские обследования.
Следующий блок: финансовый. Если приехал иностранный работник и устроился на работу, заключил трудовой договор с работодателем, он должен платить налоги. И работодатель также должен платить налоги. Являясь не резидентами РФ, значит первые 183 дня иностранный работник должен платить 30% подоходного налога. Сегодня в 95% этого не происходит. Соответственно, в миграционном терминале должно быть представительство Федеральной налоговой службы, которая бы давала ИНН каждому иностранному работнику и вело бы как взаимодействие по этим вопросам, так и контроль за соблюдением нашего налогового законодательства.
Следующий блок, который должен быть в миграционном терминале - служба расселения. Прибыл иностранный работник, ему надо где-то жить. Здесь мы выходим на гостиницы упрощенного типа. Здесь мы выходим на взаимодействие с риэлторскими агентствами, с частным сектором. Т.е. мы должны понимать, что люди, прибывшие сюда: во первых: они должны быть поселены, расселены в нормальные человеческие условия. Они должны быть защищены каким-то минимальным социальным пакетом. И только в этом случае, отработав в России сезон, или на тот период, на который они приехали зарабатывать деньги, и вернувшись к себе домой, они привезут нормальное чувство уважения к нашей стране и ко всему русскоязычному, что сегодня продолжает оставаться на территории наших бывших союзных республик. Потому что сегодня представители Средней Азии, Закавказья, находясь на территории Москвы, или другого субъекта РФ, испытывая к себе вот это негативное отношение, живя в нечеловеческих условиях, представляете, возвращаясь домой, с каким отношением они относятся к России, ко всему русскому а, главное, к русскоязычному населению и к русской культуре, которая продолжает еще все-таки занимать достаточно доминирующие позиции в их государствах. Понятно, что резко негативное. Вот, чтобы этого не было - это уже и политическая составляющая этого вопроса, нужно принимать решение здесь на территории Москвы. Собственно, как и в других субъектах РФ.
Следующий блок, который должен быть - это, если хотите, сама миграционная биржа. Каким образом, выстроить работу? Сегодня получается так, что в Москву едут все те, кто хочет ехать, а не те, кто нужен городу. В результате этого в городе очень большой наплыв иностранной рабочей силы низкой квалификации. Т.е. люди практически без образования, без специализации. Это разнорабочие: куда пойти, что поднести и что сделать. Но есть ли необходимость в таких работниках. Вероятно, столь острой необходимости в таких работниках нет. Нужны действительно специалисты. Для того, чтобы приглашать специалистов, нужно перейти от стихийного к организованному набору иностранных работников. Как это сделать? Миграционный терминал предполагает создание в перспективе, или путем заключения соглашений со странами исхода иностранной рабочей силы. Т.е. работодатели подают заявку, выстраивается цепь: этому работодателю на период, на полтора месяца нужно 100 иностранных работников для подготовки котлована. После этого они ему уже не нужны, и тут встает вопрос, значит следующий работодатель, который там занимается строительствами или еще какими-то вопросами, ему они нужны. Т.е. выстраивание цепочки, передача по цепочке вот этих иностранных работников. Таким образом, мы сократим число иностранных работников, мы четко будем обеспечивать заявку работодателей. И главное, мы сможем найти любого человека, я имею в виду иностранного работника, в реальный момент времени. Таким образом, и предварительный отбор вот этих иностранных работников производить на территории страны исхода, т.е. по заявке работодателей: специализация, квалификация, пол, возраст, уровень знания русского языка и т.д., по этим критериям первичный отбор производится на территории, например, Киргизии. И эта группа иностранных работников уже под гарантией Правительства Москвы едет сюда, миграционный терминал занимается их размещением, пребыванием и направлением на работу. И, как результат, считаем, что мы получим, во-первых: более контролируемую ситуацию с миграционными потоками - это во-первых. Во-вторых: будут вытеснены (еще одна проблема на сеголдня) теневые структуры. Когда вы едете в метро, видите зачастую объявления: "Регистрация в течение дня, медицинские справки в течение двух дней, трудоустройство в течение двух часов". Не правда это все. Что бы провести анализы - и получить результаты по этим медицинским анализам - необходимо как минимум 3 недели. Поэтому все объявления, которые обещают это сделать в течение дня, часа или двух дней - это фикция. Это липовые организации, которые необходимо вытеснять. И сегодня сложился целый сектор теневого бизнеса по поставке сюда иностранных работников в то числе и нелегальных работников. Вот миграционный терминал - это все-таки дело государственное. Это государственное учреждение. И при проработке вопроса многие работодатели заранее уже сказали: "Нам выгоднее и удобнее иметь дело с государственной структурой, потому что будет обеспечено чистота приема на работу иностранных работников и, если хотите, вытеснение этих теневых структур из этого сектора экономики.

Ведущая: Миграционная программа московского правительства противоречит политике федеральных властей по привлечению иностранной рабочей силы. Как планируется решаться эта проблема? Вопрос от Андрея Борисовича из Москвы.

Александров: Противоречит или не противоречит - это вопрос спорный. Во-первых, я бы здесь не делал бы таких резких заявлений. С чем это связано? Россия - большая необъятная страна - наша родина, и каждый субъект имеет свои особенности, в т.ч. и Москва. Даже в вопросах регулирования миграционных потоков существуют особенности. Давайте возьмем Санкт-Петербург и Москву, наши особенности заключены в том, что у нас избыток иностранной рабочей силы. Особенности Калининграда - Калининградской области в том, что у них недостаток в иностранной рабочей силе. Почему, потому что это территория Российского государства. Добраться туда можно либо на самолете, либо на поезде, но, имея транзитную визу, за которую надо заплатить. Поэтому иностранный работник, пребывая на территорию страны, ставит себе задачу максимально заработать денег, а не потратить их на транзитную визу в Калининград или на самолет, или на паром из Санкт-Петербурга в Калининград, что, наверно, еще дороже. Проблемы Хабаровского края, проблемы Дальнего Востока - в принципе и в корне отличаются от проблем Санкт-Петербурга и Москвы. Поэтому на общефедеральном уровне принимается общее решение, но на том же общефедеральном уровне Правительством РФ принято постановление, определяющее квоту для Москвы. Мы говорим о том, что Москва перенасыщена и нет необходимости в привлечении всех желающих в Москву на заработки. Такая квота по этому году установлена 750 тысяч человек из стран с безвизовым режимом въезда и 60 тысяч человек - для стран с визовым режимом въезда. С учетом того, что я говорил ранее по поводу 500 тысяч человек, из которых 350 тысяч не трудоустроены, Правительство Москвы настаивает на резком сокращении квоты на следующий год в три раза. Мы говорим, что раз у нас только треть может устроиться, значит и надо вводить квоту на эту треть. В предложениях, поданных Правительством Москвы в Правительство РФ звучит цифра 250 тысяч человек из стран с безвизовым режимом въезда и 50 тысяч человек из стран с визовым режимом въезда.

Ведущая: Как в Москве реализуется федеральная программа "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом"? Вопрос от Татьяны из Омска.

Александров: По поводу этой программы я могу сказать следующее: В рамках целевой федеральной программы определены категории субъектов РФ - группа А, В, С, которая определяет возможность участия регионов в этой программе. Москва не попадает ни под категорию А, ни под категорию В, ни под категорию С. Т.е. с формальной точки зрения можно сказать, что Москва не участвует. Но, тем не менее, понимая значимость этой работы, понимая, то, что Москва является главными воротами России и практически 90 процентов миграционных потоков пойдет через нее, Правительством Москвы приняты комплексные мероприятия по оказанию содействия в реализации целевой федеральной программы. О чем идет речь? Речь идет о том, что должно оказываться необходимое содействие в организации транзитного пребывания в Москве наших соотечественников, переселяемых из за рубежа. Это и информационная составляющая, это и организационная составляющая, это и вопросы, связанные с их временным пребыванием на территории столицы.

Вопрос: Мы переходим к следующему блоку, который касается трудовых отношений. Каким образом будет привлекаться к административной ответственности работодатель за нарушение миграционного законодательства, т.е. за привлечение нелегальных мигрантов? Вопрос от Сергея Викторовича из Москвы.

Ответ: Вопрос очень правильный и своевременный. С учетом важности этого вопроса в конце прошлого года в ноябре месяце вступил в силу федеральный закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Изменения предусматривают новый подход в установлении ответственности работодателей за привлечение нелегальных мигрантов и, в принципе, этот подход кардинально изменился. Если раньше работодателей штрафовали за факт привлечения иностранной рабочей силы, и штрафы составляли 2-3 тысячи рублей. Сколько было этих работодателей: 1, 2, 10, 100, роли не играло, то сегодня, во-первых: ответственность предусматривает не за факт привлечения, а за каждого иностранного работника. И второе: максимальная сумма штрафа за факт привлечения иностранного работника, незаконного привлечения на заработки, составляет до 800 тысяч рублей. Т.е. представьте, если 100 человек нелегально работают, максимальная сумма 100 на 800 тысяч рублей. Я понимаю, что это максимальная сумма, я понимаю, что соответствующие правоохранительные органы сначала будут штрафовать начиная с минимума, но все равно это даже для крупных компаний, которые используют иностранных работников существенные деньги. И с учетом опыта работы первых 9 месяцев можно сказать о положительном эффекте принятия этого закона. Действительно работодатели стали интересоваться, стали звонить, стали подтверждать. У нас открыта горячая линия, на сайте комитета и МЦТО можно найти перечни всех разрешений, выданных на работу. Т.е. работодатель может проверить документы, разрешение, представленное иностранным работником на работу, является ли оно фактическим или поддельным. Даже это сегодня предусмотрено. Но есть и ряд не решенных вопросов. Необходима ответственность именно физических лиц как работодателей за привлечение иностранных работников. Для этого нужен механизм принятия по регистрации вот этих договоров именно на территории Москвы с иностранными работниками. Второе: необходимо внесение изменений в КОАП об ответственности недобросовестных квартиросдатчиков. Ведь не секрет, что у нас сегодня по одному адресу может быть однокомнатная квартира, в ней проживать, или быть поставлено на учет до 50, а то и до 100 представителей среднеазиатских или закавказских республик. Вот с этим тоже необходимо бороться. И соответственно, человек, сдавший квартиру нелегальным мигрантам должен нести за это ответственность. Такие предложения также готовятся и будут направлены на рассмотрение депутатов Государственной думы.

Ведущая: Как защищается труд иностранных граждан, поскольку нелегальная и низкооплачиваемая иностранная рабочая сила - это демпинг на российском рынке труда. Что делается в этом вопросе? И куда сами иностранные рабочие могут обратиться прежде всего за защитой своих прав? Вопрос от Геннадия Борисовича из Москвы.

Александров А.О. Если мы говорим про иностранных работников, то комплекс этих мероприятий, о которых я говорил выше и внесение изменений в российское законодательство создает достаточную правовую базу для их защиты. Т.е. ответственность работодателей, либеральный характер их пребывания на территории России в принципе позволяет решать все эти вопросы. Более того, в законе о занятости населения в РФ говорится о том, что законодательство о труде в равной мере распространяется на граждан РФ, на граждан иностранных государств и на лиц без гражданства. Т.е. в этой точки зрения правовая база имеется. Другое дело, что нужны четкие механизмы реализации и четкая деятельность контролирующих органов - правоохранительных органов за соблюдением принятых законодательных актов.
Вторая половина вопроса про антидемпинговое законодательство-более сложная проблема. Свободное прибытие на рынки труда иностранных работников говорит о том, что оказываются незащищенными москвичи и граждане РФ. Ведь не секрет, что иностранные работники готовы идти работать за более низкую заработную плату, чем сами москвичи или жители Подмосковья, или жители Центрального федерального округа. Вот в этом случае действительно необходимо антидемпинговое законодательство, и мы поднимаем этот вопрос уже достаточно давно. Мы выходили с ним на заседание Трехсторонней российской комиссии по социальному партнерству, участниками которой являются представители власти, работодатели и профсоюзы о необходимости принятия такого антидемпингового законодательства. Это не должен быть просто минимальный уровень заработной платы, а это должен быть разрез по всем отраслям экономики с конкретными условиями работы и с конкретными цифрами по заработной плате.

Ведущая: Какие изменения в законодательстве позволяют выстраивать новые отношения между работодателем и работником? Какова реакция иностранных граждан и работодателей на столь значительное упрощение найма? Вопрос от Сергея Викторовича из Москвы.

Александров А.О.: Российский работодатель практически выведен из этого процесса. Единственная его обязанность - это направить уведомление о том, что он заключил трудовой договор с иностранным работником в Федеральную миграционную службу и в Управление занятости по городу Москве. Все остальные вопросы он должен решать так же как и с российскими работниками. То, что касается реакции работодателей стран исхода иностранной рабочей силы, не знаю, не занимались, честно говоря, этим вопросом. Если люди оттуда едут, значит нет соответствующих условий для реализации этих потребностей. Нет работы, нет денег для ее оплаты. Не от хорошей же жизни представители Таджикистана, Узбекистана, Киргизии едут к нам сюда на заработки. Значит, ситуация в этих странах - экономическая ситуация и ситуация на рынках труда такова, что люди от безысходности принимают единственно верное, как им кажется, решение поехать в Россию на заработки.

Ведущая: Вопрос от Владимира Сергеевича из Москвы. Как Вы считаете, какие меры нужно предпринять для того, чтобы организации, незаконно оформляющие разрешительные документы, прекратили свою деятельность?

Александров: Этот вопрос скорее не ко мне, это вопрос к правоохранительным органам. Я же считаю здесь две составляющие. Первое: это деятельность правоохранительных органов. Если будет принципиальная позиция контролирующих органов, то навести порядок в этой сфере не сложно. Все эти организации открыты, им нужно рекламировать свою деятельность, поэтому я говорил уже про метро. Написаны везде объявления, но представители Федеральной миграционной службы, представители МВД, других правоохранительных органов, берите эти телефоны, звоните, поезжайте на место и разбирайтесь. Суть-то, на первый взгляд не такая уж проблема. Вопрос в другом: раз существует эта ниша, и существует спрос, значит нужно организовать решение этих вопросов. И если государство их не организует и длительное время самоустраняется от их решения, то понятно, что эта сфера будет занята теневыми структурами. То, что сегодня и произошло. И вот создание нашего миграционного терминала возвращает все на круги своя, т.е. этот вопрос государственный. И организация общая должна быть возложена на государственные органы управления, будь то государственное учреждение, будь то орган власти - это уже второй вопрос, но дело это государственное. И если государство достаточно эффективно будет регулировать эти вопросы, то они сами по себе теневые структуры будут вытеснены и оттеснены оттуда. Я вам приведу простой пример, советские времена, продажа из под полы, спекуляция. Что было сделано? Открыт рынок. Сегодня понятия "спекуляция" отсутствует как таковое. Также как, может быть, очереди за дефицитными товарами. Идите в магазин и покупайте, просто они стоят достаточно дорого. Также и здесь, пока государство не возьмет в свои руки и не выстроит эффективный механизм регулирования, т.е. уберет поле деятельности для теневых структур, этот вопрос будет оставаться открытым.

Ведущая: И в завершение всего вышесказанного последний вопрос от Надежды Викторовны из Ростова на Дону. Низкий уровень рождаемости в России остро ставит вопрос о дефиците "рабочих рук", главный (если не единственный) источник которых - население стран СНГ.
Тогда почему же складывается такое отношение к мигрантам? И как нам следует преодолеть сложившуюся ситуацию.

Александров: Хороший вопрос. Я уже говорил, что государство длительный период самоустранилось от решения этих вопросов. И сегодня на федеральном уровне нужно дать ответ, наверное, на основной вопрос. Миграция и иностранные мигранты, пребывающие на территорию России - это в принципе хорошо или плохо? Если это хорошо, значит нужно предпринять меры по наведению порядка в этой сфере и по организации, по принятию управленческих решений для регулирования миграционными потоками. Вопрос тесно увязан абсолютно правильно с демографией, по оценкам экспертов вообще для того, чтобы освоить нам нашу территорию у нас население должно быть не меньше по некоторым оценкам 500 миллионов, по некоторым оценкам 300 миллионов. Но в любом случае мы не тянем даже на половину самых низких оценок. Встает вопрос, что нужно привлекать, или приглашать иностранцев для освоения нашей территории. Тогда следующий вопрос: кого приглашать? Кто наиболее близок к нам? Наверное, это действительно бывшие страны Советского Союза, бывшие союзные республики Советского Союза, а ныне страны СНГ. Они близки к нам по менталитету и потому, что период существования Российской империи достаточно большой плюс. Период существования Советского Союза, где было единое историческое развитие и социально-экономическое развитие, единое культурное развитие. Поэтому понятно, что в таком ракурсе решение вопроса нужны пребывающие из стран СНГ. Вопрос немножко в другом те люди, которые пребывают на заработки в Москву, в другие крупные города России, они не являются мигрантами в полном смысле этого слова. Они приехали в Россию не на постоянное место жительства, они приехали на сезон, это сезонные рабочие. И тогда встает проблема, а если бы они приехали на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, соответственно необходимо применять в полном объеме программы по интеграции и адаптации их в российское общество. А если они приехали временно, в силу объективных причин, слабо зная русский язык, потому что после развала Советского Союза ряд наших советских республик взяли курс на суверенизацию на почве национальной идеи. Т.е. все национальное - хорошо, все русское - плохо, в том числе и русский язык. Кстати, по русскому языку мы с 350 миллионов в 1990 году, точнее в 1989 году знающих по миру и поддерживающих русский язык сегодня опустились до 270 миллионов, т.е. 80 миллионов у нас потерь. И только сегодня тенденция начинает плавно изменяться от падения дальнейшего к небольшому подъему. Т.е. интерес в мире к России опять начинает пробуждаться. Решение вот этих вопросов по переселению, конечно, должно решаться, но должно решаться и в том ракурсе, что эти люди должны осознанно приезжать на территорию Россию и принимать российскую культуру и принимать те правила жизни, которые существуют в нашей стране. А если они приезжают временно, то они и селятся временно, они не ставят себе задачу глубокого изучения русского языка, они не ставят себя задачу интеграции в общество. Вот оно. Они временно живут, утром они работают до вечера, потом они находятся в своей бытовке, на своем языке со своими традиционными устоями жизни заканчивается период их пребывания 5-6-7 месяцев, они уезжают обратно к себе домой. Это в принципе достаточно уникальный случай вообще в мировой практике: вот такая вот сезонная трудовая миграция.

Ведущая: Алексей Олегович, спасибо большое за широкое освещение миграционной политики города Москвы. Напоминаем, что интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

01.10.2007
http://www.garant.ru/cooperation/gov/interview/01102007.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован